Семинар для педагогов
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Абраменко Ирина Викторовна

Методика обучения составлению рассказа по сюжетной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_po_sostavleniyu_rasskaza.docx526.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения составлению рассказа по сюжетной картине.

Учили ли вас составлять рассказы и пересказывать в детском саду или школе?

Не знаю, как было у вас, может вам повезло и вас учили. Но у меня было так: учитель задавал прочитать рассказ или даже параграф домой, а на уроке просил кого-либо пересказать и если понимал, что ученик готовился дома и читал материал, то оценивал его на «4» или «5», а если чувствовал, что ребёнок не готов к уроку то ставил «2». И продолжал опрос далее.

Так как же всё-таки учить детей составлять грамотные, целостные, последовательные, логичные рассказы?

Хочу поделиться личным опытом о том, как учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, а в школе писать  «Сочинения по картине».

Первое с чего надо начать, это установить время и место события, которое изображено на картине.

Определение времени изображённого на картине. Это может быть время года, время суток, месяц, выходные, будни, каникулы, «после уроков» или любой момент времени, который может протекает одновременно с каким-либо выполняемым действием. Иногда возможны сразу несколько указаний на время. Например, «Однажды вечером, после уроков…» или «Ранним утром, во время завтрака…». Обязательно надо спросить у ребёнка, почему он так решил, что именно указывает на картине на данное время.

Место – это пространство, в котором происходит действие. Лес, улица, комната, двор, зоопарк и т.д.

Зная это, начало составления рассказа никогда не вызовет затруднений.

Второй, на мой взгляд, важный этап – назвать и выделить главные объекты или предметы картины и второстепенные.

После выделения главных объектов их надо описать или охарактеризовать. Конечно, полную описательную характеристику не надо давать. Необходимо учить детей видеть основные, главные, важные в данный изображаемый момент черты предмета. Например, на сюжетной картине «Зимние заботы» главные объекты – это дети, собака и птицы. Не важно, какого цвета куртки у детей, важно, что они улыбаются и у них хорошее настроение, потому, что это один из ключевых признаков главной мысли. Так же, не важен цвет шерсти собаки или её части тела (как предлагается нам в схемах для составления описательных рассказов), а важно её настроение, грязная шерсть, так как  это говорит нам о том, что собака бездомная, и о ней не кому заботиться.

Увидеть главное, почувствовать сюжет – это одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами в момент обучения составлению рассказа по сюжетной картине.

Однако главным в картине является  «проблема»,  «сюжет», это то к чему во время составления рассказа надо подходить постепенно, поэтапно, как к кульминации, так как ни один  автор рассказов не начинает с основной мысли. Представьте себе такое начало: «Дед вытащил репку, потому, что позвал на помощь сначала бабку потом… всех остальных» или «Теремок с лесными жителями развалил медведь, когда решил в нём поселиться. Было это так…».

После описания важных значимых черт главных объектов нужно найти причину этих  значимых черт. Например, почему собака грязная или почему дети радуются?  Или на картине «У моря» почему мальчик хитро улыбается? Что он задумал сделать? Это и является, как правило, основным сюжетом.

После того, как озвучена основная мысль: «Дети построили будку для собаки» или «Мальчик хотел, что бы женщина взяла вместо пирожного куличик из песка» или на картине «Короткий поход» «Мальчик перепутал ремень со змеёй» надо описать своё отношение к ситуации. Или дать свою оценку поступкам главных действующих лиц. Например, «Я бы тоже хотел построить будку для собаки и покормить  птиц, потому, что животным надо помогать». Или «Я бы не хотел оказаться на месте мальчика из картины «Короткий поход», потому что укус диких змей может быть ядовитым. Надо  внимательно смотреть на предметы, которые берёшь в руки с земли в лесу».

И так, подведём итоги, предварительная подготовка к составлению рассказа по сюжетной картине  включает в себя работу по следующему алгоритму:

-определение времени

-определение места

-выделение основных объектов

-выделение значимых черт объектов

-описание сюжета

-оценка ситуации

-личное отношение к изображаемой ситуации.

Все знают, насколько ценным методом является повторное прочтение текста ребёнком на любом этапе обучения, будь это обучение чтению или повторное прочтение любого материала для подготовки к пересказу. Так после ответа на наводящие вопросы, по предлагаемому алгоритму ребёнок составляет рассказа по сюжетной картине. Не надо исправлять его, пусть расскажет сам всё от начала до конца. Помощь требуется только в случаях затруднения. Можно даже записать рассказ на диктофон.   Затем необходимо вместе проанализировать рассказ ребёнка, восстановить последовательность, если она была нарушена, или конкретизировать какие-то важные моменты.

Когда составление рассказа по алгоритму  готово, надо снова попробовать составить рассказ, но уделяя уже бо́льшее внимание деталям и признакам предметов, таким образам распространяя предложения и делая рассказ более выразительным, ярким и точным. Как бы разукрашивая заранее заготовленный эскиз.  

Важно понимать, что необходимо упрощать или усложнять предлагаемый алгоритм, в зависимости от возраста и уровня развития ребёнка. В раннем возрасте это могут быть три-четыре нераспространённых предложения, которые при повторном пересказе дополняются самыми простыми признаками, обозначающими цвет или форму.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая все необходимые правила (последовательность, грамотность, целостность и т. д.) есть по определению А.М. Леушиной «высшее достижение речевого развития дошкольника».

H:\1 Дети\Библиотека\Ткаченко\Новая папка\img474.jpgC:\Users\нет\Downloads\file1_html_19fd9546.jpgH:\1 Дети\Библиотека\Ткаченко\Новая папка\img479.jpgH:\1 Дети\Библиотека\Ткаченко\Новая папка\img480.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...