Логопедическая работа по формированию звукослоговой структуры слова у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Карпусь Ольга Владимировна

В данной статье представлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией. Предполагает применение дифференцированного подхода к содержанию и организации логопедической работы, учитывая разный уровень сформированности звукослоговой структуры слова у детей.

Материал подобран с учетом методических рекомендаций и с использованием заданий, предложенных З.Е. Агранович, Г.Г. Голубевой, Т.А. Титовой, Л.В. Лопатиной, Н. С.  Четверушкиной и другими авторами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию звукослоговой структуры слова у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии

В данной статье представлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование слоговой структуры слова у дошкольников со стёртой дизартрией.

1. Направления работы с детьми с низким уровнем звукослоговой структуры слова:

  1. Формирование умения воспроизводить слова разной по сложности слоговой структуры.

При решении задач, направленных на формирование умения воспроизводить слова разной по сложности слоговой структуры, дошкольникам предлагаются задания различной сложности. На первом этапе формируется умение дифференцировать длинные (по слоговой структуре) и короткие слова.

Примерами таких упражнений могут выступать: поставь фишку правильно, найди (придумай) короткие (длинные) слова, какое слово длинное, а какое короткое и т.д.

«Поставь фишку правильно»

Логопед предлагает ребёнку (детям) две фишки разного цвета и картинки с изображением предметов, в названии которых представлены слова различной слоговой структуры. Например: дом, стул, дерево, сад, карандаш, бегемот и т.д. Логопед объясняет, что слова бывают короткие, а бывают длинные. Для того что бы выделить короткие слова, поставьте на карточки зелёные фишки, а на длинные слова – красные. На предварительном этапе изображения обсуждаются, называются предметы, которые там изображены.

  1. Развитие умения воспроизведения ритмических структур; возможностей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами.

«Выбери схему»

Подобные задания позволяют развивать умение соотносить ритмический рисунок и алгоритм его выполнения, который изображается схематически.

Перед ребёнком выкладываются несколько схем выполнения ритмического рисунка. Необходимо сравнить отхлопывание педагогом и схемы, найти соответствующую и повторить её самостоятельно. Усложнением может являться предложение воспроизвести ритмический рисунок без наглядного показа, с опорой на схему.

«Отстучи ритм»

Педагог произносит словесную инструкцию, например такую: постучи молоточком 4 раза тихо, сделай паузу, 2 раза громко, сделай паузу, 2 раза медленно. Ребёнок должен повторить рисунок опорой на инструкцию.

«Слушай и повторяй»

Педагог произносит слово по слогам, ребёнку предлагается отстучать молоточком ритмический рисунок слова. Затем ребёнок сам повторяет по слогам слово и отстукивает его рисунок.

«Барабанщик»

Педагог даёт ребёнку речевую инструкцию прохлопать определённый ритм палочкой на барабане. Вначале задаётся ритм простой, затем постепенно усложняются инструкции.

  1. Совершенствование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова при ответах на вопросы.

«Где кто живёт?»

В качестве наглядной опоры используются предметные картинки.

На одной стороне стола раскладывается игровое поле с изображением сада, а на другой стороне с изображением зоопарка.

Логопед предлагает детям рассмотреть маленькие карточки (которые перемешены между собой), на которых изображены предметы и объекты из разных лексических тем: «Растения» и «Животные» и поместить их на соответствующее игровое поле, предварительно необходимо назвать, что изображено на картинке. Например, это жираф, он живёт в зоопарке, поэтому его положим на картинку с зоопарком и т.д.

«Мы готовили обед»

Ребёнок отвечает на вопрос взрослого полным предложением.

- Сварили мы на завтрак вкусную кашку. А какое название у кашки? От чего зависит название? Оно зависит от того, какая используется крупа. Так, например, если мы добавили рис, то это какая каша? – правильно рисовая и т.д.

- Детки всегда на обед кушают суп. А супов существует огромное количество разных видов. Например, если мы с вами сварим суп и добавим туда фасоль, это будет какой суп? – Правильно, фасолевый. А если в суп положим горох (картофель, рис, вермишель, свёкла и т.д.)? – Это какой суп?

  1. Развитие умения воспроизводить предложения со словами сложной звукослоговой структуры.

«Придумай предложение»

Для закрепления сложных слов можно придумать предложения со сложными словами с предлогами (на, под, над и т. д.) («На велосипеде катается Карина», «За велосипедом бежит собака») и т. д.

«Путаница»

Педагог произносит предложение с ошибкой, ребёнка должен исправить ошибки в предложениях. («На Карине катается велосипед» - «На велосипеде катается Карина») и т. д.

  1. Направления работы с детьми со средним уровнем звукослоговой структуры слова:

1) Совершенствование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова при ответах на вопросы.

«Где мы были, что видели?»

В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Педагог обращается к детям с вопросами: «Где ты был? Что видел?»

Примерные ответы:

- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...

- Я был в зоопарке. Видел тигра, волка, обезьян и т.д.

«Что в чём?» на тему «Посуда».

На столе выставляются картинки с изображением посуды. Педагог задаёт вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

И т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где (на чём) жарится рыба?

- Рыба жарится на сковороде.

И т.д.

«Что с чем?»

Ребёнку предлагаются картинки, например: корова с телёнком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Взрослый предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке. Составить при этом полное предложение.

Можно предложить ответить на вопросы, используя следующую схему.

- С чем ведро, если в нём...(вода, молоко, бельё, бумага, снег...)?

- С чем кастрюля, если в ней...(суп, борщ, картошка...)?

- С чем банка, если в ней...(капуста, варенье, мёд, мука...)?

  1. Развитие умения воспроизводить предложения со словами сложной звукослоговой структуры.

«Составь предложение».

Педагог предлагает ребёнку ряд слов, из которых необходимо составить предложение.

«Павел, библиотека, в, читает»

«Павел читает в библиотеке» и т. д.

«Доскажи слово»

Педагог начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.

«Водопроводчик чинит...» - кран

«Мотоциклист едет по ...» - дороге

«Лекарство покупают в ...» - аптеке и т.д.

3. Направления работы с детьми с высоким уровнем звукослоговой структуры слова:

1) Развитие умения воспроизводить предложения со словами сложной звукослоговой структуры.

«Попугай».

Педагог предлагает детям повторить за ним предложения с «похожими звуками» и сложными словами.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несёшь, как мяч!

«Мультяшки».

Ребёнок произносит предложения со сложными словами от имени разных сказочных героев, с различной интонацией.

Таким образом, виды упражнений выбираются в зависимости от уровня речевого развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции звукослоговой структуры слова ведётся систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому достигаются значительные результаты по формированию звукослоговой структуры слова у старших дошкольников со стёртой дизартрией.

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.,
  2. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников,
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста
  4. Титова Т.А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.
  5. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

реферата: «Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР»

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольников с ОНР...

Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....

Проект «Развитие мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии и задержкой психического развития»

Актуальность обусловлена необходимостью изучения нарушений мелкой ручной и артикуляторной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка. В дошкольном возрасте состо...

Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры слова у детей с ОНР Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками ...