Правильная речь как одно из условий успешного обучения в школе
консультация по логопедии (старшая группа)

Баринова Людмила Викторовна

Хорошая, развитая речь - это основа успешного обучения в школе. Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче он овладеет в школе чтением и письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда для родителей:

«Правильная речь – одно из условий успешного обучения в школе»

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школеРечь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

Первое - произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе - это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.

Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме. Для того, чтобы у ребёнка был красивый, ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении. Учить читать до школы можно, но учить нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать - это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т. д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

 

 Учитель – логопед Василенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации к школе

Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно  с другими, уступать, подчиняться  при необходимости, чувство товарищества-  вот те качества, которые  обеспечивают...

Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.

В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов,  воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии  от...

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школе

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школеПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Эмоции и воля очень важны в жизни каждо...

Взаимодействие учителя и воспитателя – одно из условий успешного обучения в школе.

В статье раскрываются условия безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу ....

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...

Самообразование на тему:«Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе».

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно ...