Использование биоэнергопластики в логопедической работе.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Уразбаева Гузель Закировна

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.Чем больше уверенности

 

 

 

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движенийартикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органовартикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Таким образом биоэнергопластика:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.

  1. «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот.

  1. «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.



  1. «Слон»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.



  1. «Змея»

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе



  1. «Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.



  1. «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.


  1. «Чистим зубки».

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.


  1. «Киска сердится»

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!



  1. «Часики»

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?




  1. «Индюк»

Я - индюк «балды-балда»

Разбегайтесь кто куда!



11. «Маляр»

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!


  1. «Лошадка»

Я - весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.




  1. «Грибок»

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.



14. «Гармошка»

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!


Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Пробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики».

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики»....

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях

На современном этапе важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией, было принято решение использовать элементы биоэнергопластики в артикуляционной г...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как нетрадиционная форма

    В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей,...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие детей мелкой и артикуляционной моторики. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевог...

Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в логопедической работе»

Цель: -ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса; -применение здоровьесберегающих...