«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так, наряду со звукопроизношением, у детей часто нарушены память, внимание, мышление, а так же цветовое различение.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. В свою очередь, цвет позволяет разнообразить занятия в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так, наряду со звукопроизношением, у детей часто нарушены память, внимание, мышление, а так же цветовое различение.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. В свою очередь, цвет позволяет разнообразить занятия в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Для примера возьмем желтый цвет. Само название цвета, «ЖеЛтый», содержит звуки, над которыми часто проводят коррекционную работу. Это звуки Ж и Л. Называя картинки, ребенок автоматизирует и дифференцирует определенные звуки. Например, при проговаривании словосочетаний «желтый жук», «желтая жаба»-идет автоматизация звука Ж; «желтая юла», «желтый колобок»-автоматизация звука Л; «желтый зонт», «желтая змея»дифференциация звуков Ж-З; «желтая корона», «желтый сыр»дифференциация звуков Л-Р.
На индивидуальных логопедических занятиях используем настольные дидактические игры с применением цвета.
Основные задачи этих игр:
- Коррекция и развитие произвольного внимания
- Автоматизация и дифференциация звуков
- Совершенствование фонематического восприятия
-Формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие связной устной речи.
-Формирование цветовосприятия и цветоразличения.
Ниже приведены примеры используемых игр.
«Магазин»
Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.
Игровой материал: картинки красного цвета- сапоги, сандалии, шарф, шапка, шляпа, штаны, рубашка, шорты, кувшин, матрешка, чашка, шарик, поварешка, самолет, сарафан, кастрюля, автобус, миска, торшер, игрушечная машинка, швейная машинка, стиральная машинка, пылесос, самокат, носки; (работа над звуками [с],[ш]); лампа, колпак, ложка, сковорода, пирамида. (работа над звуками [л]-[р])
Ход игры: Детям предлагают купить определенный товар (предметы красного цвета) за монеты красного цвета. Дети называют товар. Например: «Я покупаю красную шляпу». Если звуки с и ш произнесены ребенком правильно, то ведущий отдает ребенку карточку с товаром.
«Наведем порядок»
Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.
Игровой материал: Карточки из игры «Магазин». Большие карты с изображением полок (посуда, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, бытовая техника) и гаража -транспорт.
Ход игры: Детям предлагается разложить по полочкам купленный в магазине товар. Ребенок берет карточку, называет предмет и определяет на какую полочку надо его положить. Например: «Красные сапоги я кладу на полку с обувью. Красную шапку я кладу на полку с головными уборами»
«Разноцветные предметы»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки л-р в словах; упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительным (в роде, числе падеже); закреплять названия цветов, оттенков.
Игровой материал: цветные прямоугольники из картона, конверты с прорезанными силуэтами различных предметов.
Ход игры: Ребенок вставляет в конверты с прорезанными силуэтами различных предметов один из цветных прямоугольников. Затем озвучивает картинки: Например: «Оранжевое платье, оранжевая юла, оранжевая лампа». Игра может использоваться в разных вариантах при автоматизации и дифференциации разных звуков.
«Лото»
Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.
Игровой материал: большие карты определенного цвета с набором картинок, такие же маленькие карточки.
Ход игры: У детей большие карты определенного цвета с набором картинок. Такие же маленькие карточки ведущий перемешивает, берет одну и спрашивает: «Что это?» Отвечает игрок, у которого на большой карте изображение того же предмета, что и у ведущего. Если ребенок правильно называет цвет предмета и корригируемый звук, то он получает карточку и закрывает рисунок на своей большой карте. Выигрывает тот, кто раньше всех заполнил свою большую карту (оранжевая рубашка, красная пирамида)
«Лабиринт»
Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.
Игровой материал: Рабочее поле с указанием маршрута в виде стрелок, цветные картинки.
Ход игры: Дети проходят маршрут из цветных картинок, называя слова. В конце получают «приз»-картинка торт, конфета и т.д.
Использование игровых упражнений по автоматизации и дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к занятиям, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Литература:
1.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС», 2004.
2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.
3.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.
4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.-М.:АйрисПресс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков в слогах "Разноцветные дорожки"
Цели:Автоматизация звука в слогах;Дифференциация звука в слогах;Формирование у ребёнка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие психических процессов: внимания и памяти...
Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Одним из направлений логопедической коррекционной работы в ДОУ, является формирование правильного звукопроизношения у детей. Порой не так трудно поставить звук, как автоматизировать и ввести его...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ «Ш» и «Ж» В СЛОВАХ (ПРЕДЛОЖЕНИЯХ)
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков "Ш" и "Ж"....
Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [с] – [с’] «Отнимем у мышки сосиски»
Цель: автоматизация (С),(сь)в словах.Материал: красочная сюжетная картинка с изображением мышки, и вырезанные из картона сосиски, на которых есть предметные картинки.Ход игрыРассматриваем картинку, на...
Авторское дидактическое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [р] и [р\'] "Поставь машины в гараж"
Авторское пособие, позволяющее в игровой, занимательной форме проводить автоматизацию и дифференциацию звуков [р] и [р']....
Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию Звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Подбери пару"
Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра поможет выработать устойчивое произно...
«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков»
Использование игровых упражнений по автоматизации и дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к занятиям, р...