Презентация: "Обследование дыхания, голоса, просодики и лексико-грамматических компонентов речи"
презентация по логопедии
В Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии осуществлялись в течение многих лет исследования нарушений развития устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом, в результате которых была выявлена специфика психических процессов, обусловливающих патологическое формирование речевой деятельности и ее сложное системное строение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log._tehnologii_obsled._lg_stroya_rechi.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное). Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (5 лет), 4-6 слов (6-7 лет). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (нормальное, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное). Обследование дыхательной функции
Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий). Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой). Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная). Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности). Обследование голосовой функции
Темп (нормальный, быстрый, медленный). Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия). Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки). Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной). Обследование просодической стороны речи
Узнавание, различение и сравнение простых фраз. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных или различных по звуковому составу). Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в словах и слогах (сходных или различных по звуковому составу). Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА). Запоминание звуковых рядов. Обследование фонематического восприятия
Обследование понимания слов Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке. Обследование понимания речи
Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу». Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» – ребенок должен показать соответствующую картинку. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.
Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте: Подобрать к названным определениям подходящие предметы. Подобрать к названию целого название его части. Подобрать к названию общего понятия частного. Подобрать названия предметов по их действиям. Подобрать слова, противоположные по значению. Закончить предложение.
Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ. Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман); Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали).
Обследование понимания предложений Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает задания: Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ; «Покажи ключом карандаш». «Покажи ключ карандашом».
Изучение понимания логико-грамматических отношений. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки. Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.). Исправить предложения: Коза принесла корм девочке.
Прочитать предложения и ответить на вопросы: Петю встретил Миша. Кто приехал? Исправить предложения, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий. Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. Закончить предложения, выбрав вариант окончания. Закончить предложение, придумав концовку. Выбрать правильное предложение из двух.
Обследование понимания грамматических форм Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов. Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии. Исследование понимания значения предлогов.
Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющих абстрактное значение, а также для исследования способности ориентироваться в словах одного семантического поля. Называние обобщённых слов в группе однородных предметов (для обследования наличия в словарном запасе общих категориальных названий). ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
Приёмы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности. А) самостоятельное составление предложения с заданным словом; Б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению; В) корректирование ошибочных слов в предложении. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
Метод направленной ассоциации. Используется для изучения сочетательных свойств слова. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным. Используется для определения, насколько ребенок овладел многозначностью слов. Дополнение предложения недостающим словом. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
Прием составления предложений по опорным словам. Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения). Приём составления простых предложений по предлагаемой ребёнку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции: А) построение простого нераспространенного предложения; ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА
Б) умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3 – 4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов); В) умение детей строить предложения с однородными членами; Г) построение предложения с большим распространением (с 6 – 7 раз- личными членами); Д) изменение структуры исходного предложения. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА
Приемы составления сложных предложений. А) Составить предложения по картинке, на которой изображено выполнение двух или нескольких действий. Б) Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному. В) Составить сложноподчиненное предложение по двум простым. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА
Приёмы обследования грамматических изменений слов в предложении Обследования грамматических отношений управления. Прием подстановки данного слова в определенном падеже. Составление словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложения по сюжетной картинке, выполненным действиям. Подстановка недостающего предлога в данный текст.
Приёмы обследования грамматических изменений слов в предложении Обследование грамматических отношений согласования. Прием составления по картинкам предложений, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде. Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения. Приём подстановки в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора.
Приёмы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами); прием выбора пары слов из данных ( для изучения умений правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.; исследование грамматической категории рода; исследование умений пользоваться способами словообразования: а) Суффиксальный способ. б) Префиксальный способ.
При этом используются следующие приемы: 1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский). 2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин. 3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта. Обследование связной речи
При анализе результатов обследования пересказа отмечается: понимание содержания излагаемого; самостоятельность пересказа; полнота передачи текста; последовательность изложения; плавность изложения; правильность оформления высказывания.
При анализе результатов обследования рассказа отмечается: понимание содержания увиденного; самостоятельность составления рассказа; точность, полнота изложения; последовательность рассказа; лексико-грамматическое оформление высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Конспект фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических компонентов речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) Тема: «Проделки Снежной Королевы»
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе.Форма совместной деятельности: Квест – игра.Форма организации: подгрупповая.Цель. Создать условия для развития у детей навыков речевого творч...
Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...
КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...