Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие на остров сокровищ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
В структуру занятия входят вводная, основная и заключительная части:
I часть - направлена на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к путешествию, к поиску сокровищ, к приключениям. Думаю – получилось.
II часть - строила на использовании групп методов:
Наглядные методы способствовали формированию представления о предстоящих заданиях, чувственные восприятия и двигательные ощущения.
Словесные методы способствовали более глубокому осмыслению детьми поставленных задач, их осознанному выполнению, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.
Во избежание переутомления и перегрузки детей на занятии были использованы дыхательная гимнастика, которая способствовала восстановлению дыхания и одновременно решала немало важную оздоровительную задачу, а также пальчиковая гимнастика и динамическая пауза, которые обеспечивали смену деятельности и решали задачу применения здоровьесберегающих технологий.
Практические методы обеспечивали проверку знаний ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений.
III часть – заключительная, где был подведен итог мероприятия с помощью ответов детей на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1
« Тополёк» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
Конспект НОД
по речевому развитию
«Путешествие на остров сокровищ»
Возрастная группа: логопедическая.
Место проведения: МБДОУ № 1 «Тополёк»
Вид деятельности: интегрированная
Дата проведения: 12.12.2019г.
Длительность: 30 минут.
Учитель-логопед: Богославская Светлана Викторовна
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Расширять и закреплять словарь детей по морской тематике, по лексической теме «Обитатели морей»: (название, питание, среда обитания).
- Способствовать укреплению мышц дыхательной мускулатуры и артикуляционного аппарата.
- Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
- Развивать умение детей правильно строить предложения.
- Закреплять умение согласовывать слова различных частей речи.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное внимание, память, мышление, творческое мышление, общую и мелкую моторику, глазомер, координацию движений.
- Развивать навыки связной речи, диалогического общения.
- Развивать умение внимательно слушать логопеда и детей, отвечать на вопросы полным ответом.
- Активизировать умение соотносить цифру и количество предметов;
3. Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание быть смелым и сильным, умение взаимодействовать в команде.
- Воспитывать желание охранять морских животных.
- Способствовать сплочению детей в коллективе.
Методические приёмы:
Словесный: постановка проблемы, рассказ, беседа по вопросам, пояснения, анализ деятельности, подведение итогов.
Наглядный: виртуальная экскурсия с использованием ИКТ, рассматривание карты-схемы и карточек с заданиями.
Практический: игра - путешествие, сюрпризный момент, эксперименты с разными материалами, артикуляционная и дыхательная гимнастика, показ физических упражнений.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация; мягкие строительные блоки; столы- острова с подготовленными заданиями, штурвал корабля, иллюстрации с изображением морских животных, спрятанные в тарелках с манной крупой; кисточки, сундук с монетами, дыхательные тренажеры «Лягушки», «Привидения», жемчужины-мячики попрыгунчики и лопатка, карточки с числами, маленькие удочки и рыбки, с написанными на них слогами; изображения тучек с предложениями.
Используемые современные технологии: ИКТ, проблемно - игровая технология, личностно – ориентированная, технология моделирования и экспериментирования.
Предварительная работа: Коррекционно-логопедическая работа по лексической теме «Морские обитатели», рассматривание иллюстраций с изображением морских животных, просмотр видеороликов и мультфильмов, чтение художественных произведений, разучивание пальчиковой гимнастики «В море плавает дельфин».
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте,ребята. Посмотрите, сколько гостей пришло на наше занятие. Давайте поздороваемся, подарим им свои улыбки
Логопед: Ребята, скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Логопед: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети вдруг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: Ребята, сегодня на адрес нашего садика пришло необычное видео письмо, которое меня очень заинтересовало. Давайте узнаем, от кого оно?
(включает письмо на презентации)
Ё-хо-хо! Я капитан Флинт — приветствую вас! Я долго ходил по морям и океанам, воевал с пиратами, и спрятал свою добычу – сундук с сокровищами на одном из островов. К сожалению, у меня нет команды, чтобы отправиться за сокровищами. Помогите мне отыскать мой сундук. Если вы пройдёте все испытания, не бросите друг друга в беде и выполните все задания, то обязательно найдете мои сокровища! Собирайте подсказки, чтобы открыть мой сундук.
