Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.
В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспитатели, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе»
(подготовительная группа)
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.С. Сухомлинский
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.
В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспитатели, родители.
Обоснование проекта
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом, а это один из основных факторов общей успешности ребёнка на начальном этапе обучения в школе. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-моторной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.
Во-вторых, несколько детей наблюдаемой мною группы имели проблемы в речевом и интеллектуальном развитии. Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и развитие речи, а значит, и общее когнитивное развитие ребёнка. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и когнитивное развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие основных психических процессов, особенно, речи – процесса, без которого невозможно полноценное общение ребёнка с окружающим миром, что также является одним из основных факторов успешного обучения ребёнка в школе. Хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Речь также совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет более развитый мозг, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, монологическая связная речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.
В-третьих, актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в данный период роста ребёнка интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, включая сенсорные основы познания.(зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения)
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки, и как следствие активизации когнитивного развития детей дошкольного возраста.
В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: процесс развития мелкой моторики руки детей, подготовка руки к письму.
Предмет изучения: комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики, подготовки руки к письму, и как следствие, активизации когнитивного, в том числе, речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики руки, подготовки руки к письму.
В соответствии с целью были определены основные задачи:
- Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
- Выявить особенности развития мелкой моторики.
- Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики руки, подготовки руки к письму.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность, координацию движений.
- Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
-произвольного внимания;
-логического мышления;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
- Формировать и совершенствовать пространственные представления:
-ориентацию на листе;
-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
- Формировать навыки учебной деятельности:
*умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя
индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
*контроль за собственными действиями.
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- изучение и анализ уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей старшего дошкольного возраста;
- психолого-педагогическое наблюдение, диагностика;
- моделирование групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;
- статистические методы обработки полученных результатов.
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработаны 30 игровых комплексов по развитию мелкой моторики руки, подготовки руки к письму, включающие различные виды детской деятельности.
2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму (игры, упражнения).
3. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
4. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук.
Методологическую основу проекта обуславливают: достижения современной психологии в области специфики возрастного развития психики дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.); разработки проблемы школьной зрелости (А.И.Запорожец, Л.И.Божович, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова); труды по изучению структуры психолого-физиологической готовности к обучению (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко, Л.Ф. Трохимчук и др.).
И.М. Сеченов считал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве.
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической психологии и педагогике.
Разрабатываются многочисленные упражнения:
пальчиковые игры (М.С.Воронцова, И.Светлова и др.), дидактические игры с предметами (Л.Павлова, В.В. Цвынтарный), упражнения для подготовки руки к письму (Е.Ю. Тимофеева, И.Ю. Оглоблина и др.).
Существует много современных систем подготовки руки детей к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка различными линиями, раскрашивание, рисование узоров.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, в том числе, и психологов, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Исследователь М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени
тренировки движений пальцев».
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный (июль – сентябрь 2021г.)
- Изучение:
* психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования;
* понятий, касающихся темы проекта;
- Подбор диагностического инструментария;
- Разработка игровых комплексов;
- Создание предметно-развивающей среды;
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики, подготовки руки к письму по следующим методикам;
- Изучение, анализ полученных результатов, выводы.
II этап – основной (октябрь 2021г. – май 2022г.)
Работа выстраивалась в двух направлениях:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога-психолога и детей;
- с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
III этап – заключительный (май 2022г.)
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики, подготовки руки к письму по следующим методикам
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
- Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
Механизм реализации проекта
Работу начала с диагностического обследования уровня
сформированности навыков развития мелкой моторики, подготовки руки к письму по следующим методикам:
- методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной;
- «Дорожки» (по Л.А. Венгеру);
-« Графический диктант» ( по Л.А.Венгеру)
- методика для изучения готовности руки к овладению письмом «Рисование простых узоров»
Результаты диагностики выявили, что у 54% детей группы навыки зрительно-моторной координации, подготовки к овладению письмом сформированы слабо или недостаточно.
Решая задачи развития мелкой моторики, подготовки руки к письму я создала необходимые условия.
Предметно - развивающая среда в кабинете педагога-психолога представлена следующими компонентами:
- пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
- контейнеры с разнообразным материалом: бусины, болты и гайки, скрепки, пуговицы, ребристые деревянные палочки, трубочки для коктейля, прищепки;
- природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
- счетные палочки;
- шнурки, шерстяные нити, верёвка, проволока;
- игрушечные машины средних размеров с механизмом, состоящим из плотной нити и деревянной палочки для наматывания нити;
- дидактический материал;
- мелкая мозаика;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- развивающие тетради «прописи», содержащие узоры из элементов прописных букв;
- изготовлены информационные стенды для родителей.
Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения.
Мною разработаны и изготовлены следующие пособия-тренажеры на развитие мелкой моторики руки и подготовки руки к овладению навыками письма: «Укрась елочку», «Кто прячется в окошке», «Собери детей на прогулку», «Зашнуруй кроссовки», панно «На полянке», игровой модуль «Божья коровка».
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики, подвижных игр, графических заданий и
игровых упражнений.
Поэтому мною составлено 30 игровых комплексов,
включающих следующие виды деятельности:
1. Массаж кистей рук с использованием фасоли, гороха, манки, речного песка, пуговиц, гречки, риса, семян подсолнечника, косточек фруктов, крупных бусин, деревянных ребристых палочек, мячей с мягкими шипами.
