Усвоение имен прилагательных, пополнение словаря
консультация по логопедии

Для многих детей дошкольного возраста характерны затруднения в усвоении имён прилагательных, с трудом даётся им подбор слов с противоположным значением (антонимов), относительных и притяжательных прилагательных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usvoenie_imen_prilagatelnyh.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

                             Консультация для педагогов:

«Усвоение имён прилагательных, пополнение словаря»

Для многих детей дошкольного возраста характерны затруднения в усвоении имён прилагательных, с трудом даётся им подбор слов с противоположным значением (антонимов), относительных и притяжательных прилагательных. При нормальном ходе речевого развития специальной помощи не требуется, необходимы лишь правильная и достаточно богатая и образная речь окружающих ребёнка людей.

Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен думать, напрягать память, соотносить внешний вид предмета со словесным описанием.

Для закрепления названий признаков различных предметов можно предложить ребёнку такие вопросы: «Что бывает кислое? Горькое? Солёное?». «Какая по вкусу брусника? Горчица? Таблетка? Какой торт? Лук?». «Что бывает зелёное? Жёлтое? Красное? Синее?».

Поскольку для многих детей сложно запомнить названия цветов и оттенков, можно попытаться им помочь. Для запоминания цвета  первый звук в его  названии должен совпадать с первым звуком названия предмета, имеющего этот цвет: белая берёза, красная клюква, розовая роза, сиреневая сирень, жёлтый желток, зелёная зелень, коричневая кора, чёрная черника, фиолетовая фиалка, серый слон, голубой глобус, синяя слива, малиновая малина, вишнёвая вишня и т.д.

Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет всегда обладает сразу несколькими качествами. Так  яблоко может быть красным, жёлтым или зелёным (цвет), сладким, кислым или кисло-сладким (вкус), крупным, мелким или средним (размер), круглым или продолговатым (форма), спелым, ароматным, сочным и т.д.

Чтобы обучать дошкольника словоизменению и словообразованию, необходимо набраться терпения, пополнить свои знания и как можно чаще играть с малышом в словесные игры.

Слова-антонимы.

Прежде чем ребёнок сможет овладеть навыками подбора слов-антонимов, он должен хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный (различный)», «противоположный». Кроме того, ребёнок должен хорошо понимать и значение каждого из тех слов, к которым ему предстоит подобрать слова с противоположным значением. В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его признак, а также второй предмет. Ребёнок называет лишь признак второго предмета. Например: «Дерево высокое, а кустик… (низкий). Медведь большой, а медвежонок… (маленький)». Очень хорошо, если найдутся картинки, на которых попарно изображены предметы с противоположными свойствами и ребёнок сможет самостоятельно «оречевлять» их: река широкая, а ручеёк узкий; верёвка толстая, а нитка тонкая; берёза белая, а черника чрная; лимон кислый, а конфета сладкая; дедушка старый, а папа молодой.

Позже можно играть без опоры на наглядность. Взрослый произносит имя  прилагательное а ребёнок подбирает к нему слово-антоним: горячий – холодный; светлый – тёмный; добрый – злой; умный – глупый; весёлый – грустный; быстрый – медленный; острый – тупой; частый – редкий; мягкий – твёрдый; лёгкий – тяжёлый; глубокий – мелкий и т.д.  

Образование относительных прилагательных.

Чтобы ребёнку было легче понять смысл задания, надо рассмотреть несколько примеров, когда один и тот же предмет сделан из разных материалов. Хорошо  дать ребёнку потрогать, пощупать предметы, ощутить разницу между ними. Рукавички из кожи – кожаные; рукавички из меха – меховые; рукавички из шерсти – шерстяные. Ложка из дерева – деревянная; ложка из серебра – серебряная; ложка из олова – оловянная.

Из бумаги кораблик бумажный,

Он спокойно бежит по волнам.

 Где же тот капитан отважный,

 Что на нём поплывёт в океан?

Из стали ножи стальные,

А нитки из льна – льняные.

Мой глиняный шарик из глины,

Он склеен из двух половинок.

Изо льда строят дом ледяной,

А из снега, конечно, снежный.

Жить в домах таких можно зимой,

Пока солнышко светит нежно.            

Из картона коробка картонная,

В неё можно игрушки сложить.

Из бетона стена бетонная,

Будет долго она служить.

Образование притяжательных  прилагательных (чей?, чья?, чьё?, чьи?).

Чтобы ребёнку было легче усвоить образование прилагательных данного типа, слова подбираются по принципу сходства окончаний.

У вороны голова воронья, у оленя – оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у собаки – собачья, у кошки – кошачья, у птицы – птичья, у сороки – сорочья, у овцы – овечья, у зайца – заячья, у белки – беличья, у кролика – кроличья, у медведя – медвежья; у тигра – тигриная, у лошади – лошадиная, у курицы – куриная, у утки – утиная, у голубя – голубиная, у лебедя – лебединая, у орла – орлиная.

У белочки ушки беличьи,

Пушистый беличий хвост,

Нарядная шубка беличья

И очень маленький рост.

Заячьи длинные уши

 Зайцу в лесу нужны

Если внимательно слушать,

 Волки не так страшны.

У льва есть львиная грива,

Недаром ведь лев – царь зверей.

Не думай быть с ним игривым,

Беги от него скорей.

У мышки мышиные глазки

И тонкий мышиный хвостик,

Нельзя ей гулять без опаски,

По ночам лишь приходит в гости.

У утки утиная шея,

Утиные красные лапки,

Но утка совсем не умеет

Носить красивые тапки.

У оленя олений хвост,

Оленьи рога ветвистые,

Олений высокий рост,

Оленьи глаза лучистые.

У журавлей журавлиные крылья.

Журавли так протяжно кричат.

Они были прекрасной былью,

Пусть скорей возвратяться назад!

У клёна листочек кленовый,

Он очень красивый, резной.

А иглы у сосен сосновые,

Колючие все до одной.

Правильность употребления в речи ребёнка разнообразных имён прилагательных  достигается путём многократных повторений слов в различных игровых ситуациях, которые не только значительно обогатят словарный запас ребёнка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имён существительных с именами прилагательными

Открытый показСовместная интегрированная (коммуникация и познание) коррекционно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы №2  для детей с ОНР (2 года обучения)....

Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов

Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов. Описание и оборот с картинками. Готова к печати....

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразованияимен прилагательных у дошкольников с ОНР 1. Лингвистический аспект изучения  словообразования имен прилагательных2. Формирование...

Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе

Формирование словообразования имен прилагательных в онтогенезе...

Согласование имени прилагательного с существительным по теме: «Весна».

Представлена презентация согласование имени прилагательного с существительным по теме: «Весна» для развития лексико-граммтической стороны речи детей....

Особенности словообразования имен прилагательных у детей с ОНР

Формирование процесса словообразования имен прилагательных у детей с ОНР занимает достаточно много времени и вызывает многочисленные трудности. При образовании слов наблюдается большое количество ошиб...