Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе с детьми ОНР. тема "Домашние животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бикметова Лилия Гайсиновна

Цель занятия: Активизация и актуализация словаря по теме "Домашние животные" с использованием дидактического пособия  "Домик с сюрпризом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе  с детьми ОНР.

Тема: «Домашние животные»

                                                                                                                              Бикметова  Л.Г.,

                                                                                                                              учитель-логопед

                                                                                         МДОБУ ЦРР-детский сад «Алёнушка»

                                                                                             

 Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные».

Коррекционно-образовательные задачи: совершенствовать грамматический строй речи – образовывать  существительные единственного и множественного числа в дательном и творительном падежах, образовывать притяжательные прилагательные. Совершенствовать умение делить слова на слоги. Упражнять в составлении описательного рассказа по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, психические процессы: память, мышление, внимание и воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать внимательное и бережное отношение к животным, умение сопереживать и желание помочь.

Оборудование: магнитная доска, крупные картинки с изображением домашних животных, схема описательного рассказа о животных,  угощение или подарок, дидактическое пособие «Домик с сюрпризом» с картинками домашних животных, корма для них,  с символами гласных звуков, с цифрами (1,2,3,4,5,6),  схема «ступеньки» для счёта слогов в словах, игра « Собери семью» (пазлы).

Обогащение словаря: конура, коровник, свинарник, хлев, конюшня, овёс, дол, кафтан, бык, пёс, боров, баран, ягнёнок, собачий, телячий, поросячий, жеребячий, ребячий.

Ход занятия.

   1.Сегодня мы поговорим о домашних животных. Но сначала вспомним сказку «Кошкин дом».     Бим – бом, бим – бом!  Загорелся кошкин дом!..  Сгорел кошкин дом! Вспомните, как было ей плохо без дома… Ребята, мы можем помочь чем-нибудь кошке? (Мы можем построить дом).

- Из чего мы можем строить дом для кошки? (Из модулей, из картона, конструктора, Лего, из кубиков).   А я вам предлагаю построить дом из разноцветных кубиков. В каждом кубике спрятано задание. Дом получится только тогда, когда выполните все задания. Хотите помочь кошке? Тогда - за дело! (Дети садятся).

   2.С чего же мы начнём? Любое строительство начинается с плана. Такой план у меня есть!  Посмотрите,  у каждого кубика в окне цифра. Как вы думаете, с какого кубика  нужно начинать строительство? Правильно, с  красного кубика под номером 1. В нём задание:

- Передавая кубик, каждый назовёт одно животное, которое изображено на гранях кубика. (Кубик возвращается к логопеду.  Накрываю кубик салфеткой). Назовите ещё раз всех  животных.

-Кто здесь лишний? (Жираф). Почему? (Дикое животное). Убираю жирафа.

-Почему остальных животных называют домашними? Каких ещё  домашних животных вы знаете? (Добавляю…)

-Расскажите, где живут домашние животные? Отвечать нужно полным предложением. (Собака живёт в конуре. Корова живёт в коровнике. Свинья живёт в свинарнике. Лошадь живёт в конюшне. Овца живёт в хлеву.  Кошка живёт в доме.)

-А теперь скажите не об одном животном, а о многих. (Собаки живут в конурах. Коровы живут в коровниках. Свиньи живут в свинарниках. Лошади живут в конюшнях. Овцы живут в хлевах. Кошки живут в домах.)

-Молодцы. Как много заданий было в красном кубике, но вы справились.  Мне понравилось, как отвечала Айзиля. Поставь красный кубик на площадку для дома.

   3. Следующий кубик под номером 2, он … оранжевый. Один ребёнок  берёт оранжевый кубик и достаёт следующее задание – игра «Кому что?» Брось кубик на стол и назови, что ты видишь на верхней грани. (Сено). – Кому сено? ( Сено - коровам.  Косточку - собакам. Кашу - свиньям. Траву – овцам.  Овёс – лошадям. Молоко – кошкам.)

- И со вторым заданием вы справились. Поставь оранжевый кубик рядом с красным.

   4.  Продолжаем. Под номером 3 …жёлтый кубик.

-Что это? Символы гласных звуков. Назовите их. Почему они называются гласными? (Они поются). Знаете ли вы, что животные тоже поют гласные звуки? Расскажите, кто как кричит и какой гласный звук поёт? (Корова мычит: «Муу!» Поёт звук «у». Собака лает: «Гав!» Поёт звук «а». Лошадь ржёт: «Иго-го!» Поёт звуки «и», «о». Овца блеет: «Бэ!» Поёт звук «э». Свинья хрюкает: «Хрю-хрю!» Поёт звук «у». Кошка мяукает: «Мяу!» Поёт звуки «а», «у».)

- Пора ставить третий кубик на площадку! Это сделает тот, кто правильно назвал гласные звуки ...

   5. Следующее задание вы найдёте в …зелёном кубике под № 4.

 А в нём загадки: 1). По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца).                     Обьясните,  как  вы  понимаете эту загадку?

 2). С бородой, а не мужик. С рогами, а не бык. С пухом, а не птица. (Козёл). Как вы догадались? Чем похожи овца и козёл? (Пушистая мягкая шерсть, короткие тонкие ножки. Козёл и овца блеют, только козёл: «Мее», а овца: «Бэ».)

 3). Голодная – мычит, сытая – жуёт. Всем ребятам молоко даёт. (Корова).

   - Посмотрите на схему и её картинки. ( Вместе с детьми разобрать их.)  Составьте по этой  схеме рассказ о корове.  ( Рассказы детей. Оценка  рассказов  детьми)

- Интересный, полный рассказ был у Саши. Вот тебе кубик, дострой первый этаж.  Первый этаж готов!

   6. – В голубом пятом кубике игра «Теремок» - физминутка. Давайте поиграем. После физминутки  ставим  голубой кубик на оранжевый – начинаем строить второй этаж.

   7.  – Где кубик с цифрой 6? Синий кубик  какой  по счёту? (Шестой.) Покажите кубик с заданием (Кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6). Игра «Посчитай животных». На доске картинки животных.

-  Каждый выберет одно животное и быстро посчитает их до 5. (Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров.)

- А теперь вы посчитайте, сколько слогов в названии вашего животного и поместите его  на соответствующую схему- ступеньку :1,2,3. Объясните ваше решение. Ставим синий кубик на жёлтый.

   8. –В фиолетовом кубике я слышу голоса…

- Пока мы строили домик для кошки, все животные перемешались и теперь детёныши не могут найти своих родителей. Давайте им поможем. Игра «Собери семью». (Звучит песенка  мамонтёнка).

- Назовите всех животных в семье. (Бык-корова-телёнок. Пёс-собака-щенок. Кот-кошка-котёнок. Боров-свинья-поросёнок. Баран-овца-ягнёнок. Конь-лошадь-жеребёнок.)

- И с этим заданием справились. Быстрее всех был … Пусть он поставит фиолетовый кубик на … кубик.

    9. – Белый кубик предлагает, придумайте для кошки имя. Выбираем красивое имя.

- Вот и последний кубик поставили на место. Добавим крышу с трубой. Чтобы труба дымила, нужно выполнить последнее задание.

- Я почитаю вам стихотворение, а вы подскажете пропущенные слова. Стихотворение называется «Чей хвост».

                    Хвост у собаки, конечно, …  собачий.

                    У поросёнка он –  …  поросячий.

                    А вот у кошки – просто  …  кошачий.

                    Хвост у телёнка – жалкий …  телячий.

                    У жеребёнка – совсем  …  жеребячий.

                    Смех у ребёнка – звонкий,  …  ребячий.

                    Ну а восторг – весёлый,  …  щенячий.

-Вот мы и построили домик для кошки. Какой получился домик? Спасибо, ребята, что не оставили кошку в беде. За  вашу  помощь и доброту кошка дарит вам игрушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...