«Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»
методическая разработка по логопедии
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка, и он чаще всего проводил свое время, сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Ревякинская СОШ»
«Лучшая методическая разработка учителя-логопеда - 2024»
Тема: «Кукольный театр – средство логопедического воздействия в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью»
Учитель-логопед: Чуркина Алёна Александровна
МОУ ИРМО «Ревякинская СОШ»
Аннотация.
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка, и он чаще всего проводил свое время, сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?
Содержание.
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение 1
VI. Приложение 2
VII. Приложение 3
VIII. Приложение 4
IX. Приложение 5
- Введение.
Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Нарушения речи таких учащихся являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Учителя-логопеды с каждым днем сталкиваются с проблемой, нехватки методических пособий для проведения полноценных коррекционных занятий с детьми, имеющих ОВЗ.
Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
Отмечается несформированность импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (активное высказывание) речи. В большинстве случаев нарушение устной и письменной речи.
У них оказывается несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.
Цель: поиск новых, наиболее эффективных способов для развития и поддержания речевой деятельности у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
- выявить результат возможности использования кукольного театра, в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими диагноз, легкая умственная отсталость.
- разработать картотеку упражнений с применением кукольного театра, как средства развития и поддержания речевой деятельности у младших школьников с диагнозом, легкая умственная отсталость.
- поделиться полученной информацией, выявленной из авторской разработки, с коллегами.
Предполагаемые результаты:
Развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
Формирование пространственных, временных представлений
Формирование словарного запаса и связной речи
Формирование лексико-грамматического строя речи
Развитие психологической атмосферы
Развитие общей и мелкой моторики мышц
- Основная часть.
Коррекционно - развивающие возможности кукольного театра состоят в том, что его применение усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.
Построение занятий в форме кукольных спектаклей создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и логопеда, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Такая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным.
Логопедические занятия с включением кукольного театра направлены на развитие всех компонентов речи, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, творческих способностей детей.
Стопроцентный коррекционный эффект от занятия, можно получить только на положительном эмоциональном фоне.
Психологический настрой — это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон.
Все положительные эмоции, которые вложены в психологический настрой, вернутся в ходе занятия.
(Приложение 1)
развитие речевого дыхания и фонематического восприятия, немаловажны в логопедической работе,
Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, т.к. у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Дыхательная гимнастика выполняется в игровой форме, используя маски-шапочки, и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включаем речевой материал, который произносится на выдохе.
(Приложение 2)
Кукол можно использовать при автоматизации, дифференциации звуков.
(Приложение 3)
Развитие мелкой моторики включает пальчиковые игры, «театр пальчиков и языка.
Пальчиковые упражнения с использованием пальчиковых игрушек превращают их в настоящий маленький театр.
(Приложение 4)
А самое увлекательное для младших школьников, оказалось постановка/пересказ сказок.
(Приложение 5)
Выполнение артикуляционной гимнастики помогает игрушка
«Волшебный язычок»
(Приложение 6)
- Заключение.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения.
У детей с ОВЗ имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры.
Кукла помогает установить контакт с ребенком, если он эмоционально «зажат». Дети скорее согласятся дать руку кукле, чем взрослому человеку. Активно взаимодействуя с куклой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром и людьми.
Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми), артикуляционной гимнастики, пальчикового тренинга.
Куклотерапия и театрализованная деятельность способствуют устранению болезненных переживаний ребенка, укреплению его психического здоровья, развитию самосознания и улучшению его социальной адаптации.
Занимаясь с детьми кукольным театром, я делаю жизнь моих учеников интересной и содержательной, наполняю ее яркими впечатлениями и радостью творчества, но самое главное - этот вид деятельности может быть своеобразным шагом интеграции ребенка в обществе и эффективным средством коррекции и развития речи.
- Литература:
1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры в детском саду». – М., 2006
2. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. «Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям», «Логопед», № 4, 2005
5. «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада», «Логопед», № 4, 2007
6. «Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы», «Логопед», № 5, 2007
- Приложение1.
Упражнения. Психологический настрой.
