Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»
консультация

В семье появился ребенок. Ро­дители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, раду­ются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным сло­вам. И, конечно, у них возни­кает много вопросов. Один из них: «Надо ли обучать чему-то малыша и как это делать? »

Учить и развивать ребенка необходимо с самого рождения. На первом году жизни его мозг обладает наиболее высоким темпом развития, начинают формироваться предпосылки для обучения ребенка, так как совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощуще­ния, создается база интеллек­туального и речевого развития. А вот речь ребенка начинает развиваться еще до рождения. Находясь в утробе матери, он слышит ее голос и получает информацию об особенностях родного «материнского» языка. Кому же доверить развитие и обучение малыша?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему «Такие простые игры»

В семье появился ребенок. Родители, наблюдая, как растет и развивается их малыш, радуются первой улыбке, первым звукам, первым лепетным словам. И, конечно, у них возникает много вопросов. Один из них: «Надо ли обучать чему-то малыша и как это делать? »

Учить и развивать ребенка необходимо с самого рождения. На первом году жизни его мозг обладает наиболее высоким темпом развития, начинают формироваться предпосылки для обучения ребенка, так как совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения, создается база интеллектуального и речевого развития. А вот речь ребенка начинает развиваться еще до рождения. Находясь в утробе матери, он слышит ее голос и получает информацию об особенностях родного «материнского» языка. Кому же доверить развитие и обучение малыша?

Несомненно мама - главный человек, осуществляющий связь младенца с окружающим миром и именно поэтому она его первый учитель. В таблице приведены среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Советуем родителям в дневнике развития малыша отметить момент появления гуления, лепета, первых слов, фраз. Сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. В возрасте 1 года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,  поэтому роль лепета имеет большое значение для дальнейшего развития.

Важно знать, что если указанные формы не появляются в определенный период или имеются единичные проявления, это должно насторожить вас. Итак, что нужно для обучения и развития ребенка? Для развития и стимулирования интеллектуального, психического и физического развития малыша не нужны

Возраст, мес.

Возрастные характеристики доречевого периода

2

Первые звуки. Интонирует крики (удовольствия и неудовольствия)

ДоЗ— 3,5

Ответные звуки. Активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, стабилизируется улыбка, появляется смех. Начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — комплекс оживления

3—4

Гуление (кряхтение, визг, произношение отдельных гласных звуков, слогов, ребенок как будто играет с ними). Появляется избирательное внимание к речи окружающих. Начинает узнавать голос матери или близкого человека

5--6

Период молчания (может отсутствовать). Сочетает гласные с согласными, образует цепочки слов типа ба-ба-ба, да-да-да, га-га-га — появляется лепет

6—8

Разнообразные звуки, лепет. Лепет не является собственно речью, он не зависит от «научения», это показатель созревания малыша. Он овладевает элементарным пониманием речи, основанным на различении только ее ритмико-интонационного состава. Понимает многие слова, узнает названия отдельных предметов, которые ему показывают

8—12

Лепет становится богаче и разнообразнее: отраженный лепет-повторение за взрослым и самолепет — собственная речевая активность. После появления первых настоящих слов лепет постепенно затухает. Первые слова (из двух-трех открытых слогов: тля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Начинает выполнять простые словесные инструкции, дополненные жестами

10—11

Понимает речь, основанную на восприятии звукового состава слов, стремится контактировать со взрослыми

12

Начинает овладевать элементами социально-бытовых навыков — проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т.д. В эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами: На, дай, там, мама, папа, бах, ав-ав, би-би и др. Активный словарь от 2 — 3 слов до 15 — 20

сложные приспособления и дорогие игрушки. Тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка — основа формирования всей психической деятельности малыша. Чуткая мать может влиять не только на поведение своего ребенка, но и на весь процесс познания. Сразу после рождения как можно чаще общайтесь с ребенком «глаза в глаза». Это поможет ему наладить непосредственную связь с вами и даст хороший старт для его развития.

В процессе повседневного ухода следует обучать его комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Малыш с самого рождения готов к познанию: все то, что он чувствует, видит и слышит, систематизируется и накапливается в его памяти. Накопление чувственного опыта необходимо сочетать с развитием моторной активности. Ваша задача — создать условия для наиболее полной реализации его стремления к познанию и развитию.

Развитие слуховых функций

Прожив всего 12 ч от рождения, ребенок уже отличает человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями.

Ухаживая за малышом, разговаривая с ним ласково и выразительно, вы делаете первые шаги в формировании базы речи. Ваш голос — главный стимулятор для развития слуха ребенка. Разговаривайте с ним во время кормления, купания, переодевания. Читайте стишки, потешки, пойте коротенькие песни, изменяя тональность и высоту голоса. В возрасте от 6 до 9 мес. играйте в «Ладушки», «Куку», «Сорока-ворона» и т.д.

Периодически, в течение дня давайте ребенку послушать какую-либо звучащую игрушку (звоночек, колокольчик, погремушку, резиновую пищалку). Включайте (но ненадолго!) музыку различного характера (быструю, медленную, веселую, грустную). К 3 мес. ребенок должен уметь определять местонахождение источника звука в пространстве (в ответ на звуковой стимул ребенок поворачивает голову к источнику звука). Меняйте местоположение источника звучания. Учите ребенка реагировать на собственное имя. Прежде чем подойти к кроватке малыша, ласково позовите его по имени. Называйте членов семьи по именам. К 9 мес. ребенок в состоянии различать по имени членов семьи (даже когда не видит перед собой человека, имя которого называют).

Не забывайте и о звуках, которые окружают нас в быту: звонок будильника, телефона, шум воды, шуршание бумаги и т.д. Каждый раз объясняйте малышу, что (или кто) именно издает этот звук.

Как только малыш научится сидя манипулировать одной рукой, сделайте для него

банки-бренчалки, которые можно наполнить любой крупой, пуговицами, разноцветными камешками, шариками, колечками. Играя с ребенком, обязательно комментируйте свои действия. Катая машинку, говорите «би-би-би», катая паровозик — «ту-ту-ту», стуча молоточком — «тук-тук». Пойте малышу, ритмично ударяя по барабану или пустой коробке.

По мере взросления развивайте у ребенка способность находить источник звука на различной высоте и расстоянии.

В 10—12 мес. обращайте его внимание на отдельные звуки, различные звучащие предметы: в соседней комнате, за дверью, на прогулке на поющих птиц, на животных, издающих различные звуки, при этом не забывая озвучивать услышанное: «Собака ав-ав-ав, птичка чик-чирик».

К концу первого года жизни ребенок с нормальным психическим развитием и сохранным слухом адекватно реагирует на речевое общение и интонацию, отвечает действием на некоторые словесные просьбы.

Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослым и на окружающие предметы, он долго не дифференцирует «своих» и «чужих».

Развитие зрительной функции

Ваше лицо — самый интересный объект для рассматривания, по крайней мере, в течение первых 2 мес. жизни ребенка. Дайте возможность малышу как можно лучше его изучить. Почаще смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, пойте ему. И не забудьте — оптимальное расстояние для рассматривания в этом возрасте — 20—30 см. Ребенок обладает врожденными способностями к подражанию, поэтому «стройте» ему рожицы, улыбайтесь, хмурьте брови, выпячивайте нижнюю губу, высовывайте язык, пропевая звуки, утрируйте их артикуляцию.

Предоставьте малышу возможность составить свое впечатление о доме, в котором он живет. Перемещайте его по комнате, обращайте внимание на игрушки, заранее расставленные предметы (их не должно быть много). При этом обязательно разговаривайте с ребенком, прислушивайтесь к тиканью часов, звуку шагов, все сопровождая речью: «Тик-так!», «Топ-топ!» и т.д.

Подобные передвижения способствуют равномерному развитию полей зрения обоих глаз.

В первые месяцы жизни наибольший интерес для ребенка представляют простые геометрические формы с контрастными черно-белыми изображениями. Раскрасьте картонные кубики разной величины черно-белыми полосками или решетками. Различные яркие и контрастные игрушки — прекрасный инструмент для стимуляции зрительной функции, но не переусердствуйте с ними — все должно быть в меру. Игрушки меняйте через каждые 2—3 дня. Рядом с кроваткой вешайте контрастные коврики, игрушки, картинки, яркие плакаты.

Не забывайте вместе с малышом смотреться в зеркало, стоя на расстоянии 20—30 см от него. Глядя в зеркало, ласково беседуйте с ребенком: расскажите про его толстые щечки, красивые глазки, про то, какой он умный и красивый. Вместе с ребенком можно рассматривать увеличенные фотографии близких малышу людей — мамы, папы, бабушки, дедушки, братика или сестренки.

Стимулируйте прослеживающие движения глаз малыша; научив его следовать взглядом за предметом (яркой игрушкой, фонариком), медленно двигайте в разных направлениях — вправо, влево, вверх, вниз, по кругу.

В возрасте 3 мес., когда малыш начинает изучать свои ручки, вкладывайте в них игрушки и различные предметы. Игрушки и различные по твердости и весу небольшие предметы могут быть разной конфигурации и нести различную тактильную информацию (их поверхность может быть мягкой, бугристой, шероховатой, пупырчатой).

На манжетку, сшитую из мягкой фланелевой ткани и застегивающуюся на «липучке» на запястье ребенка, можно прикрепить колокольчики, ленточки, аппликации. Все должно быть безопасным для него, все игры с предметами должны проходить под наблюдением и с участием взрослого.

По мере взросления учите ребенка следить за светом фонарика или свечки, лицом взрослого, источником звука. Показывая предметы или игрушки, начинайте перемещать их, постепенно увеличивая расстояние, но не более чем на 1 м от глаз ребенка. Надевайте себе на шею яркие бусы различных размеров из натуральных камней, дерева, платки или шарфы из различной ткани. Наклоняясь над ребенком, разрешайте ему трогать эти вещи, чтобы у него формировалось представление о качествах и свойствах разнообразных предметов.

Как только у малыша разовьется способность действовать двумя руками, подвесьте ему в кроватку разнообразные предметы быта — деревянные ложки, пластмассовые кружки. Играйте в прятки, используя платки, коробки различной величины с яркими наклейками, завязанные бантами, тесемками. Все игры сопровождайте речью: «Где мишка?», «Куку!», «Где? Найди!» и т.п.

Когда малыш сможет сидеть в кроватке, учите его бросать игрушки на пол, в тазик. Это не пустое развлечение, а серьезная интеллектуальная работа. Падающие предметы должны издавать различные звуки.

В 5—6 мес., используя экран (лист картона), ширму, показывайте ребенку «фокусы». С одной стороны уходят одни предметы, а с другой стороны появляются другие. Затем, ближе к 10 мес., предметы должны отличаться размером, цветом.

Начиная с 3 мес. у ребенка формируются представления о цветовом различии окружающих предметов. Прикрепив на спинку кровати круги желтого, синего, красного и зеленого цвета, называйте цвет круга, которым он заинтересовался. Круг, разделенный на цветовые сектора, также способствует формированию зрительного различения основных цветов.

Для развития остроты зрения, начиная с 6 мес., учите ребенка смотреть на мелкие предметы. Для рассматривания можно пришить к ткани пуговицы различной величины и различных цветов или сшить небольшой коврик с нашитыми на него прочно и надежно бабочками, пумпончиками, кнопочками и т.д. Не забывайте следить за тем, чтобы «несъедобные объекты» малыш не потащил в рот.

Научите ребенка включать и выключать настольную лампу. Используя игры с водой, учите следить за тем, как вы ее переливаете, как движется маленький шарик или легкий предмет по воде, предложите подуть на предмет и поуправлять его движением.

После 5 мес. меняется характер зрительного прослеживания. Следя за предметом, ребенок как бы ощупывает его взглядом, осматривает. Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет или лицо взрослого, то через очень короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функции — важный показатель нормального нервно-психического развития.

Развитие тактильных функций

Первая тактильная стимуляция малыша — его тесный физический контакт с матерью, поэтому она должна быть чрезвычайно тактичной, нежной и бережной. Ваши руки обязательно должны быть теплыми. Прикасаясь, поглаживая ребенка, приговаривайте что-нибудь, улыбайтесь, доставляя своему малышу удовольствие. Попробуйте погладить его ручки и ножки варежкой (кусочком ткани), сшитой из разных тканей (шелк, хлопок, бархат и т.д.). Понаблюдайте, какое прикосновение нравится вашему малышу.

Обязательно кладите ребенка на различные по тактильным ощущениям поверхности — мягкие, пушистые, гладкие, жесткие. Сшейте из ткани различной фактуры разные геометрические фигурки, мешочки, наполнив их шариками, орехами, ватой и т.д. Для ощупывания можно использовать прочные кусочки тканей или предметы, разнообразные по тактильным ощущениям.

Используя различные предметы, помните о том, что «проба на зуб» в этом возрасте — один из основных способов получения информации об окружающем мире. Разрешая ребенку брать пищу, которую он ест, руками, не забывайте и о привитии навыков опрятности. В тазики, мисочки, наполненные различными крупами, горохом, фасолью,  орехами, камешками (пальчиковый бассейн),  разрешайте малышу запустить руку и найти предмет, который вы спрятали у него на глазах. Для тактильной стимуляции можно использовать массажные коврики, щетки. На дощечках, смазанных детским кремом, глиной, пальчиковыми красками, пальчиком ребенка можно нарисовать домики, дорожки, рожицы.

Не забывайте — все «эксперименты» ребенка обязательно должны проходить под наблюдением взрослых, обеспечивающих полную безопасность маленькому исследователю.

Вечером, укладывая малыша спать, сделайте мягкий массаж ручек, особенно пальчиков, напевая колыбельную или рассказывая коротенькую сказку, потешку.

Занимаясь с ребенком, не старайтесь воздействовать сразу на все органы чувств, подобная избыточная стимуляция может привести к тому, что малыш «выключится» из общения, и периоды сосредоточения внимания станут короче.

Важно помнить, что первый год жизни отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития. Только систематические игры-занятия могут дать положительный результат, а иногда даже предупредить отставания в развитии.

Успехов и терпения вам в ваших первых педагогических шагах. Помните, от того как вы отнесетесь к раннему периоду развития своего малыша, во многом зависит его дальнейшее психофизическое развитие.

Учитель-логопед Чекулаева Ольга Валериевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на материале лексической темы « Лес. Деревья»

Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в  коррекционно – развивающей работе  ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему: "Духовно-нравственное воспитание и семейные традиции как основа воспитания ребенка"

К сожалению в современном мире семейные традиции - это большая редкость. Поэтому приобщение детей традициям семьи и общества является одним из главных принципов дошкольного образования. Воспитание цел...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Анализ работы учителя - логопеда по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Данный анализ будет полезен при составлении отчётов логопедам, дефектологам....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Ранняя весна"

Советы логопеда родителям по закреплению у детей знаний по лексической теме "Ранняя весна"...