«Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»
методическая разработка по логопедии

Чуркина Алена Александровна

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка, и он чаще всего проводил свое время, сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка35.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ревякинская СОШ»

«Лучшая методическая разработка учителя-логопеда - 2024»

Тема: «Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»

Учитель-логопед: Чуркина Алёна Александровна

МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»

        

Аннотация.

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка, и он чаще всего проводил свое время, сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?

Содержание.

I. Введение

II. Основная часть

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение 1

VI. Приложение 2

VII. Приложение 3

VIII. Приложение 4

IX. Приложение 5

  1. Введение.

        Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Нарушения речи таких учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Учителя-логопеды с каждым днем сталкиваются с проблемой, нехватки методических пособий для проведения полноценных коррекционных занятий с детьми, имеющих ОВЗ.

Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Отмечается несформированность импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (активное высказывание) речи. В большинстве случаев нарушение устной и письменной речи.

У них оказывается несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

Цель: поиск новых, наиболее эффективных способов для развития и поддержания речевой деятельности у младших школьников с легкой умственной отсталостью.

Задачи:

- выявить результат возможности использования кукольного театра, в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими диагноз, легкая умственная отсталость.

- разработать картотеку упражнений с применением кукольного театра, как средства развития и поддержания речевой деятельности у младших школьников с диагнозом, легкая умственная отсталость.

- поделиться полученной информацией, выявленной из авторской разработки, с коллегами.

Предполагаемые результаты:

 Развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

Формирование пространственных, временных представлений

Формирование словарного запаса и связной речи

Формирование лексико-грамматического строя речи

Развитие психологической атмосферы  

Развитие общей и мелкой моторики мышц

  1. Основная часть.

Коррекционно - развивающие возможности кукольного театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.

Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.

Стопроцентный коррекционный эффект от занятия, можно получить только на положительном эмоциональном фоне. 

Психологический настрой — это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон.

Все положительные эмоции, которые вложены в психологический настрой, вернутся в ходе занятия.

(Приложение 1)

 развитие речевого дыхания и фонематического восприятия, немаловажны в логопедической работе,
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе.

(Приложение 2)

Кукол можно использовать при автоматизации, дифференциации звуков.

(Приложение 3)

Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка.
Пальчиковые упражнения с использованием пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр.

(Приложение 4)

А самое увлекательное для младших школьников, оказалось постановка/пересказ сказок.

(Приложение 5)

Выполнение артикуляционной гимнастики помогает игрушка

«Волшебный язычок»

(Приложение 6)

  1. Заключение.

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения.

У детей с  ОВЗ имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры. 

Кукла помогает установить контакт с ребенком, если он эмоционально «зажат». Дети скорее согласятся дать руку кукле, чем взрослому человеку. Активно взаимодействуя с куклой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром и людьми.

Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми), артикуляционной гимнастики, пальчикового тренинга.

Куклотерапия и театрализованная деятельность способствуют устранению болезненных переживаний ребенка, укреплению его психического здоровья, развитию самосознания и улучшению его социальной адаптации. 

Занимаясь с детьми кукольным театром, я делаю жизнь моих учеников интересной и содержательной, наполняю ее яркими впечатлениями и радостью творчества, но самое главное -  этот вид деятельности может быть своеобразным шагом интеграции ребенка в обществе и эффективным средством коррекции и развития речи.

  1. Литература:
    1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
    2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
    3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
    4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
    5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
    6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007

        

  1. Приложение1.

Упражнения. Психологический настрой.

  1.  «Колокольчик»

Цель: формирование позитивного настроя, доброжелательного

отношения детей друг к другу и к педагогу.

Смотри, к нам пришел в гости Карлсон и принес колокольчик, давай поприветствуем друг друга с помощью колокольчика!? Логопед надевает игрушку – Карлсона на руку, звеня в колокольчик здоровается с ребенком, а затем ребенок повторяет данные действия.

(возможна работа в подгруппе)

  1.   «Бабушкин клубочек»

Цель: формирование позитивного настроя, доброжелательного

отношения детей друг к другу и к педагогу.

Смотри у бабушки волшебный клубок, кому она его передает у того появляется радостное настроение, давай попробуем?! Логопед надевает на руку игрушку- бабушку передает клубок ребенку, ребенок показывает мимикой радость, затем ребенок повторяет действия за логопедом. (возможна работа в подгруппе)

  1. Приложение 2.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

  1. Ёжик.

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Смотри какой ёжик, он нас научить правильно дышать, давай попробуем? А ты знаешь какие он звуки произносит? Ёжик дышит вот так: УШ-УШ-УШ-УУУУУШШШШШ. Логопед надевает шапочку ёжика и демонстрирует, затем предлагает повторить ребенку.

  1.  Марфушины Снежинки.

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Это девочка – Марфуша, смотри, что у нее в руках, это снежинки. Марфуша долго играла в снежки и у нее рукавички все в снегу, давай поможем очистить варежки Марфуше от снежинок!? Необходимо сделать глубокий вдох и подуть на снежинки  со звуком С-С-С-С-С-С-С-С; Логопед надевает игрушку- Марфушу на руку, демонстрирует действия, затем предлагает повторить ребенку.

  1. Приложение 3.
  1. Автоматизация звука «Р»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Смотри у нас в гостях волчонок - Артем. А ты знаешь, какой он звук произносит когда сердится? Давай попробуем?! У него получается вот так, логопед надевает игрушку-волчонка на руку и произносит:

а) АР-АР-АР

ОР-ОР-ОР

УР-УР-УР

ЭР-ЭР-ЭР

ЫР-ЫР-ЫР

б) АРА-АРА-АРА

ОРО-ОРО-ОРО

УРУ-УРУ-УРУ

ЭРЭ-ЭРЭ-ЭРЭ

ЫРЫ-ЫРЫ-ЫРЫ

в) ДРА-ДРА-ДРА

ДРО-ДРО-ДРО

ДРУ-ДРУ-ДРУ

ДРЭ-ДРЭ-ДРЭ

После ребенок повторяет действия за логопедом.  Точно также при помощи игрушки-волчонка Артема и Лисы Ланы, формируется дифференциация звуков Л-Р.

VIII. Приложение 4.

4.1 Упражнение «Зайчики на пальчиках»

Цель: развитие мелкой моторики, речевой деятельности.

Логопед и ребенок надевают на пальчики фигурки зайцев, совместно с ребенком произносит чистоговорку, затем просит ребенка повторить самостоятельно.

Прокатился шум лесной -. Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал, долго эхо провожал.

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

IX. Приложение 5.

5.1 Постановка сказки «Три поросенка».

Цель: создание благоприятных условий для работы группы, формирование у детей умения сотрудничать, снятие напряжения, раскрепощение.

Логопед предлагает с помощью кукол-игрушек инсценировать сказку, затем вспомнить из какого материала были сделаны домики поросят, разделить эти слова на слоги. Отдельно произнести от кого прятались поросята и произвести анализ слова «ВОЛК».

       X. Приложение 6

6.1 «Веселый язычок»

Используется для всех видов артикуляционных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с дошкольниками 5-6 лет (легкая умственная отсталость) "В гостях у Федоры"

В содержание образовательной деятельности вошли задания и деятельность с детьми, направленные на закрепление и обобщение представлений дошкольников по теме "посуда".  Комбинированная деятельность...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...

«Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»

Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....

Опыт работы «Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»

Опыт работы Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностеймладших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина...