Конспект логопедического занятия "Путешествие в подводный мир"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Логопедическое занятие "Путешествие в подводный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в подводный мир | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме «Рыбы» «Путешествие в подводный мир»(подготовительная к школе группа)с использованием интерактивного стола «Интошка» Учителя-логопеда Прокофьевой Т. Г.
Цель: расширить представление детей о рыбах, закрепить навык правильного произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;
- обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- закреплять правильную артикуляцию звука [р];
- развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Оборудование.
Бумажные кораблики, буква Р, предметные картинки «Рыбы», интерактивный стол «Интошка»
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Отгадывание загадки.
Логопед: Дети, давайте отгадаем загадку.
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
Какой первый звук в слове рыба? (Звук [р])
2.Объявление темы занятия.
Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие и познакомимся с речными, морскими и аквариумными обитателями. Мы будем говорить о рыбах и учиться правильно произносить звук [р] в словах и предложениях. И начнем с разминки.
3. Самомассаж лица (по О. И. Крупенчук «Стихи для развития речи»)
Ручки растираем и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями),
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А потом от носа, мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам), к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а на чём мы поплывём? На моторной лодке, приготовьтесь, взяли руль и завели мотор «р-р-р», направо, налево, прямо, останавливаемся, «рь-рь-рь», сейчас мы на середине озера(садимся на стульчики), давайте посмотрим, каких озёрных обитателей мы можем увидеть? (Выставляется картинка ОЗЕРО)
4.Игра «Сосчитай сколько рыб» (игра с кубиком)
- Я увидела, что к лодке подплыл 1 сом.
Ответы детей: я вижу в воде плавают 5 щук, 3 леща, 2 сома, 4 ерша, 6 карасей, 2 окуня, 5 плотвиц, т.д.
5.Беседа с детьми.
Логопед: Ребята, посмотрите на рыб внимательно. Какие части есть у рыб? У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. Чем покрыто тело рыб? Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. С помощью чего рыбы дышат? С помощью жабер. Они помогают рыбке дышать. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники? Чем рыбы отличаются от зверей? Чем люди ловят рыбу? Как называется человек , который ловит рыбу?
6.Игра «Доскажи словечко» Подбор родственных слов к слову «рыбак».
Логопед:
Есть у нас волшебный пруд.
Караси в пруду живут.
Поскорей ты их лови,
Родственное слово назови.
Ребята, помоги рыбаку наловить рыбы. Подбери родственные слова к слову «рыбак».
Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…….РЫБЫ.
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно…….РЫБКА
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая……..РЫБЁШКА
Выплывает, корм ища,
Пребольшая ……..РЫБИЩА
Эх, сорвался мой улов!,
Рассердился ……РЫБАЛОВ
Рыба не клюёт никак,
Видно, я плохой …….РЫБАК
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день ………….РЫБАЧИТ
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась…….РЫБАЛКА
А теперь мы возвращаемся с рыбалки, заводим наши моторные лодки.
7. Работа над речевым дыханием.
Упражнение «Лодочка». Цель: развивать длительный плавный выдох.
Логопед: Давайте поможем нашим лодочкам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на лодочки.
Лодочки, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные лодочки, соревнуясь, чья лодочка одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.
А сейчас мы с вами отправимся в морское путешествие «Шум моря»- аудиозапись
Ой, посмотрите волны на берег выбросили коробочку ……, а там конверты. А в конвертах - игра.
8. Игра «Собери разрезную картинку». Дети собирают картинки и выполняют фонематический анализ названий морских обитателей: акула, кит, скат, камбала, дельфин, краб, касатка.
9.Игра «Чей? Чьи? Чья?» Акулья голова, китовый хвост, тресковые плавники, крабовый панцирь, дельфиний хвост, камбаловые плавники
10.Игра «Словечко потерялось» А что у нас ещё здесь? Это предложения, но волна смыла маленькие слова – предлоги, давайте прочитаем и подумаем какие слова пропали?
Крабы зарываются … песок.
11. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
- Как вы думаете, рыбы разговаривают? (нет)
- А мы в отличие от рыб разговариваем, и чтобы говорить красиво, выполним гимнастику языка.
упражнение «Чистим зубки»;
упражнение «Качели»;
упражнение «Кружок»;
упражнение «Вкусное варенье»;
упражнение «Грибок»
упражнение «Барабанщик»
Лошадка – грибок - гармошка» (переключение артикуляционных поз)
12. Анализ артикуляционного уклада звука [ р].
Логопед: Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ р], где находятся губы, язык, зубы. Возьмите зеркала. Произнесите звук [ р].
- Где находится язычок при произнесении звука [ р]?
- Что мешает воздуху свободно выходить изо рта? Воздух встречает преграду при выходе изо рта.
- Это гласный или согласный звук?
- Что происходит с нашим горлышком? Дрожит ли при произношении звука горлышко?
- Значит, он звонкий или глухой?
Итак, звук [ р] согласный, звонкий.
13. Игра « Поймай рыбку» с использованием интерактивного стола «Интошка»
14. Соотнесение звука с буквой Р
Логопед: Звук [р] на письме обозначается буквой Р.
На что похожа буква Р ? (Ответы детей)
Буква Р на мачте парус,
Вдаль плывет небес касаясь.
Ручка круглая у трости,
Трость для деда сделал Костя.
(В.Волина)
Эта буква состоит из палочки и полуовала. А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.
15. Игра «Найди домик»
16. Физкультминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
И приплыла золотая рыбка….,а куда вам поможет загадка
Чем отличаются аквариумные рыбки от морских и речных?
17. Игра «Найди правильный аквариум»
Логопед: Посмотрите, у нас 3 аквариума с разным количеством слогов ( гуппи, неон, сомик, петушок, гурами, меченосец, скалярия) Куда поплывёт твоя рыбка?
18. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» с использованием массажеров Су – джок.
Дети поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение.
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил».
19. Толкование пословицы.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось?
Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)
20. Чтение скороговорок
Итог занятия.
Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались, золотая рыбка принесла вам угощение (печенье- рыбки) Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие - конспект. Подготовительная группа. Рисование "Подводный бал". Нетрадиционные приемы в рисовании.
Рисование с использованием нетрадиционных приемов.Занятие "Подводный бал"(2 занятия) Программное содержание: Совершенствовать технические изобр...
Конспект занятия: "Путешествие в подводное царство"
Учить детей добывать знания о морских обитателях об их приспособленности к жизни в воде....
Конспект НОД «Путешествие в подводное царство» ( средняя группа)
Конспект НОД " Путешествие в подводное царство"( Средняя группа)Образовательная область: Познание. ФЭМП....
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР по теме «Путешествие в подводный мир»
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР....
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"
Цель занятия: познакомить детей с многообразием подводного мира.Развивающие:Развитие словаря по теме «Рыбы»Совершенствование координации речи с движениемРазвитие общих речевых навыков.Разв...
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир и его обитатели"
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Подводный мир и его обитатели"...