Детско - родительский проект "По дороге к азбуке"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_doroge_k_azbuke.docx | 73.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительский проект
«ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Пояснительная записка
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Дети с нарушениями речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
В ходе реализации проекта мы увидим:
- творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей, талантов;
- закрепление знаний о буквах;
- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Совместная работа учителя - логопеда, воспитателей, родителей и детей создает
благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному развитию.
Вид проекта: творческий
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе включая средства совместного творческого взаимодействия с родителями.
Задачи:
- развивать творческое воображение, память, мышление.
- развивать фонематический слух и восприятие.
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- обогащать словарный запас и развивать речь;
- развивать коммуникативные способности.
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;
- активизировать педагогический потенциал родителей..
Предполагаемый результат.
- разовьется познавательная активность детей, интерес к знаниям, любознательность;
- закрепятся представления детей о фонетической стороне слова;
- разовьются различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;
- раскроются творческие способности детей;
- разовьются коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;
- повысится интерес родителей к образовательной работе в ДОУ;
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
Выявление проблемы. Определение цели и задач.
Организация работы над проектом.
2 этап. Основной.
Практическая деятельность по решению проблем.
3 этап. Заключительный.
Презентация по теме «Моя любимая буква».
Логопедический досуг (развлечение) для детей и родителей «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».
Участники проекта:
- дети подготовительногого дошкольного возраста;
- учитель-логопед;
- воспитатели групп;
- родители;
- музыкальный руководитель;
Формы работы:
- занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное.
- экскурсии (библиотека, школа)
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Буквы разные нужны, буквы каждые важны»!», «Умники и умницы».
- речевые праздники.
- презентация «Моя любимая буква»
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.
Схема реализации проекта « ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» через разные виды деятельности
Заключение.
Результаты работы над проектом показали:
- у детей расширился словарный запас;
- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка,
- научились ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами слов и разрезной азбукой;
- развился интерес и способность к чтению,
- повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
- проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
Логопедический проект "По дороге к азбуке"
- Поливанова Анастасия Андреевна, учитель-логопед
Разделы: Логопедия
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
развернуть таблицу
Название проекта: | «По дороге к азбуке» |
Тип проекта: | Долгосрочный, практико-ориентированный |
Название учреждения | ГБОУ Школа №51 дошкольные группы |
Телефон учреждения, факс | 8(495)4483000 |
Электронный адрес ОУ | sch51uz.mskobr.ru |
ФИО руководителя ОУ | Гаврилычева Н.А. |
Руководитель проекта | Поливанова А.А. |
Срок осуществления проекта | Сентябрь 2016 - май 2017 |
развернуть таблицу
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.
Задачи проекта:
- разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- обогащать словарный запас и развивать речь;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Ценность проекта:
- создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
- оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
- реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
- речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
- являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
- помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
развернуть таблицу
Факторы, представляющие возможности |
|
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: | Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка. |
Сильные стороны ОУ: |
|
Слабые стороны ОУ: |
|
развернуть таблицу
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
- Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
- Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
- КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
- Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
- Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Изучить опыт по данной проблеме.
- Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план-график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.
Продолжительность проекта – 8 месяцев.
развернуть таблицу
Направления | Действия по реализации задач | Ожидаемые результаты | Участники реализации | ||
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года | |||||
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня | Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС | Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ | Учитель-логопед | ||
II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г. | |||||
Нормативно-правовое обеспечение |
|
|
Учитель-логопед,
педагог-психолог и педагоги работающие с детьми | ||
Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ |
| Комплекс коррекционных занятий | |||
Программно-методическое обеспечение |
| Пакет документов по каждому направлению: - индивидуальный образовательный маршрут. - перспективно-календарное планирование - методическое обеспечение - диагностические материалы | |||
Создание условий для реализации проекта | Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН | Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям . | |||
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г. | |||||
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы» |
| Учитель-логопед, | ||
Речь и речевое развитие | Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву». |
|
| ||
Художественная литература | Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква». |
|
| ||
Изобразительная деятельность | Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку», |
|
| ||
Учебная деятельность | Познавательные занятия.
|
|
| ||
Музыка | Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная). |
|
| ||
Взаимодействие с родителями | Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе» |
|
| ||
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года | |||||
Промежуточный мониторинг |
|
| Учитель-логопед |
развернуть таблицу
Формы работы:
- занятия: подготовка к обучению грамоте
- экскурсии (библиотека, школа)
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
- речевые праздники.
- презентация мини-музея «Моя любимая буква»
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
- Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
- Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
- Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
- Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
- Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
- Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Результат проекта:
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
- Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
- Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
- На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
- Публикации опыта работы.
- Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...
Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Детско-родительский проект «По дороге к АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. В проекте представлены матер...
Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: способствовать сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса детско-родительских рисунков "Дорога и дети!"
Положение определяет порядок, условия проведения конкурса детско-родительских рисунков "Дорога и дети!" . Конкурс проводится в ДОУ с целью профилактики детского дорож...
Программа работы детско-родительской группы "Дорога добра" 2017-2018 уч. год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»Детско-родительская группадля детей с ОВЗ и их родителей «Дорога добра"2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)
Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...
Детско-родительский проект "Дорогою добра"
В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, в...