Программа работы детско-родительской группы "Дорога добра" 2017-2018 уч. год
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»
Детско-родительская группа
для детей с ОВЗ и их родителей
«Дорога добра"
2017-2018 учебный год
Автор: учитель-дефектолог
Филина М.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d._r._gruppa_doroga_dobra.docx | 30.64 КБ |
tvorcheskiy_master._noyabr_docx.docx | 13.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»
Детско-родительская группа
для детей с ОВЗ и их родителей
«Дорога добра»
2017-2018 учебный год
Автор: учитель-дефектолог
Филина М.Н.
с. Ильинско-Подомское.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………………...3
- План встреч группы…………………………………………………………….....5
- Календарно – тематическое планирование……………………………………..7
- Список литературы……………………………………………………………….8
- Приложение……………………………………………………………………….9
- Пояснительная записка.
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. (выведем на слайд) гласит:
«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…
Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.
Закон закрепил за родителями право выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка в образовательной организации общего типа.
Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему необходимые образовательные условия.
Дети с ОВЗ нуждаются в реализации потенциальных возможностей и создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами. Оказание помощи детям с ОВЗ осуществляется в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения данной категории детей. Целью сопровождения ребенка с ОВЗ является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Для детей с ОВЗ, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., разрабатывая проблему периодизации психологического развития показали, что с возрастом меняется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и свертниками, и это влечет за собой и изменения в отношении родителей к нему. В исследованиях Дубровиной И.В. « Семья и социализация ребенка», рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание.
Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от отношений с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Большое значение имеет личностные установки родителей детей с ОВЗ.
К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Процесс реализации психологической поддержки родителей детей с ОВЗ является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (социального педагога, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя-логопеда, музыкальный руководитель, медсестры).
Таким образом, общая направленность психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Второй год в МБДОУ Детский сад «Рябинушка» проводятся встречи детско-родительской группы «Дорога добра» для детей с ОВЗ и их родителей. Учитель-дефектолог, специалисты службы сопровождения детей и воспитатели организовали мероприятия-праздники для них. В этом учебном году планируется, не нарушая традиции продолжать работу в этом направлении.
Цель встреч: содействие родителям в эффективных способах коррекции и развитии детей с ОВЗ.
Задачи:
• Формировать навыки сотрудничества родителя с ребёнком, с участниками группы,
• Усилить способность родителей к пониманию эмоционального мира своего ребёнка,
• Формировать у детей интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками,
• Узнавать эффективные приёмы и методы развития и коррекции психических и моторных функций у детей с ОВЗ.
• Содействовать в получении взаимной поддержки между членами группы.
Интегрированные мероприятия детско-родительского взаимодействия будут осуществлены педагогами и специалистами «Службы сопровождения МБДОУ Деский сад «Рябинушка».
- План встреч группы.
Сроки реализации: с ноября 2016 года по март 2017 года.
Количество встреч – 3.
Длительность встреч: 30-35 минут.
Количество детей и родителей: 7 детей и 7 родителей.
Участники группы:
- дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды);
- родители детей с ОВЗ;
- педагоги и специалисты детского сада: учитель-дефектолог, социальный педагог; педагог-психолог; учитель-логопед; музыкальный руководитель; инструкторы по физической культуре; воспитатели.
Список участников в приложении.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Формы работы с детьми и родителями: творческие мастер-классы
• игра
• объяснение
• показ
• личный пример
• беседа
• обсуждение
• наблюдения
• словесные и подвижные игры
Этот группа для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. Работа семейной группы проходит в несколько этапов.
- Установление доверительных отношений между родителями, воспитателями и учителем-дефектологом;
- Развитие и формирование опыта общения детей с родителями через совместные занятия художественным творчеством;
- Оценка совместной творческой деятельности детей и родителей в виде презентации работ и награждения.
В результате организации творческих мастер-классов вокруг детей создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда. Мероприятия разработаны с учётом физиологических и психологических особенностей каждого ребенка. Родители в данных мероприятиях активные участники. Взаимодействуя со своим детьми, они тем самым оказывают им родительскую поддержку и внимание.
Ожидаемый результат:
Данная группа позволит ребенку научиться доверять взрослым (педагогам, родителям), стремлению к контакту с ними, открытости и интересу к встречам, а также в снижении эмоционального напряжения, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.. Коррекции нарушенных функций, развитии мелкой моторики и желании родителей использовать данные техники дома с детьми.
Главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку своё настроение. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением и желанием, что принадлежит в эти минуты ему, и только ему.
Наряду с образовательным процессом идет развитие творческого потенциала личности, как ребенка, так и родителя. Это проявляется в развитии чувств, продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, становлении целостной личности: физически и психически здоровой. Дети с ОВЗ станут активными участниками конкурсов, выставок.
Работа группы позволяет педагогам и специалистам повысить практический опыт, мастерство и компетентность в условиях инклюзивного образования. Произойдёт реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ.
- Календарно – тематическое планирование.
ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «ДОРОГА ДОБРА»
НА ПЕРИОД 2017-2018 УЧ. ГОДА
№ | Месяц | Тема | Задачи | Участники |
1. | ноябрь | Творческий мастер-класс к дню матери «Подарочек для мамочки». | Способствовать созданию праздничной атмосферы, положительных эмоций, снятию психоэмоционального напряжения, объединению детей и взрослых в совместное творческом занятии. Развивать интерес к совместным играм, развивать умение детей подражать взрослым. | Родители Дети Воспитатель Учитель-дефектолог |
2. | февраль | Творческий мастер-класс «Волшебные уроки рисования». | Родители Дети Воспитатель Учитель-дефектолог | |
3. | март | Творческий мастер-класс к 8 марта «Весеннее настроение!». | Родители Дети Воспитатель Учитель-дефектолог |
- Список литературы.
- Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144с.
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду: Методическое пособие. – М.: «Педагогическая литература», 2011.
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
- Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебный курс. Архангельск, 2006. С. 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/language-etiquette/.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Рындина Е.В. Познавательное развитие дошкольников с ЗПРи ОНР. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Изд. «Детство-пресс», 2014.
- Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013.
- Соловьёва Л.Г., Евсеева С.А., Куликова А.В., Ущенко Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.- Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012.
- Соловьёва Л.Г. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду (организация коррекционно-развивающей помощи). – Архангельск, АО ИОО, 2014.
- Детско-родительские интегрированные практикумы для детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: Портал «Образование без границ» http://www.edu-open.ru/
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ds448.ru
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logoportal.ru
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.m-w-m.ru
- Приложение.
Список детей с ОВЗ и их родителей.
Предварительный просмотр:
Творческий мастер-класс
для родителей и их детей с ОВЗ
«Подарочек для мамочки».
Дата: 28.11.2017 г.
Ответственные: учитель-дефектолог М.Н. Филина, воспитатель Е.М. Шевелева.
Цель: создание праздничной атмосферы, положительных эмоций, снятию психоэмоционального напряжения, объединению детей и взрослых в совместное творческом занятии.
Задачи:
1.Развивать интерес к совместным играм;
2. Привлекать родителей и детей к творческим и развивающим занятиям.
3. Развивать умение детей подражать взрослым.
Оборудование: наборы для изготовления шкатулок в количестве 8 штук (скрапбукинг), музыкальный центр, флешка с музыкальными играми с детьми, песенками для мамы для фона во время практической части.
Ход мастер-класса:
- Встреча детей и родителей (сопровождение ребенка на инвалидной каляске), показ выставки «Вместе с другом». Знакомство с новой девочкой Дариной и её мамой.
- Музыкальные игры «Давайте все делать, как я», «Пяточка-носочек»,
«В руки кубики возьмём».
- За столами выполняем упражнения для ума (кинезиологические игры по буклету «Гимнастика для ума»).
- Изготовление «Шкатулочки для мамы».
Педагог рассказывает какие можно сделать из наборов скрапбукинга шкатулки, ход действия.
- Итог: подарить шкатулку маме, обнять поцеловать и сказать теплые слова на ушко.
- Игра «Подари улыбку маме».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции детско-родительских взаимоотношений
содержатся упражнения для работы совместно родителей и детей. используются методы арт-терапии, музыкотерапии и упражнения для налаживания телесного контакта в диаде "родитель-ребенок"....
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"
Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...
Программа Тренинга детско-родительского взаимодействия
Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель» Задачи:1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологич...
Программа занятий детско-родительской группы "Здравствуй, Детский Сад!"
Программа детско-родительских занятий по подготовке детей раннего возраста к детскому саду....