Статья О вопросе развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
статья по развитию речи на тему
В данной статье рассказывается о проблеме развития звуковой культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_degtyareva_e.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Дегтярева Е.В.,
Научный руководитель - канд. пед. наук, доц. М.В.Папина («Алтайский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени В.М. Шукшина») К вопросу о развитии звуковой культуры речи у детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора
В раннем дошкольном возрасте у детей улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышцы языка, губ, нижней челюсти), совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Дети усваивают многие звуки, учатся говорить, но в этом возрасте ярко выражено и несовершенство звуковой стороны речи, что является одной из важных проблем в работе с малышами.
Актуальность исследования заключается в том, что дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых, но современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых в силу их занятости, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст своих родителей. Проявляющийся интерес и эмоциональный отклик малышей на потешки, сказки, загадки помогают «разговорить» детей. Это обусловлено возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени.
Исследования Л.Н. Павловой доказали роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства, в них отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.
О значимой роли художественного слова - детской литературы и фольклора - в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста писала А.П. Усова. Художественное слово народного поэтического творчества - припевки, потешки, маленькие народные песенки - дети слышат с самого раннего возраста. Такие процессы как одевание, прием пищи и др., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.
Теоретический анализ научно-педагогической литературы показал, что именно фольклорные произведения, будь то потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Именно, народные песенки, колыбельные, потешки, сказки при систематическом их рассказывании, способствуют развитию у ребенка слуховой сосредоточенности, навыки слушания и повторения речи взрослого. Художественная литература - это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
С целью выявления эффективности использования малых жанров фольклора в развитии звуковой культуры речи у детей раннего возраста в 2016/2017 учебном году на базе МБДОУ «Детский сад №69» г. Бийска была проведена опытно- экспериментальная работа.
Изучение процесса усвоения звуковой стороны речи у детей раннего дошкольного возраста проводилось в соответствии с диагностикой, предложенной О.С. Ушаковой и Е. М. Струниной [4] по следующим параметрам: уровень развития слухового восприятия, состояния артикуляционной моторики, фонематического слуха, звукопроизношения и общего звучания речи у детей.
На констатирующем этапе в экспериментальной и в контрольной группе детей с низким уровнем развития звуковой культуры речи составило 36% и 35% (по 8 человек). Детей со средним уровнем - в экспериментальной - 55%, в контрольной группе - 52%. Высокий уровень развития звуковой культуры речи имеют 9% детей в экспериментальной группе, и в контрольной - 13%.
На формирующем этапе эксперимента был реализован разработанный комплекс образовательных мероприятий, который включает в себя два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап работы включал в себя следующие мероприятия: анализ предметной среды группы, сбор информации, материала для реализации основного этапа, формулирование цели и задач мероприятий, организация игрового взаимодействия с детьми, выставка книг с различными жанрами фольклора. В период подготовительного этапа уже включались в проведение режимных моментов различные потешки, приговорки.
На основном этапе работы продолжали использовать малые формы фольклора в режимных моментах, проводился подбор материала для проведения занятий в соответствии с тематическим планированием. Работа по развитию звуковой культуры речи у детей раннего возраста с использованием малых жанров фольклора интегрировалась с занятиями по рисованию и лепке. Новым стало в образовательном процессе данной группы проведение интегрированных занятий.
Во внезанятийной совместной деятельности с детьми выполнялись аппликации и рисунки по фольклорным произведениям, проводился показ театров с использованием русских народных персонажей. В группе постоянно пополняли развивающую игровую среду на основе фольклорных произведений: книги, иллюстрации - в книжном уголке, самодельные куклы - в игровом уголке для игр-драматизаций.
Наиболее понравившиеся фольклорные произведения заучивались с детьми. На музыкальных занятиях прослушивались колыбельные песни.
По окончании реализации комплекса мероприятий наблюдения в ходе данной деятельности с детьми показывают результат работы:
- дети проявляют интерес к малым жанрам фольклора, с интересом рассматривают рисунки в книге, называя знакомые предметы, самостоятельно задают вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»;
- научились внимательно слушать народные песенки, сказки и др. произведения, воспринимать интонацию, темп и ритм речи;
- при чтении воспитателем знакомых произведений договаривают слова, фразы; стараются правильно произносить звуки и интонационно показывать настроение в общении, в беседе;
- читают наизусть потешки, песенки, заклички, пробуют рассказывать тексты сказок целиком (иногда с помощью взрослого),
- с помощью взрослых играют в знакомую сказку.
Сравнительный анализ результатов изучения уровня развития звуковой культуры речи у детей раннего дошкольного возраста на контрольном и констатирующем этапе исследования показал следующее. В экспериментальной группе и в контрольной группе детей с низким уровнем развития звуковой культуры речи стало меньше - на 22% и 4% соответственно; со средним уровнем - в экспериментальной группе стало на 8% больше, в контрольной группе - осталось то же количество детей - 52%; с высоким уровнем развития звуковой культуры речи детей стало больше - в экспериментальной группе на 15%, в контрольной - 4%.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика развития звуковой культуры речи у детей раннего возраста в экспериментальной группе. В контрольной группе, где опытная работа не велась, показатели изменились незначительно. Можно констатировать, что работа по развитию звуковой культуры речи у детей раннего возраста будет более эффективна, если использовать малые жанры фольклора.
Литература
- Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
- Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Правильная речь является одним...
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
2017год...
Родительское собрание "Воспитание КГН у детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора"
Цель: дать родителям знания о значении культурно-гигиенических навыков у детей.План собрания:Рассказ воспитателя о необходимости формировании КГН у детей.Использование фольклора при формировании ...
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора
laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...