Выступление на ММО «Формирование правильного произношения посредством малых жанров фольклора у детей с нарушения речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Комарова Марина Александровна

Способов улучшить речь – масса. Скороговорки -  самый простой и доступный способ! Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mmo_skorogovorki.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ММО учителей-логопедов

По теме: «Формирование правильного произношения посредством малых жанров фольклора у детей с нарушения речи»


Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказываться как можно быстрее.

А что из этого выходит? Никто их не понимает!

Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не просто чёткое выговаривание  звука «Р». А именно чёткую, размеренную речь, смысл которой

не теряется в «проглоченных» окончаниях и подобных изъянах.

Способов улучшить речь – масса. Скороговорки -  самый простой и доступный способ! Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь. 

Скороговорка (чистоговорка) – это малый жанр народного фольклора

Детям и взрослым хорошо известны скороговорки, чистоговорки, смешилки, которые считают простой игрой, забавой.

     Интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества, являются уникальным явлением языковой культуры любого народа. В разных изданиях «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова дается такое определение скороговорки: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».

В наше время логопеды взяли скороговорки на вооружение не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.

Однако в наше время различают скороговорки и чистоговорки, как два разных метода развития речи. Последние, как мы знаем, не требуют быстрого произношения.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-граматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Для чего нужны чистоговорки?

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух. 

Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок  - успешной в будущем личностью.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

Первый шаг - вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.

Второй шаг – беззвучный режим. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

В этом учебном году мы проводили проект «Сундучок скороговорок».

Цель проекта:

      Развитие правильного звукопроизношения и культуры речи через использование малых фольклорных жанров (скороговорок и чистоговорок) в коррекционной работе логопеда.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по использованию малых фольклорных жанров (скороговорок и чистоговорок) в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Формировать у детей практические умения и навыки  правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) с помощью скороговорок и чистоговорок.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к скороговоркам.
  • Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи, через знакомство с малыми фольклорными жанрами.
  • Обогащение, уточнение и активизация словаря детей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми

Вид проекта: среднесрочный 

       Тип: коррекционный, познавательно-речевой,  творческий, социальный, педагогический.

Сроки реализации: 3 месяца (февраль - апрель)

Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта «Сундучок скороговорок».

-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

-Основной. Проведение коррекционных занятий и  мастер-классов по плану, создание презентаций, буклетов, картотеки.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

-Итоговый. Презентация  в ДУ. Анализ результатов проекта.

В рамках проекта мы провели досуг «Игротека скороговорок».

Игра: «Испорченный телефон»

Играют две и более команды. Капитан каждой получает скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух.

Игра «Музыкальный мяч».

 Ведущий передает мяч под музыку по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребенок у кого мяч должен быстро повторить скороговорку.

Игра: «Актёрское мастерство».

Роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек;

персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных (лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

Игра «Колечко»
Ведущий кому-либо из детей кладет незаметно в ладошки колечко. После слов «Колечко, колечко выйди на крылечко», тот ребенок у кого колечко выходит и произносит скороговорку.

Игра «Волшебный мешочек»

Ребенок должен угадать какой предмет подходит к скороговорке.

Игра «Расшифруй скороговорку.
Ребенок повторяет скороговорку опираясь на мнемотаблицы

Также был проведен творческий конкурс «Любимая скороговорка».

Дети совместно с родителями делали рисунки, аппликации и поделки по любой скороговорке.

Выводы:

Различные приёмы работы со скороговорками (чистоговорками) можно включать в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивает  артикуляционный аппарат, позволяет  освоить красоту чистой и внятной речи.

Список литературы

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.:  Учпедгиз, 1957. – 240с.

2.Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Издательство: Гном, 2016.

3. Лекомцев А. Скороговорки – повторялки. Осваиваем произношение звуков. Издательство:    Феникс, 2016.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983.

5. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи детей. Издательство: Литера, 2015.

6. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...

Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи...

Проект: "Развитие речи детей посредством малых жанров фольклора".

Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. «Если язык человека вял, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное...

Родительское собрание "Воспитание КГН у детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора"

Цель: дать родителям знания о значении культурно-гигиенических навыков у детей.План собрания:Рассказ воспитателя о необходимости формировании КГН у детей.Использование фольклора при формировании ...