КОНСПЕКТ НОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Степанова Ольга Федоровна

КОНСПЕКТ

НОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ 

«Путешествие в страну красивой и правильной речи»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_krasivoy_i_pravilnoy_rechi.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

                   МДОУ «Сланцевский детский сад № 10 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

НОД по развитию речи в разновозрастной группе детей с ОВЗ  

«Путешествие в страну красивой и правильной речи»

                                                                                                          Учитель- дефектолог

                                                                                                            Степанова О.Ф                    

                                                              г. Сланцы 2022

 Цель: Развивать фонематическое восприятие, формировать интонационную выразительность речи.

 Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

 Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах.

Упражнять в составление слов из звуков.

Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса.

Коррекционно-развивающие: 

Развивать умение определять место звука в слове. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Развивать длительный плавный выдох. Развивать речь, внимание, память, мышление. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук и воображение.

 Коррекционно-воспитательные:

 Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать. Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

 Оборудование и материалы: ноутбук, мультимидийная установка, презентация слайдов, видео «круиз по Тихому Океану», интерактивная речевая игра «Назови первый  звук в слове» (интернет ресурсы), штурвал, карточки-схемы позиции звуков в словах, предметные картинки, шарики «Су-Джок», тарелки для песка,  песок.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме. Дидактическая игра «Назови первый  звук в слове»

Ход занятия :

Организационный момент:

Дефектолог – Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте скажем слова приветствия:

Я здороваюсь везде – дома и на улице (поочередно показывать правую и левую руку)

Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице (изображать махи крыльев)

Здравствуй солнце золотое (обеими руками описать круг)

Здравствуй небо голубое (обе руки в верх)

Здравствуй теплый ветерок (покачивание вверху из стороны в сторону двумя руками)

Здравствуй низенький дубок (присесть)

Здравствуй утро (правая рука вперед)

Здравствуй день (левая рука вперед)

Нам здороваться не лень (руки на поясе)

Дефектолог: Дети, для чего нужно правильно говорить?

Дети.

 — Чтобы общаться с другими людьми,

 - Чтобы общаться друг с другом,

 - Чтобы понимать друг друга.

Да, дети, красивую речь приятно слушать.

 Дефектолог: Дети, а вы хотите отправиться в путешествие в страну «Красивой и правильной речи»? Чтобы попасть в эту страну, нужно подготовить наши язычки.

  Артикуляционная гимнастика.

 Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

 Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Вот наши язычки подготовлены к работе.

Дефектолог: (показ слайда 1) Страна «Красивой и правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями, на другом краю земли. И поплывем мы в эту чудную страну на корабле. Я буду вашим капитаном. Приглашаю вас на корабль. (Надевает капитанскую фуражку, дети садятся в корабль, включаем видео) Мы отправляемся в плавание. И вот уже наш корабль уже плывет по волнам. На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее?

 Дети: Сделать ветерок.

 Работа над речевым дыханием «Ветерок»

Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик. (показ слайда 2)

 По волнам корабль плывёт.

 Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

 И кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

 - выдох должен быть длительным, плавным;

 - ребенок не должен надувать щеки;

 Дефектолог :  Молодцы ребята! Вы старались, и у вас получился сильный ветер. И вот мы приплыли уже к «Острову звуков», где нас ждут много интересных игр. (слайд 3)

 Много звуков есть на свете:

 Шелест листьев, плеск волны,

 А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

Чики, чики, чики чок, не стесняйся язычок. Не стесняйся, не ленись, повторяй не ошибись:

 Речевая гимнастика: «Добавь звук»

Послушайте стихотворение «Разные звуки» и дополните его.

Где-то собаки рычали: р-р-р-р

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж-ж.

Мимо машины бежали: тр-р-р-р.

В небе далеком гудел самолет: л-л-л-л.

Свистели от ветра все поезда: с-с-с-с.

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з-з-з.

 Скажем вместе: Чики — чики –чики — чок! Стал послушный язычок!

 Дефектолог: А сейчас мы поиграем в игру:

 «Поймай звуки» Я бросаю звуки, а вы должны поймать их и составить слово: к, о, т (кот); м, а, к (мак); с, о, н (сон, н, о, с (нос); к, а, ш, а (каша); м, а, ш, а (Маша). Д о м (д,о,м)

Задание  (показ слайда 4)

  Интерактивная речевая игра «Назови первый звук в слове» На экране будут задания. Если вы правильно называете первый  звук в слове, то появляется снежинка, а когда правильно выполните все задания, то заиграет музыка.

“Су-Джок»

 Дефектолог: Давайте ребята отдохнем: посидим на берегу, на песочке, поиграем с камушками.

 Чтобы чётко говорить нужно с пальцами ……..дружить.

 Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик.

“По руке круги катаю, из-под рук не выпускаю

 Взад-вперёд его качу,

вправо, влево Как хочу!

 Танцевать умеет танец!

На мяче мой каждый палец!

 Мячик пальцем разминаю,

 Вдоль по пальцам мяч катаю,

Мячик мой не отдыхает,

 между пальцами гуляет.

Вот я фокусник какой!”

А сейчас ребята, вы хотите поиграть с песочком?

 Песочная терапия

 Дефектолог: Дети возьмите в руки розеточки с песочком. Насыпьте песочек в кулачок и потихоньку высыпайте его на стекло.

Вот как он с нами разговаривает — с-с-с-с-с!

А теперь руками разровняйте его по стеклу, погладьте его.

Какой он?(сухой или мокрый, теплый или холодный).

 Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой.

 А теперь пощекочем двумя руками.

 Слышите, как песочек смеется?

Ему это понравилось.

 Он хочет с вами поиграть.

Игра «Необычные следы»

Ребята, давайте оставим следы на песке.

* «идут медведи» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;

 * «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.

* «ползут змеи» — ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:

* «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)

 Ребята, посмотрите на свои ладошки. У вас на руках остались песчинки. Потрите ладошки друг о друга.

 Дефектолог : Корабль с якоря снимаем, путешествие продолжаем! (Крутит штурвал).

Мы плывем к острову «Скороговорок». (показ слайда )

Посмотрите на экран. Кто изображен на картинке? (мыши) О них есть такая скороговорка:

 «Шесть мышат в шалаше шуршат» Какой звук часто повторяется в скороговорке? (Ш)

 Давайте медленно и четко произносим в каждом слове звук (Ш).

Теперь скороговорку расскажем шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко.

 Проговорите скороговорку медленно, как будто вы спрашиваете, а потом быстрее. (Индивидуальные и хоровые ответы).

Ребята мыши очень любят звук (Ш) , помогите им найти предметы в которых первый звук (Ш)

Дефектолог 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам, дети, возвращаться в детский сад.

 Итог занятия:

 Дефектолог :  Давайте сейчас все сядем, закроем глаза и представим, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

(Дети встают в круг)

-Вот мы и вернулись. Что вам больше всего понравилось, ребята?
Какие у вас впечатления? (Ответы детей).

Спасибо вам ребята за компанию в прекрасном путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Итоговое занятие  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Обогащать словарны...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе по теме: «Лесное путешествие»

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.Цель: закрепление представления о букве Д и звуках [Д]-[Д&rsquo...

Технологическая карта Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Эмоциональный настрой детей.Дети заходят под музыку «В гостях у сказки» и встают в круг.В-ль: Дети, какое у вас сегодня настроение?В-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу св...