Темпо-ритмическая организации речи у детей раннего дошкольного возраста. Что это такое и как её развивать.
статья по логопедии

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

В раннем возрасте начинает складываться просодическая сторона речи ребенка. Особое значение развитие темпо-ритмической организации речи у ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_avgust22.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Темпо-ритмическая организации речи у детей

раннего дошкольного возраста.

Что это такое и как её развивать.

Темпо-римическая организация речи начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Она является стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Так как же развивать ритм? Стихи, потешки, песенки, частушки, танцы, стоит вспомнить народный фольклор про сороку-ворону, и бабу, которая сеяла горох и прочее, все это имеет ритмическую окраску. Когда вы произносите какое-либо стихотворение или потешку, делайте особый интонационный акцент на рифме и ритме, чтобы ребенок мог услышать и легко вычленить из всего потока речи. Также необходимо подключать танцевальные движения! Они не должны быть сложными, помните, что в таких занятиях важен ритм, а не хореография.

Например, пособия по логоритмике и песенки Екатерины Железновой отлично для этого подходят.

Примеры заданий для развития темпо-ритмической организации речи.

Задание  (для взрослого): включите песенку, в которой четко слышен ритм, возьмите ребенка на руки или посадите на коленки и, качая его, постукивая по спинке, похлопывая по ножке и др., попадайте в ритм песенки, делайте акцент как в движениях, так и интонационно. Дайте ребенку телом прочувствовать ритм!

Задание 1: сделай как я! Попросите ребенка повторить за вами («Сделай как я!» или «Повтори!»): 1 хлопок, 2, 3 хлопка. 1 раз топнуть, 2,3. 1 раз стукнуть кулаком по столу,2,3. Задание 2: возьмите мячик или игрушку. Подкиньте его 1 раз, 2,3. Попросите ребенка повторить.

Задание 3 на листочках: выполняем движение и озвучиваем его (хлоп, топ, тук, пик, мяу и т.д.), одна строчка – один звуковой ряд, словно одна мелодия. Ребенок должен безошибочно повторять как количество звукоподражаний, и их произношение. Дополнительно можно раскрасить картинки.

Задание 4 на листочках: продолжи ряд. Ребенок должен продолжить логическую цепочку. Выкладывать можно камушками, игрушками, рисовать пальчиковыми красками или наклеить пластилин, такие ряды можно выкладывать не только сидя за столом дома, но и на улице, используя разные камушки, палочки, листики и т.п. Можно использовать детское пианино, которое издает звуки различных животных, также можно нарисовать ребенку «ноты», по которым он будет поочередно и в определенной последовательности нажимать на клавиши, подпевая животным.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации физического развития детей раннего дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима.Формы организации физического вос...

«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»

Цель проекта:  Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из  условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...

Тема: " Методы и приёмы организация питания у детей раннего дошкольного возраста"

Питание детей несколько отличается от питания взрослых людей. Связано это, прежде всего с большими потребностями растущего организма. Если система питания ребенка выстроена правильно, то ребенок норма...

Содержание и методика нравственного воспитания детей раннего дошкольного возраста "Мы все такие разные..."

Раннее детство — время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучени...

Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»

В семье появился ребенок. Ро­дители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, раду­ются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным сло­вам. И, конечно, у них возни­кает много во...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...