Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.
статья по развитию речи (средняя группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_aktivnosti_detey_posredstvom_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой активности детей посредством развития мелкой моторики рук.
"Истоки способностей и дарований
находятся на кончиках пальцев."
В. А. Сухомлинский
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного аппарата.
Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, т. е. мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, с трудом собирают детали конструктора. Они отказываются от лепки и аппликации, так как не успевают за другими детьми в группе детского сада. И поэтому возможности освоения мира этими детьми оказываются ограниченными.
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координацией. Движения пальцев рук человека тесно связаны с речевой функцией. Развитие движений пальцев рук (мелкая моторика) подготавливает почву для формирования речи.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика. Если развитие способности пальцев к таким движениям отстает, задерживается и речевое развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук очень важно и следует уделять этому особое внимание. Известно, что пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, без труда выполнял даже самую кропотливую работу, с раннего возраста начинайте развивать мелкую моторику. Игры с пальчиками способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Ведь, чем активнее работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения.
В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно проводить, начиная с раннего возраста.
Здесь приводятся несколько примеров пальчиковой гимнастики, которые можно использовать ежедневно в виде игры с детьми раннего возраста:
«Сорока»
Сорока- белобока кашку варила,
(Берем в руки ладошку ребенка и начинаем говорить стихи)
Деток кормила. (щекочим ладошку ребенка)
Этому дала, (загибаем мизинчик ребенка)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
А этому не дала: (шевелим большой пальчик)
Ты дров не носил, печку не топил,
Тебе каши не дадим! (можно слегка пощекотать ребенка.)
«Кулачок»
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
(В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке.
«Дружные пальчики»
Дружно пальцы встали в ряд (показать ладони)
Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (показать указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (показать средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (показать безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (показать мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (показать большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сжать в кулак)
Пальчиковые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики. Ведь, чем активнее работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения.
Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами.
Игра должна соответствовать психомоторному и физическому уровню развития ребенка. Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Растирание ладоней)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Пошевелить всеми пальцами)
Маленькие пальчики. (Ладони вместе)
«Футбол»
Пальчики в футбол играют, (Пошевелить всеми пальцами в воздухе)
Все друг друга обгоняют,
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч. (Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу)
Каждый забивает гол, (Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол)
Хорошо играть в футбол.
Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов общения с близкими ему людьми. Через прикосновение, речевое и эмоциональное воздействие в форме пальчиковой игры Вы можете помочь ребенку активно развивать речь, интеллектуальные способности, а так же наладить более тесный контакт с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к теме "Повышение речевой активности детей средствами развития мелкой моторики"
Пояснительная записка к индивидуальной теме: "Повышение речевой активности детей средствами развития мелкой моторики"...
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается ...
«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»
Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....
Мастер-класс «Активизация педагогической деятельности по совершенствованию речевой активности детей средствами развития мелкой моторики»
Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под вл...
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Связь между развитием речи и мелкой моторикой рук....
Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
Связь между развитием речи и мелкой моторики рук....
Развитие компонентов речевой системы детей посредством развития мелкой моторики рук
Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующ...