Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Алеся Николаевна Самохина
Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состояние мелкой ручной и артикуляторной моторики играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики. Активация мелкой ручной и артикуляторной моторики сопровождается оптимизацией интегративной деятельности мозга, что положительно влияет на речевые и познавательные процессы.
На современном этапе развития логопедии особое внимание уделяется детям со стертой дизартрией, что связано с многочисленным количеством таких детей, неоднозначностью критериев их диагностики, вариативностью проявлений, постоянной прогрессивностью данной категории детей. Дети со стертой дизартрией дошкольного возраста испытывают достаточно выраженные нарушения мелкой ручной и артикуляторной моторики, которые проявляются в речевой моторике, в сужении объема, ослаблении концентрации внимания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx315.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»

Паспорт проекта

1.Общие сведения:
1.1. Тема проекта: «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»
1.2 Тип проекта :Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.
1.4 Авторы: Самохина А.Н
1.5 Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №316»
1.6 База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Ростов-на-Дону, Таганрогская ул., 124/1 индекс 344016

2.Характеристика проекта

2.1 Актуальность

Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состояние мелкой ручной и артикуляторной моторики играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности: фонетики, фонематики, лексики, грамматики. Активация мелкой ручной и артикуляторной моторики сопровождается оптимизацией интегративной деятельности мозга, что положительно влияет на речевые и познавательные процессы.

На современном этапе развития логопедии особое внимание уделяется детям со стертой дизартрией, что связано с многочисленным количеством таких детей, неоднозначностью критериев их диагностики, вариативностью проявлений, постоянной прогрессивностью данной категории детей. Дети со стертой дизартрией дошкольного возраста испытывают достаточно выраженные нарушения мелкой ручной и артикуляторной моторики, которые проявляются в речевой моторике, в сужении объема, ослаблении концентрации внимания.

2.2 Теоретическая основа проекта.

 1.Исследованием особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались такие учёные как В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, С.Г. Шевченко, М. С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, И.А.Юрковой, В.В.Ковалева, К. С.Лебединской, М.Г Рейдибойма, И. Ф. Марковской, Н.А.Никашина, Н.А.Цыпина, Е.А. Слепович .
2.
Исследованием мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития занимались такие учёные как: Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, М.М. Кольцова .
3.Исследование артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией занимались такие учёные как:  Гвоздев А.Н., Лопухина И.С. ,Поваляевой М.А.,Карелиной И.Б., Архипова, Е. Ф.
4.Практическую базу для развития мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития разработали такие авторы как: М.Монтессори, Эдуард Сеген, Т.А. Ткаченко, Блинова Л.В, Касицына М. А, О.А.Зажигина,О.Б.Сапожникова и Е.В.Гарнова

2.3 Цель, задачи.

Цель: Создание условий для развития и коррекции мелкомоторных функций и артикуляционных умений детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

Задачи:стразвития

1.Проведение диагностического обследования мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

2. Проведение диагностического обследования состояния артикуляционного аппарата детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

3. Выявление и систематизация данных о состоянии мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития. в образовательном учреждении.

4.Выбор оптимальных средств коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

5.Выявление эфективности коррекционно-педагогической работы по развитию мелкомоторных функций и артикуляционных умений детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

2.4 Новизна проекта.

Подобран и систематизирован нестандартный материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики:

1.Пальчиковая гимнастика:

-массаж рук;

- упражнения с использованием Су-Джок;

- игры с пальчиками.

2. Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков

-нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;

- игры с использованием нестандартного оборудования

Подобран и систематизирован нетрадиционный материал направленный на развитие артикуляционной моторики:

Артикуляционные кубики «Сказка о весёлом язычке»

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика «Звукознайкин»

Артикуляционная игра «Любопытная Варвара» , «Путаница»

2.5 Содержание проекта.

Пальчиковая гимнастика
-массаж рук;

-упражнения с использованием Су-Джок;

-игры с пальчикам

Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков

-нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;

-игры с использованием нестандартного оборудования

Игры и упражнения на развитие артикуляционного аппарата

-«Сказка о весёлом язычке»

-«Звукознайкин»

-«Любопытная Варвара»

 -«Путаница»

2.6 Технология реализации.

Технологии реализации системы по развитию мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

1 блок: Пальчиковая гимнастика

Массаж и самомассаж с речевым сопровождением

 «Зайкин огород»

«Снеговик»

«Салат»

«Мы блины пекли, пекли»

«Дикие животные»

Игры с использованием шарика

«Приключение ёжика»

«Черепаха»

«Капустка»

«Игрушки»

«Раз-два-три-четыри-пять»

Пальчиковая гимнастика

«Мы капусту рубим рубим»

«Машина»

«Слова»

«Моя семья»

«Чайник»

Технологии реализации системы по развитию мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития.

2 блок: Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков.

Игры с использованием природного материала

«Шишки»

«Белочка»

«Поросята»

«Овощи»

«Зернышки»

Игры с использование песка и крупы

«Город на беске»

«живые картинки на песке»

«Что спрятано на дне?»

«Цветик-семицветик»

«Жил-был Козленок»

Нетрадиционные занятия с использованием изодеятельности

Развитие графических умений (альбом № 2 М.А.Касициной «рисующий гномик»)

Развитие изобразительной деятельности

Нетрадиционное рисование «Фрукты» с использование различных способов

Аппликация с сочетанием нескольких способов «Флаундер»

Пластилинография «Цветы для мамы»

Игры с массажными мячиками

«Бежит ёжик по дорожке»

«Весёлые прыжки»

«Наши ручки»

«Мишутка»

 «Птичка»

Игры с платочками

«Кошки-мышки»

«Паучок»

«Тесто»

«Помощница»

«Рыбки»

Игры с ковриками

«Дорожка»

«Звериные следы»

«Прогулка мишки по лесу»

«Козочка»

«Полянка»

Игры с крупными бигуди

«Пароходик-Пых»

«Загудел паровоз»

«Самокат»

«Паровоз»

«Поезд и самолёт»

Игры с прищепками

«Гусёнок»

 «Кыш!»

«Клюква»

«Пернатые»

Игры со счётными палочками

 «Апельсин»

«У Лариски-две редиски»

«Узнаете? Это цапля!»

«Журавль»

Игры с эспандерами

«Зарядка»»

«Дружба»

«Силач»

«Месим тесто

Игры с зубными щётками

«Массаж»

«Зубная щётка»

«Кто живёт в моей квартире?»

«За ягодами»

«Подарки Деда Мороза»

Игры с бусами

  • «Бусы»
  • «Весёлый счёт»
  • «Бусы для Маруси»

Игры с резиночками для волос

  • «Пальчиковая гимнастика №1»
  • «Пальчиковая гимнастика №2»
  • «Наш обед»
  • «Ночью»
  • «Ягоды»

Игры со щётками

  • «Снежок»
  • «Елочка»
  • «Щетка это или ёж?»
  • «Горка»
  • «Мышиная семья»

Игры с шестигранными карандашами

  • «Круги на ладошке»
  • «Весёлый карандаш»
  • «Бревно»
  • «Карусели»
  • «Качели»

Технологии реализации системы по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития.

1.Артикуляционные кубики «Сказка о весёлом язычке»

Ребёнку предлагаются кубики с картинками артикуляционных упражнений, ему необходимо показать то или иное упражнение которое выпадет на кубике.

2.Нетрадиционная артикуляционная гимнастика «Звукознайкин»

Звукознайкин предлагает сложное упражнение с шариком.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

3.Артикуляционная игра «Любопытная Варвара» .

Мешочек с «игрушками» всегда привлекает своей «тайной». Дети достают игрушку из мешочка, называют её и выполняют артикуляционное упражнение.

 «Путаница»

Игра «Путаница» вносит разнообразие в артикуляционную гимнастику. Дети отгадывают предметы по наложенным друг на друга контурам и выполняют соответствующую артикуляционную позу. Игра развивает психические процессы: зрительное внимание, память, воображение, логическое мышление, а также зрительно- пространственную ориентировку. 

2.7 Ожидаемые результаты.

1.Получение качественных и количественных характеристик уровня сформированности мелко-моторных и артикуляционных функций.

