Логопедическое занятие для детей с ОВЗ 6 лет по развитию речи по теме"Весна". (ТНР, в структуре дефекта - ОНР 3 уровня)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ефимова Ирина Юрьевна

В методической разработке представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.Упражнение "Подбери признак" помогает актуализировать словарь признаков,игра "Назови ласково" способствует обогащению словаря,игра"Один-много" развивает функцию словоизменения.Также представлены упражнения для развития мелкой моторики и слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheska_razrabotka_vesna.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей с ОВЗ 6-8 лет по развитию речи. (ТНР, в структуре нарушения - ОНР 3 уровня)                              

                                               Тема «Весна».

Цель. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере лексической темы «Весна»

Коррекционно – образовательные задачи:

- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна»;

 -Совершенствование грамматического строя речи;

-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Коррекционно - развивающие задачи: 

-Формирование фонематического слуха.

-Развитие мелкой моторики, , координации речи с движением.

Коррекционно- воспитательные задачи:

-Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: конверт с письмом, картинка «грустное» и «веселое» солнышко, презентация со слайдами ( весна, зима, солнышко, проталины, ручьи, сосульки, почки, птицы), мяч, картинки с изображением одного и несколько предметов.( Гнездо, гнёзда ,перо , росток, ростки, дерево, деревья, птенец,птенцы,детеныш,детеныши,лист,листья,почка,почки,ветка,ветки,

цветок, цветы.),камешки Марблс.

                                                   Ход.

Организационный момент.

К нам в садик пришло письмо. Вы хотите узнать, что же там написано? (Ответы детей).

Логопед открывает конверт.

-Здесь написана загадка:

 Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла….(весна).

-Что весной начинает пригревать? (солнышко)

-Хотите побывать в гостях у Весны и солнышка? (ответы детей)

2. Подбор слов-признаков.

Логопед демонстрирует детям солнышко.

Логопед: Друг весны - это солнышко. Но оно грустное.

Чтобы солнышко заулыбалось, нужно выполнить несколько заданий Весны.

1 задание. Подарите солнышку весенние слова, какое весной солнышко?

(д: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

-Вы много подарили слов солнышку и оно Вам заулыбалось.( Логопед показывает детям «веселое» солнышко.
2.Игра «Подбери словечко».

-  Я буду говорить Вам начало предложения, а Вы его заканчивайте. Помогут Вам картинки, которые появятся на мониторе.  ( Логопед говорит предложение,  а дети его заканчивают, подбирая нужное слово.  Игра сопровождается  презентацией.)

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

3.Игра «Назови ласково». (Логопед бросает мяч ребенку и называет большой предмет, ребенок возвращает мяч и называет маленький предмет)

Солнце-солнышко                         лужа - лужица             

Дождь —                                             луг —                       

Цветок —                                            земля-                              

Облако —                                            роща-                               

Птица —                                              вода-                                 

Птенец —                                            дерево-

Жук —                                                  ветка-

Гнездо-                                                капля —

Трава —                                               росток —

Лист —                                                 ручей —

 Физминутка.

«Весенняя капель»

Солнце стало пригревать,(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!(бег на месте)

4.Игра «Один- много» (Игра с камешками Марблс).Ребенок называет картинку и одновременно выкладывает столько камешков, сколько слогов в слове. Параллельно отрабатывается слоговой состав слова.

Гнездо – гнёзда                перо —                       росток--             

Дерево-                             птенец —                   детеныш —

Ветка-                                лист-                        

Почка-                               цветок —

 5.Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Весна»

 Кап-кап- кап, весна идет,( Пальчики здороваются).

Кап-кап-кап, сосульки тают. (Пальчики здороваются).

 Побежали ручейки (Большой и указательный палец «бегут» по столу).

Прилетели к нам скворцы. (Ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями).

 Посмотрите на полянку, здесь только зеленая трава. Чего же не хватает на полянке? (цветов)Давайте весенние цветы раскрасим и создадим весеннюю поляну. (Логопед предлагает детям контуры подснежника, мать-и-мачехи, ландыша) Дети их раскрашивают и развешивают на полянке.

6.Рефлексия.

Если Вам сегодня было легко и интересно на занятии, поднимите веселое солнышко. Если было трудно и неинтересно, поднимите грустное солнышко. (Ребенок поднимает соответствующее солнышко-веселое или грустное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей 6-7 лет по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи по теме "Осень.Лес" учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихрецка Турова Н.И.

Конспект содержит лексический материал по теме "Осень", закрепление тем "Овощи", "Фрукты". Формирование грамматических категорий-относительные прилагательные, согласование слов, употребление существит...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА. ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ»

Цели: закрепить знания детей о времени года «весна»; закрепить умение выделять признаки весны; совершенствовать умение подбирать определения к именам существительным; продолжать развивать связную речь...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе

laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.

Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт"  разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи на тему:«Весна идет, Весне дорогу» подготовительная группа

КОНСПЕКТ занятия  по развитию речи на тему:«Весна идет, Весне дорогу» подготовительная  группа...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Весна идет, весне дорога».

формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем....