Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Ковалёва Светлана Анатольевна

На современном этапе важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией, было принято решение использовать элементы биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях

Биоэнергопластика - это синхронные, ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки, способствующие равномерному распределению биологической энергии в организме. Регулярное выполнение упражнений благотворно влияет на развитие речи и психических процессов у дошкольников, предупреждает школьную дезадаптацию.

Исходя из того, что на современном этапе важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией, было принято решение использовать элементы биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.

Введение таких элементов происходит постепенно, добавление новых- только после осваивания предыдущего.

На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжает давать четкий образец движения.

Решая проблему применения биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, я поставила перед собой следующие задачи:

- обобщить рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, развитию артикуляционной и мелкой моторики в единую систему,

- адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со стертой формой дизартрии,

- проанализировать результативность работы.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

I этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции (логопедическое заключение, наличие признаков дизартрии, неврологическая симптоматика, наличие гиперкинезов и саливации и т.д.)

II Этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствовали игровые персонажи – Девчушка-говорушка, доктор Звуков. Они подбадривали ребенка, наблюдали за его успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам.

III Этап – основной.

Начинаем с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Комплекс, разученный детьми, включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не меняется. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменяется новым, незнакомым. Так осуществляется преемственность и постепенное усложнение работы.

В биоэнергопластике давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входит одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполняются с движением рук. Система применяется в занятиях с детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты. Индивидуально, перед зеркалом можно предварительно познакомить с упражнением детей, которым в силу различных причин трудно распределять внимание и контролировать выполнение. Хороший эффект у таких детей дает упражнение “Горизонтальная восьмерка” [5]:

1-2-я неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их “вытолкнуть наружу”. Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз.

3-6-я неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности.

7-8-я неделя. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

IV Этап - Автоматизация полученных навыков.

Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Для этого можно использовать магнитофон – плеер с наушниками. На кассету были записаны указания по выполнению комплексов упражнений для сонорных, шипящих, свистящих звуков. Ребята очень любят самостоятельно работать с техникой. Повышают интерес к занятиям схемы, пиктограммы с обозначением упражнений, игровые атрибуты для пальчиков – шляпки, варежки, юбочки, фигурки пальчикового театра.

Большую помощь на этом этапе оказывают родители. Правильно организовать домашнюю работу им помогают информационные листы в родительском уголке. Сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией подтверждает эффективность использования технологии биоэнергопластики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики».

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики»....

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как нетрадиционная форма

    В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей,...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Чем больше уверенностив движении детской руки,тем ярче речь ребёнка!В.А. СухомлинскийХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке,автоматизации и дифференциации звуков....