2. Пальчиковая гимнастика в сочетании русских народных потешек и стихов..
3. Работа с различным материалом (семена, бусины, разные виды нитей и проволоки, счетные палочки, бумага и ножницы, тестопластика, шнурки, пуговицы и т.д.)
4. Подвижные игры на координацию движений и снижение эмоционального, мышечного напряжения.
5. Графические задания: штриховка, копирование узоров, рисунков, рисование по точкам, обведение рисунков, дорисовывание второй половинки картинки, рисование узоров по клеточкам, прорисовка уменьшающихся и увеличивающихся фигур и т.д.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер, что позволяет сделать более увлекательным и интересным процесс познания и формирования умения и навыков, а следовательно приносит больше пользы. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения, что считаю очень важным для полноценного и благоприятного развития психики ребёнка. Сюрпризный момент - беспроигрышный прием вовлечения детей в игру. В своей работе я использую «игры с красками» («Таинственные отпечатки», «Кляксы»), «игры с бумагой и ножницами». Они открывают перед детьми новые возможности. Такие игры развивают у детей не только мелкую моторику рук, а также любознательность и познавательный интерес, дают заряд положительной эмоциональной энергии, развивают творческое мышление и креативность у детей, что так же немаловажно для успешности ребёнка в дошкольном детстве и при обучении в школе. Работа с мелким строительным материалом также позволяет мне развивать у детей мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать зрительно-моторную координацию.
Кроме этого, для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму я использую такой вид деятельности детей, как работа в развивающих тетрадях, содержащих узоры с элементами прописных букв.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная согласованная работа родителей и педагогов. Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста я выступила на родительском собрании по теме: «Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста».
Были проведены консультации по теме «Развитие мелкой моторики руки как одно из условий успешного обучения ребёнка», подготовила рекомендации «Мелкая моторика в развитии ребенка».
Был проведен День открытых дверей, где родители могли понаблюдать за воспитательно-образовательным процессом и получить необходимые рекомендации:
- организация и проведение конкурса «Умелые пальчики» для родителей;
- открытый мастер-классы для родителей по психомоторному развитию детей дошкольного возраста;
- оформление выставок «Умелые руки»
Результативность.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что процент детей с низкими результатами развития мелкой моторики руки, подготовки руки к письму и зрительно-моторной координации снизился, а также выявлена положительная динамика в психическом развитии детей.
Мониторинг уровня сформированности навыков развития мелкой
моторики, подготовки руки к письму детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет в 2021-2022 уч.г.
В ходе работы над проектом:
- Разработаны 30 игровых комплексов по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму, включающие различные виды детской деятельности.
- Систематизирован материал по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму (игры, упражнения).
- Подобран диагностический инструментарий по определению уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Опыт работы по проблеме был представлен на педагогическом совете ДОУ.
Заключение.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки и подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию интеллектуальных способностей, творческих потенциалов, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Библиография
1. Аксенова, М. Развитие тонких движений рук. [Текст]/ М. Аксенова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. - С.62.
2. Баренцова, Н. Готовим руку к письму. [Текст]/ Н. Баренцова
//Дошкольное воспитание. -2006. -№2 - С. 89.
3. Безруких, М.М. Тренируем пальчики. [Текст]/ М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2000. – 183 с.
4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. [Текст]/ А.Е. Белая - М.: Астрель, 2001. – 112 с.
5. Богатеева, 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях
рисованием. [Текст]/ 3. Богатеева //Дошкольное воспитание. - 2007 -№8. - С. 49-53.
6. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.
7. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. [Текст]/ С.Е. Гаврина– Ярославль: Академия Холдинг, 2007. - 192с.
8. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнееева Т.Д. Корреционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 64с.
9. Круглова, Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе
[Текст]/ Н.Ф.Круглова. – СПБ.: Питер, 2004. – 168 с.
10. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков. [Текст]/ Е.М. Косинова. - М.: Олма-Пресс, 2001. – 243 с.
#1050;омарова, Т.С. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
12. Комплексная диагностика дошкольников [Текст]/ сост. Н.И.
Гуткина, Р.А. Кирьянова. СПб.: Конвенция, 2008, - 368 с.
13. Лукашина, М.М. Готовим руку к письму. [Текст]/ М.М. Лукашина -М.: Карапуз, 2007. – 284 с.
#1053;овиков, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе. [Текст]/ Г. Новиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. - С.95 – 100.
#1055;авлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.
#1055;озднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики : для детей 4-6 лет [Текст]: Пособие для детей, родителей и воспитателей /Я.Ю. Позднякова. - СПб.: Литера, 2004. - 31 с. : ил.
17. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я Головнёва – СПб.: «ДЕЛЬТА», 384с., илл.
18. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд.6-е – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2008. – 314с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».
В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»
Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...
"Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Семинар - практикум для родителей, который поможет взрослым познакомиться с приёмами и материалами, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики у детей....
Презентация "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Презентация к занятию по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму в домашних условиях....
Индивидуальный план самообразования на тему"Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму детей подготовительной группы"
В материале прописаны :цель,задачи,формы работы, средства,ожидаемый результат,форма предоставления результатов ,используемая литература....
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к обучению в школе
quot;Истоки способностей и дарования детей - на коньчиках пальцев. Чем большеуверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,тем сложнее движе...