Коррекционно- развивающая работа в процессе адаптации детей со стертыми формами дизартрии в условиях ДОУ
статья по логопедии (старшая группа)

Мельникова Нина Сергеевна

В данной работе рассматриваются  проблеммы адаптации детей со стертой формой дизатрии в условиях детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_melnikova.doc (47 КБ)47 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно- развивающая работа в процессе адаптации детей со стертыми формами дизартрии в условиях ДОУ

Аннотация: В данной работе рассматривается проблема  развития просодического компонента у детей с заиканием. Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной работы по формированию данного компонента, вовремя  воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты заикающихся детей и на их речь в целом.

Ключевые слова: речь, просодическая сторона речи, заикание, логоритмика, коррекционно – развивающая работа.

         Стертая дизартрия - одна из степеней выраженности дизартрии - характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.  Данная патология находится на границе между дислалией и дизартрией. Стертая дизартрия легко смешивается с дислалией по внешним проявлениям, однако при этом имеет свой специфический механизм нарушения и, по сравнению с дислалией, отличается трудностью преодоления.

В последние годы возрос интерес к дизартрии, которая является одним из тяжелых нарушений речи и проявляется в специфических нарушениях фонетической и просодической сторон речи и требует длительной систематической комплексной коррекции. Среди дошкольников распространенным речевым нарушением является нерезко выраженная дизартрия, которая представляет отдельную специальную проблему для логопедии и смежных наук, в связи с тенденцией к увеличению числа детей с минимальной мозговой дисфункцией.

      К сожалению, стертая дизартрия чаще всего диагностируется после 5 лет. Все дети, чья симптоматика соответствует данному диагнозу,  направляются на консультацию к невропатологу для его уточнения или подтверждения и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

     - медицинское воздействие;

     - психолого-педагогическую помощь;

     - логопедическую работу.

     Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения.

В ряде случаев при стертой дизартрии отмечают поражение глазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии, одностороннем птозе. При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счет асимметрии лицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.

     Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к
возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей. Часто мамы сообщают о том, что ее малыш не сразу закричал, его позже, чем других принесли кормить. В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу.

     В психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют респираторными заболеваниями. В
первый год жизни многие наблюдались у невролога, им назначалось медикаментозное лечение, физпроцедуры и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие после года у всех протекает, как правило, благополучно и ребенок снимается с  учета и больше не наблюдается у невропатолога, так как считается здоровым. Однако при более тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде различных расстройств двигательной сферы  и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.  

      Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах в детском саду. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту,  трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

        У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. При аппликации наблюдаются еще и  трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений рук проявляется  при выполнении проб пальцевой гимнастики.

        Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.

       Речевая активность ребенка в первую очередь зависит от общения с окружающими. Дети со стертыми формами дизартрии  часто очень критичны к своему дефекту и стараются  больше молчать, использовать жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Поэтому они испытывают трудности  адаптации в новом коллективе. Часто, если  у  ребенка такие сложные  речевые  дефекты, он  может  подвергаться насмешкам  сверстников,  обидным  замечаниям; отказываться принимать участие  в   концертах   и   детских праздниках. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других  детей.  Постепенно  такой  ребенок   отдаляется   от   коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или  ответить  односложно,  не  принимать участия в  играх и в других мероприятиях. И это необходимо учитывать педагогам в своей работе, ведь порой даже сами родители малыша-дизартрика постепенно  привыкают к тому, что их ребенок мало говорит и должным образом не активизируют речь ребенка, что может иметь пагубные последствия.

Задача учителя-логопеда совместно с родителями  ребенка и педагогами  убедить ребенка в том,  что речь можно исправить, можно помочь малышу  стать  таким,  как  все.  Важно заинтересовать ребенка так, чтобы  ему  самому  захотелось  участвовать  в процессе коррекции речи. А для  этого все  занятия  не  должны  быть  скучными уроками, а интересной игрой.

      В детском саду педагоги должны все режимные моменты сопровождать речью: надо называть одежду, посуду, части тела и постепенно переходить к небольшим поручениям, посильным для ребенка, таким образом, формируя в ребенке уверенность в себе, в своей значимости и незаменимости.

       Очень важно поддерживать  попытки самостоятельной речи, поощрять самые невнятные слова, просить повторить их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произнесение с правильным, а также  не боялся говорить. Очень важно и полезно привлекать детей со стертыми формами дизартрии к различным видам игр: на развитие слухового внимания («Узнай по голосу?», «Угадай, кто позвал?») и памяти («Услышь слово и покажи картинку»), чувства ритма («Хлопни как я»,»Раздели слово на слоги»), просодической стороны речи (игры – подражания), правильного звукопроизношения («Повтори за мамочкой»,»Скажи и не ошибись»). Такие упражнения крайне полезны и доступны детям и  предупреждают многие осложнения в последующем развитии дошкольника-дизартрика.

       Так как у детей со стертыми формами дизартрии наблюдаются значительные нарушения в общей и тонкой моторики, необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки: нанизывание бус, передвигание косточек на счетах, вырезывания из бумаги картинок по контуру и их раскрашивание, обведение букв по трафарету, пальчиковый игротренинг, оригами.  Развития общей координации движений: «Покажи неуклюжего медведя, «ловкого леопарда», (грациозную кошечку)  и др, игры – драматизации. Педагогам и родителям необходимо с большим вниманием относиться к самым незначительным улучшениям в точности всех перечисленных упражнений и положительно оценивать их, отмечать все продвижения ребенка. Только при соблюдении этих условий возможна благоприятная адаптация детей с данным речевым нарушением и последующая успешная коррекционная развивающая работа педагога в процессе адаптации детей со стертыми формами дизартрии в условиях детского сада.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных п...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...