2. Усовершенствование пространственных представлений.

3.Выявлены и систематизированы данные об уровни мелкой и артикуляционной моторики детей.

4.Повышение качества коррекционно-педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития. в образовательном учреждении.

5.Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и задержкой психического развития. в образовательном учреждении.

6. Обогащение и активизация словаря детей.

2.8 Перспективные направления.

1.Консультация для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

2. Мастер-класс для родителей и педагогов :

«Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой и артикуляционной моторики».

3. Издание детского творческого альбома по технологии «Бусоград».

4. Буклеты и памятки для родителей и педагогов по развитию мелкой и артикуляционной моторики

2.9 Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

  1. Подготовка материалов для реализации проекта по развитию мелкой и  артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
  2. Изучение особенностей работы по развитию мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
  3. Подбор диагностического инструментария для качественного и количественного анализа уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
  4. Выявление уровня сформированности мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования .

2 этап основной.

1.Организация коррекционно –педагогической работы по развитию мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития.

3 этап заключительный.

1.Проведение повторного диагностического обследования мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития.

2.Отметить динамические изменения уровня сформированности мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития.

3.Качественная и количественная характеристика результатов диагностического обследования.

Приложение №3

Примерное планирование этапов коррекционно-логопедического воздействия на развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития.

Это Звукознайкин, он всё умеет, а ещё он правильно и красиво говорит.

Звукознайкин приготовил для нас упражнения.

 

Логопедический массаж:

  1. Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки.
    Давайте и мы сделаем массаж для языка, помогут нам губы и зубы. Они будут язык поглаживать и похлопывать.
    Внимательно посмотри на рисунки-подсказки и запомни их,а затем делать так как подсказывают нам карточки.
    Чувствуете, как понравилось язычку какой он стал спокойный расслабленный и готов вас слушаться.

Артикуляционная гимнастика

2. Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. Научиться улыбаться открытой улыбкой.
Звукознайкин приготовил для вас загадку, отгадайте и узнаете кто вам поможет широко улыбаться.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? Правильно это лягушка Кваква, Звукознайкин предлагает вместе с Кваквой широко улыбнуться.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Когда делаем упражнение – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь улыбнитесь под счёт до 10.

- У какого крупного животного нос похож на длинную трубу?

Конечно у слона.

- Как этот нос называется?

Хобот.

Звукознайкин просит сделать из губ хобот – вытяните их вперёд и сомкните.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и расслаблены

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
Звукознайкин предлагает сложное упражнение с шариком.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
6. Звукознайкин дружит не только с язычком, но я пальцами он
утверждает«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

«Любопытная варвара»
Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
(Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.)
«Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».

 «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».

 Затем детям предлагается поиграть. Мешочек с «игрушками» всегда привлекает своей «тайной». Дети достают игрушку из мешочка, называют её и выполняют артикуляционное упражнение.«Путаница»

«Путаница»

Игра «Путаница» вносит разнообразие в артикуляционную гимнастику. Дети отгадывают предметы по наложенным друг на друга контурам и выполняют соответствующую артикуляционную позу. Игра развивает психические процессы: зрительное внимание, память, воображение, логическое мышление, а также зрительно- пространственную ориентировку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития, и индивидуальная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения начинается в старшей группе. Посл...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КРД С ДОШКОЛЬНИКОМ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л"

ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. КОНСПЕКТ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН НАЧИНАЮЩИМ ЛОГОПЕДАМ....

ПРОЕКТ в старшей коррекционно – диагностической группе для детей с задержкой психического развития «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

ПРОЕКТ в старшей коррекционно – диагностической группе для детей с задержкой психического развития «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (семья, дом, город, детский сад) Тип проекта: социально-личностный, общес...

Проект на тему: «Как жили наши предки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития (ЗПР).

     Актуальность организации педагогами проекта «Как жили наши предки», обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают...

Совершенствование речевой деятельности у дошкольников со стёртой формой дизартрии через развитие крупной и мелкой моторики рук

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения....

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Задачи методики:´воздействие  на кинетическую и кинестетическую основу движения;´воздействие на статическую и динамическую координацию движений;´формирование  различных уро...