Вас ждет и награда за старания.. Желаю удачи! Капитан Флинт.
Логопед: Ну, что хотите найти сокровища капитана Флинта?
Дети: Да!
Логопед: Тогда вперед! Но к поиску сокровищ нужно подготовиться.
Задания будут нелёгкими. Давайте сделаем «Капитанскую гимнастику» для язычка.
Дети делают «Капитанскую гимнастику».
Логопед: На чём же мы отправимся в путешествие?
Дети: На корабле.
Логопед: Давайте же построим наш корабль из строительных блоков, возьмём всё необходимое и поплывём…
Дети строят корабль, берут компас, фонарик, штурвал…
Слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Логопед:
Поплывём мы далеко,
В море будет нелегко.
Острова ждут впереди,
Капитан, штурвал крути.
Дыхательная гимнастика.
«Слушаем море»
Закройте глаза прислушайтесь к шуму волн. Вдохните, почувствуйте запах моря. Детям предлагается расслабить мышцы живота, вдохнуть. Выдох, втянуть живот как можно сильнее. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Повторить 3-4 раза.
«Волны шипят».
И.п. – стоя, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 3-4раза.
«Надуем паруса». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно надуваем паруса: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
«Акула» (по методу К.Бутейко).
И.п. – стоя. Сделать глубокий резкий вдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки («над нами проплывает акула»). Нос закрыть пальцами. Задержка дыхания длится столько, сколько сможет выдержать ребёнок. Повторить 1-2 раза.
«Ветерок».
Логопед:Что вы услышали на берегу моря?
Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек.
Логопед:Каким бывает море?
Дети: тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее…
Логопед: Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?
Я предлагаю вам узнать, что интересного таит в себе о подводный мир. Для этого, нам с вами нужно отправимся в сказочное подводное царство. Согласны? Возьмитесь за руки закройте глаза и произнесите волшебные слова:
Волны, волны расступитесь,
На дне морском все очутитесь!
Логопед: Вот оно - Подводное царство. Чем же богат и интересен подводный мир?
Вам необходимо отыскать морских обитателей в песке. С помощью кисточки отыщите их изображения и возьмите их в руки перед собой….. Теперь послушайте загадки и покажите отгадки….
1.Есть лошадка, но не пашет,
И – го - го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверек?
Кто это?… (Морской конёк)
2.Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик — ... (Морской еж)
3.И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (Черепаха)
4.Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо … (Осьминог)
5. Эта рыба- хищник злой,
Всех проглотит с головой
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно…. (Акула)
6.Я с неба упала на морское дно,
И хищницей стала давным уж давно…( Морская звезда)
7. Настоящий он циркач
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть… (дельфин)
8. Может рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана — … (кит)
Логопед: Молодцы, с загадками вы справились. А теперь назовите морских обитателей ласково.
Дельфин – дельфинчик
Ракушка-ракушечка
Рыба – рыбка
Морской еж – морской ежик
Краб – крабик
Медуза – медузочка
Черепаха-черепашка
Морская звезда – морская звездочка
Вот теперь вы получаете первую подсказку – букву Д.
Что это за буква? Она вам очень пригодится. Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву.
Поплыли дальше…. Наступила ночь. Что же там впереди?
Корабль на запад повернём,
и на Таинственный остров попадём…
Что же здесь наш ждёт?
Дети переходят к столу с дыхательными тренажерами.
Дети: Мы видим болото…Там лягушки и приведения.
Логопед: Ребята, подуйте в трубочки, посмотрите на лягушек и привидений и найдите букву-подсказку….
Дети дуют в трубочки и находят букву Р. (Тренировка речевого выдоха ).
Логопед: Молодцы!!! Вы нашли вторую букву- подсказку. Пойдёмте на наш корабль и поплывём дальше…
Логопед: Кто это сопровождает наш корабль? Дельфин? Давайте поможем ему… Поплывём вместе с ним…. ( Пальчиковая гимнастика «В море плавает дельфин».)
Логопед: Ой, я кажется вижу остров. Может это остров сокровищ? Там много ракушек. Это же Остров жемчужин…..
Быстрее туда. Будем ловить жемчужины…
Дети переходят к Острову жемчужин.
Логопед: Ребята, вам нужно взять карточки и посчитать, сколько жемчужин вам нужно поймать…
Дети вытаскивают карточки и ловят жемчужины специальными щипцами…(число и количество жемчужин нарисовано на карточке)
Логопед: Все справились!!! Молодцы! Получайте новую букву-подсказку! Буква У!!!.... Продолжаем путешествие.. Все на корабль….
Корабль на Север мы повернём,
На остров Рыбаков мы попадём…
Впереди Остров Рыбаков. Здесь все ловят рыбу.. Мы тоже немного порыбачим… Побежали…
Дети бегут к сухому бассейну с рыбками.
Дети ловят рыбу магнитными удочками и читают слоги на рыбках…
Логопед: Вы справились!!! Умнички! Всё правильно прочитали..
Вон сколько рыбы вы наловили
И букву новую вы получили.
Буква Ж….
А теперь на корабль. Поплыли дальше!
Но что я вижу! Это же крабы!
На экране Морядка от капитана Краба ( физминутка).
Отлично. За хорошую работу вы получаете новую букву. Буква Б.
Впереди вижу остров. Он называется «Остров неправильных предложений».
Дети переходят к доске, на которой развешаны тучки.
Ветер сильный набежал,
Предложения сломал,
На тучки их развесил,
Словечкам там не весело.
Логопед: Ребята, снимайте тучки. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности.
Дети по очереди снимают тучки, логопед читает предложение, дети его исправляют.
- У плавников есть рыба
- В крабе плавает море
- Остров сокровищ плывёт на нас
-Вода живёт в рыбе
- Над чайкой летает море
- Сокровища спрятали капитана
-Рыба поймала рыбака
Дети исправляют предложения.
Логопед: - Ребята, здесь есть тучка, непохожая на других (Синяя). На ней буква А и написано: «Вы идёте в нужном направлении. Скоро вы найдёте Остров Сокровищ.»
Логопед: Какие вы умные. Все задачки решили. Но нам пора в путь. Быстрее на корабль. Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук. Поплывем вдоль берега.
Логопед: Наш корабль причалил к берегу. - Что это? Сундук. Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
Подсказка: Это нам помогло в нашем путешествии… Какое слово получилось?
Дети: Выкладывают слово Дружба.
Сундук открывается и дети достают сокровища - шоколадные монеты.
Логопед: Ребята, поделитесь монетами с нашими гостями…
Ну вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания ?
- Какое задание показалось самым трудным?
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Логопед: Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду.
Я благодарю вас. Спасибо!
Под песню «Остров сокровищ…» дети уходят в группу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по речевому развитию"Путешествие по сказке с использованием икт"
конспект по речевому развитию"Путешествие по сказке с использованием икт"...
Конспект НОД речевое развитие "Путешествие в Сказкино"
Цель: Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях. Ход занятия:Организационный момент.Добрый день ребята! Я улыбнусь вам,а вы улыбнитесь друг другу.Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните ...
Конспект по речевому развитию "Путешествие в город бытовой технике"
Занятие в разновозврастной группе 5-7 лет....
Конспект НОД Речевое развитие " Путешествие в мир вежливости"
Путешествие в мир вежливости и доброты...
Конспект по речевому развитию « Путешествие по стихам Агнии Барто»
Цель: Проверка уровня речевого развития у детей через стихотворения Агнии Барто.Задачи:Продолжать вызывать интерес к стихотворения Агнии Барто.Продолжать учить читать стихотворения наизусть при ...
Конспект по речевому развитию «Путешествие в волшебный лес»
Выявить уровень знаний детей...
Конспект по речевому развитию "Путешествие в космос"
Занятие направленно на воспитанников подготовительной группы. Цель: расширять знания детей о космосе.Задачи:Образовательные: расширять знания и представления детей о Вселенной, планетах сол...