Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»
учебно-методический материал по логопедии

Бырдина Ольга Сергеевна

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_-_doklad_so_slaydami.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Подготовила учитель-логопед Бырдина О.С.

2020-2021 уч.год

Слайд 1.Так как категория детей, с которой я работаю, это в основном дети  с общим недоразвитием речи (ОНР) — одна из наиболее многочисленных категорий лиц с особенностями психофизического развития и составляют значительную часть категории детей с тяжелыми нарушениями речи. Постоянный поиск путей и средств коррекции проявлений ОНР является одной из актуальных задач не только логопедии, логопедагогики, логопсихологии, а также всех коррекционных педагогов.

Слайд 2. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой расстройство, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Часто ОНР препятствует усвоению учебной программы дошкольного образования.

Слайд 3.У детей с ОНР наряду с несформированностью всех средств языка имеются особенности в развитии высших психических и моторных функций, эмоционально-волевой сферы, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности. Отклонения в формировании высших психических функций тормозят процесс коррекции недостатков речевого развития, снижают его эффективность.

Слайд 4. В логопедии нарушения речи традиционно рассматриваются в тесной взаимосвязи с психическим развитием ребенка (Т. Н. Волковская, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.). Многие речевые расстройства напрямую связаны с недостаточным уровнем развития неречевых процессов и функций (внимание, гнозис, память и др.). Речевые нарушения в той или иной степени (в зависимости от их характера) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.  Слайд 5. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование познавательной деятельности детей:

  • у них отмечается снижение вербальной памяти;
  • страдает словесно-логическое мышление;
  • наблюдается недостаточная устойчивость внимания, низкая умственная работоспособность.

Дети с ОНР характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, негативизмом, агрессией и т. д. Именно поэтому в логопедической работе должны быть реализованы два взаимосвязанных направления: коррекция собственно речевого расстройства и профилактика,

преодоление вторичных отклонений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Эффективность коррекционной работы обеспечивается «психологизацией» логопедических занятий, насыщением их общеразвивающим материалом. Традиционные приемы работы по коррекции нарушений речи модифицируются учителем-логопедом для решения задач развития познавательных способностей ребенка. Слайд 6. Еще в работах основоположника детской логопедии Р. Е. Левиной выделены принципы построения системы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР:

  • раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения

вторичных отклонений;

  • учет закономерностей развития детской речи в норме;
  • дифференцированный подход в работе с детьми с ОНР, имеющими раз-

личную структуру речевого нарушения;

  • взаимосвязь в формировании фонетико-фонематических и лексико-

грамматических компонентов языка;

  •  связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов.

Учет единства речевых и когнитивных процессов определяет стратегию и содержание логопедической работы.

Слайд 7. Какие же формы работы может использовать педагог для развития речевой активности, познавательных процессов у детей дошкольного возраста?  

Слайд 8. Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

         Слайд 9. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

Все мы знаем, ведущим видом деятельности у детей от рождения (2 недель)  до года - непосредственно эмоциональный контакт со взрослым (в основном с мамой), благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми, от 1 года до 3 лет, это манипулятивная деятельность с предметами или предметная деятельность. И с трёх до семи лет ведущим видом деятельности является игра.

Слайд 10. Игра для детей дошкольного возраста – форма существования. Это и самая доступная для них форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка к игре. Именно игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развития мышления. Она позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. В игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Именно игра даёт детям возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является дополнительным этапом развития, переходным моментом для включения ребёнка в учёбу. Создавая новые и всё более сложные игровые ситуации, мы  продвигаем развитие ребёнка вперёд.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова; легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Дидактические игры позволяют проводить  занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность и самостоятельность мышления детей; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности. Именно в дидактических играх  формируется познавательная деятельность дошкольников, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

Слайд 11. Дидактические игры разнообразны. Некоторые имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Другие сюжета не имеют и заключаются в решении определённых задач. Они должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей.  В разных возрастных группах руководство дидактическими играми имеет свои особенности. В средней группе педагог сам играет с детьми, даёт образцы ответов, описаний, и т.п. В старшей и подготовительной к школе группах педагог до начала игры ставит перед детьми задачу и объясняет правила игры. От детей требуется самостоятельность при выполнении задания. У детей старшего дошкольного возраста особый интерес вызывают игры- соревнования, в которых формируется мотивация достижения успеха. Здесь важно воспитывать у детей доброжелательное отношение к друг другу, не допускать хвастовства выигравших. Надо научить детей быть справедливыми, радоваться успехам товарищей, поддерживать проигравших.

Так как у детей с речевыми нарушениями недостаточно развиты фонематический слух, слухоречевая память и внимание, повышенная утомляемость, сниженная мотивация к получению знаний, я долго искала и подбирала игры и упражнения, направленные на формирование и развитие нарушенных функций. Слайд 12. Для своих занятий я подбираю игры на развитие слухоречевой памяти и слухоречевого внимания, сначала на картинном материале, затем даю словесный материал. Слайд 16-34. Также на своих занятиях я использую игры «Играйки» Нищевой Н.В., они являются хорошими помощниками, почти все игры мною переделаны, оформлены, в некоторые добавила свои карточки, сделанные с помощью игрового комплекса «Мерсибо», «Мастер картинок».

Слайд 27. Предлагаемые игры и упражнения  способствуют не только, речевому развитию (формированию грамматического строя речи, расширению и уточнению словарного запаса, развитию связной речи) но и интеллектуальному развитию малышей в целом,  помогают развивать зрительное внимание и память, слухоречевое внимание и  память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.

Здесь приводятся несколько примеров пальчиковой гимнастики, которые можно использовать ежедневно в виде игры с детьми раннего возраста:...

Доклад на тему" Развитие коммуникативной активности детей с использованием наглядных форм обучения"

Этот доклад предназначен для воспитателей детских садов. Он раскрывает значение наглядных форм обучения и  современных информационно-коммуникативных технологий \  компьютера, электронных дос...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.Од...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"

Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...