- «Колокольчик»
Цель: формирование позитивного настроя, доброжелательного
отношения детей друг к другу и к педагогу.
Смотри, к нам пришел в гости Карлсон и принес колокольчик, давай поприветствуем друг друга с помощью колокольчика!? Логопед надевает игрушку – Карлсона на руку, звеня в колокольчик здоровается с ребенком, а затем ребенок повторяет данные действия.
(возможна работа в подгруппе)
- «Бабушкин клубочек»
Цель: формирование позитивного настроя, доброжелательного
отношения детей друг к другу и к педагогу.
Смотри у бабушки волшебный клубок, кому она его передает у того появляется радостное настроение, давай попробуем?! Логопед надевает на руку игрушку- бабушку передает клубок ребенку, ребенок показывает мимикой радость, затем ребенок повторяет действия за логопедом. (возможна работа в подгруппе)
- Приложение 2.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Ёжик.
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Смотри какой ёжик, он нас научить правильно дышать, давай попробуем? А ты знаешь какие он звуки произносит? Ёжик дышит вот так: УШ-УШ-УШ-УУУУУШШШШШ. Логопед надевает шапочку ёжика и демонстрирует, затем предлагает повторить ребенку.
- Марфушины Снежинки.
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Это девочка – Марфуша, смотри, что у нее в руках, это снежинки. Марфуша долго играла в снежки и у нее рукавички все в снегу, давай поможем очистить варежки Марфуше от снежинок!? Необходимо сделать глубокий вдох и подуть на снежинки со звуком С-С-С-С-С-С-С-С; Логопед надевает игрушку- Марфушу на руку, демонстрирует действия, затем предлагает повторить ребенку.
- Приложение 3.
- Автоматизация звука «Р»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Смотри у нас в гостях волчонок - Артем. А ты знаешь, какой он звук произносит когда сердится? Давай попробуем?! У него получается вот так, логопед надевает игрушку-волчонка на руку и произносит:
а) АР-АР-АР
ОР-ОР-ОР
УР-УР-УР
ЭР-ЭР-ЭР
ЫР-ЫР-ЫР
б) АРА-АРА-АРА
ОРО-ОРО-ОРО
УРУ-УРУ-УРУ
ЭРЭ-ЭРЭ-ЭРЭ
ЫРЫ-ЫРЫ-ЫРЫ
в) ДРА-ДРА-ДРА
ДРО-ДРО-ДРО
ДРУ-ДРУ-ДРУ
ДРЭ-ДРЭ-ДРЭ
После ребенок повторяет действия за логопедом. Точно также при помощи игрушки-волчонка Артема и Лисы Ланы, формируется дифференциация звуков Л-Р.
VIII. Приложение 4.
4.1 Упражнение «Зайчики на пальчиках»
Цель: развитие мелкой моторики, речевой деятельности.
Логопед и ребенок надевают на пальчики фигурки зайцев, совместно с ребенком произносит чистоговорку, затем просит ребенка повторить самостоятельно.
Прокатился шум лесной -. Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал, долго эхо провожал.
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
IX. Приложение 5.
5.1 Постановка сказки «Три поросенка».
Цель: создание благоприятных условий для работы группы, формирование у детей умения сотрудничать, снятие напряжения, раскрепощение.
Логопед предлагает с помощью кукол-игрушек инсценировать сказку, затем вспомнить из какого материала были сделаны домики поросят, разделить эти слова на слоги. Отдельно произнести от кого прятались поросята и произвести анализ слова «ВОЛК».
X. Приложение 6
6.1 «Веселый язычок»
Используется для всех видов артикуляционных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД с дошкольниками 5-6 лет (легкая умственная отсталость) "В гостях у Федоры"
В содержание образовательной деятельности вошли задания и деятельность с детьми, направленные на закрепление и обобщение представлений дошкольников по теме "посуда". Комбинированная деятельность...
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью, на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, по пяти областям....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...
«Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»
Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....
Опыт работы «Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности»
Опыт работы Тестопластика, как средство повышения интереса дошкольников с легкой умственной отсталостью к изобразительной деятельности....
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностеймладших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина...