план по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». в группе раннего возраста от 1,5 до 2 лет.
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
план по самообразованию
на тему:
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».
в группе раннего возраста от 1,5 до 2 лет.
Воспитатель: Комлева Т.А.
Актуальность темы самообразования
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Актуальность.
Тема моего самообразования " Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста" для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада,т ак как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини др.
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же ему помочь? Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
В круг детского чтения должны входить издания, предназначенные непосредственно дошкольникам. Это разные дизайнерские типы детских книг, которые составляют библиотечку детского сада: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-раскраски, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.
Данная тема актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления личности ребёнка очень велико. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
4. Прививать интерес к положительным героям произведений.
5. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
Метоическое обеспечение
Приемы: Словесные: беседы ;игры-беседы; рассказ; чтение художественной литературы; использование игровых ситуаций; игры — беседы с персонажами сказок; сочинение историй.
Наглядные: групповые выставки; рассматривание иллюстраций.
Практические: кукольные спектакли ; игры – драматизации ;игры – инсценировки; игры – забавы; подвижные игры; пальчиковые игры; упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера; моделирование и анализ заданных ситуаций; рисование; лепка.
Формы организации: Занятие по художественной литературе по подгруппам; индивидуальная работа с ребенком; коллективные работы; тематические занятия; пальчиковая гимнастика; дидактические игры физкультминутки; драматизация.
Технические средства обучения: 1. Магнитофон;
2. CD и аудио материал.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по восприятию художественной литературы, а именно: На целенаправленное развитие внимания, памяти; На запоминание героев произведений; На развитие речи, мышления.
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации и репродукции
;2. Наглядно — дидактический материал;
3. Игровые атрибуты;
4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
5. Стихи, загадки ;
6. Открытки для рассматривания.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценированное. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
7.Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой: чтение и рассказывание.
.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ребёнок должен уметь:
Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
Запоминать считалки, скороговорки, загадки;
Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
Воспроизводить содержание произведения;
Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
Передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (рисовании, игре, музыке и т. д.).
Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки;
С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Уметь отличить стихотворение от загадки.
Способы проверки результативности работы:
. Работая в данном направлении, мною были поставлены следующие цели и задачи:
Цель - развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
Подготовительные упражнения
Развитие слуха. Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух, с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают формироваться в младенческом возрасте. Для этого проводила такие упражнения как: «Что звучит?», «Пошумим, постучим», «Мишка и зайка», «Кто там?»,» Найди и покажи» и т. д.
Развитие дыхания. Процесс дыхания играет очень важную роль в жизни человека, поддерживая жизнедеятельность всего организма. Происходит это рефлекторно. Условно можно выделить физиологическое и речевое дыхание. Развитие у ребенка физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз. Говорить нужно на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.Здесь проводились упражнения: «Лети, бабочка!», «Воздушный шар», «Бульки», «Пой со мной!», и т. д.
Развитие понимания речи
Создание речевой сферы. Для развития речи ребенка необходимо использовать любую спонтанно возникающую ситуацию.С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, купание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну, различных бытовых ситуаций (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды и др., во время игры, чтения книг, просмотра мультфильмов и т. д.Использовались упражнения: «Собираемся на прогулку», «На прогулке», «Уборка». Накопление пассивного словаря. Пассивный словарь – это набор слов и выражений, но может либо вовсе не употреблять в активной речи, либо использовать редко.Для накопления пассивного словаря использовались упражнения: «Покажи ручки», «Найди и покажи», «У кого картинка?» и др.
Развитие активной речи
Развитие речевого подражания. Речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.Проводились упражнения: «Самолеты», «Машины», «Ехали – ехали», «Баба сеяла горох» и др. Приемы, способствующие развитию активной речи детей. Развитию активной речи детейспособствуют следующие приемы: - многократное повторение речевого материала; - паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами; - вопросы к ребенку; - использование стихотворных текстов; - использование текстов с повторяющимися элементами; - договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках; - ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения); - ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен); - договаривание слов – отгадок в рифмованных загадках; - использование иллюстраций к текстам; - обыгрывание текста.Здесь использовались упражнения: «Петушок», «Гуси», «Игрушки», «Репка», «Сорока-белобока», «Цыплята», «Антошка» и т. д.
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания
культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В группе я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Курочка Ряба», «Репка» - предложили детям вспомнить действующих лиц. Усваивая содержание песен: «Антошка», «Далеко- далеко», «Я на солнышке лежу» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Цель :
- развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
План работы с детьми
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
Диагностика умений и знаний в области художественной ли | Сентябрь | |
2 | Познакомить с физиологическим дыханием, речевым выдыхом. Занятия «Воздушные шары». «Бульки» и «Сдуй шарик». «Пой со мной», игра «Насос» | Сентябрь |
3 | Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра | Сентябрь |
4 | Познакомить с занятиями с речевым подражанием: «Самолеты», «Машины», «Поиграем в дудочку», «Позвени в колокольчик». | Октябрь |
5 | Занятие «Ехали-ехали», «Баба сеяла горох», «Гости» | Октябрь |
6 | Познакомить с занятиями по развитию активной речи: «Петушок». Стихотворение А. Барто «Бычок», «Мячик». | Ноябрь |
7 | Познакомить с РНС «Теремок» | Ноябрь |
8 | Познакомить с РНС «Маша и три медведя» | Ноябрь |
9 | Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением | Декабрь |
10 | Познакомить с РНС «Репка». Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра. | Декабрь |
11 | Знакомство и разучивание стихотворение А. Барто «Мишка». И др Познакомить с потешками «Пирожки», «Цыплята». | Декабрь |
12 | Познакомить с РНС «Курочка Ряба», обыгрывание сказки «Курочка Ряба» с использованием ИКТ. | Январь |
13 | Познакомить с РНП «Два веселых гуся» Разучивание РНС «Колобок”с помощью драматизации | Январь |
14 | Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
15 | Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
16 | Познакомить с РНС «Теремок» | Март |
17 | Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением | Март |
18 | Чтение и разучивание стихотворение «Бычок» | Апрель |
19 | Разучивание песен «Антошка», «Я на солнышке лежу». | Апрель |
20 | Чтение потешки «Киска» | Май |
21 | Разучивание потешки «Киска» | Май |
22 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». «Основная задача взрослых –Открыть в ребёнке талант читателя».С. Я. Маршак.Актуальность.Тема моего...
День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»
laquo;Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста»Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое разве...
Тема самообразование «Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем ...
«Использование художественной литературы в развитии связной речи детей раннего дошкольного возраста»
....
Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста.
Тема моего доклада " Влияние художественной литературы на развитие речи у детей младшего возраста для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его раз...