Самообразование на тему:«Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе».
материал

Соломонова Людмила Николаевна

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» Хвастовичский район с. Хвастовичи Калужской области.  

                       

                Контрольная работа  на тему:

                 «Развитие познавательного интереса дошкольников

             как одно из важнейших условий успешного

                             обучения в школе».

                                                                                                              Выполнили воспитатели:

                                                                                                                     Соломонова Л.Н.

                                                                                                                     Назарова Л.В.

                                                                                                                     Мирошкина С.В.

                                                                                                                     Евтюхова Н.И.

                                                                                                                     Черенкова О.К.

                                                                                                                     Богачёва И.И.

                                        с. Хвастовичи 2019г.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании.

Анализируя ФГОС ДО п.1.4.7. Мы видим, что одним из принципов дошкольного образования: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

ФГОС ДО п.2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а именно познавательное развитие;

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;                                               формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия.

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) -познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

ФГОС ДО 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития
детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

2)… недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного
на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности
со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его
индивидуальной деятельности.

ФГОС ДО П.3.3.4.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В соответствии с ФГОС ДО п.4.6.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; 

-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; 

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

-Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

ФГОС ДО 4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Основным понятием, встречающимся в ФГОС ДО и непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников:

-познавательное развитие;

-познавательные интересы;

- познавательная деятельность;

- познавательные действия;

Познавательное развитие

-это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательные интересы

-это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желаний вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Главным критерием  является новизна, необычность, неожиданность.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

-интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение) доказательства;

-эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за достижения, удовлетворения деятельностью;

- регулятивные - волевые стремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

- творческие - воображение, создание новых моделей, образов.

Для формирования и развития познавательного интереса следует:

- развитие творческих способностей детей.

Познавательная деятельность-это деятельность ребёнка, направленная на изучение мира и окружающего пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов деятельности, так как ребёнок в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой он занимается, способствует развитию его умения познавать окружающий мир.

Познавательные действия -это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения, навыки. При этом развивается внутренняя целеустремлённость и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета;

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определяют как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста,  выделяют:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

При работе с детьми  дошкольного возраста  особое значение имеет систематическая, планомерная  подготовка к школе. Практика показывает, что наименее успешны в школе интеллектуально пассивные дети, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему интеллектуальной пассивности детей,  возможно при соблюдении принципа преемственности  в обучении и развитии детей на дошкольной ступени и в начальной школе.

Целью  работы в данном направлении является: создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста. Были определены следующие задачи:

  • изучить теоретические и практические материалы, исследования  по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
  • использовать в работе наиболее эффективные формы, методы и приёмы развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста;
  • создать картотеку игр на развитие  познавательно - речевой активности дошкольников;
  • повысить родительскую компетентность в вопросах формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Познавательная активность дошкольников – активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации,  желании уточнить, углубить свои знания, самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества,  а так же в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Чтобы поддерживать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, который тесно связан с эмоциональной жизнью ребенка. Наличие познавательного интереса у дошкольников усиливает эффект воспитания, развития, обучения.

Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по следующим  причинам:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию  способностей;
  • создаёт  более  благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Немаловажное значение в развитии познавательной активности  детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно- пространственная среда. Создаваемые условия должны стимулировать детей на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по содержанию занятия и на самостоятельную исследовательскую деятельность. У воспитанников должен быть свободный доступ к пособиям и материалам прошедшего занятия . Невозможно обойтись и без детской познавательной литературы, поэтому в группе необходимо оборудовать «Полочка умных книг», глобус, физическая карта, атласы помогают совершать путешествия в различные уголки Земли. Незаменимы в работе настольные игры развивающего характера, которые подбираются с учётом возраста, тематики изучаемого материала.

На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.

При организации различных видов деятельности целесообразно применение здоровьесберегающих технологий. Для предупреждения утомления  детей на занятии использую различные зоны группового помещения (за столами, в кругу, стоя у магнитной доски, сидя на ковре).

В своей работе воспитателю необходимо применять  игровые приёмы, выстроенные в логике изучения программного материала, обеспечивают заинтересованное восприятие информации, помогают сконцентрировать внимание детей на  учебной задаче, которая воспринимается, в этом случае, как  лично значимая цель.

Для систематизации знаний детей  используются методы ТРИЗ: «мозговой штурм»,  «свободные ассоциации»,  игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и др. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей.

Занятие будет познавательным, если дети:

  • думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
  • удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • внимательны (настойчивы, проявляют волю);
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Большое значение в формировании познавательной активности и познавательного интереса  ребенка-дошкольника имеет специально организованное взаимодействие педагога с семьёй.

В индивидуальных беседах регулярно сообщается родителям о достижениях, успехах ребёнка.  Наряду с этим, уделяется внимание выявленным проблемам обучения и развития, намечаются совместные шаги по их преодолению.

Информационные материалы в родительский уголок: памятки ,консультации, рекомендации, советы. Конкурсы и соревнования для детей и родителей

Тематические родительские собрания . Взаимодействие педагогов и специалистов позволяет предупредить, возникновение факторов, формирующих школьную дезадаптацию. Сотрудничество воспитателя  с педагогами и специалистами реализуется в следующих мероприятиях:

взаимопосещение занятий и уроков ,участие в работе психолого-медико-педагогических консилиумов, педагогических советов, методических объединений;

совместная разработка тематических консультаций, родительских собраний;

ознакомление с результатами диагностических исследований воспитанников, осуществляемых специалистами ОУ (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем - логопедом).

Таким образом, целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей познавательного интереса  является предпосылкой успешной адаптации детей при переходе с дошкольной ступени обучения в начальную школу.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Вторая группа ранний возраст (2-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

- формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

К 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цели и планирование;

-прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

Познакомим вас с особенностями познавательного развития в  образовательных  областях.                                                                                               Социально –коммуникативное развитие.                                                                                             Результаты освоения программы ФГОС представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Фундаментальными идеологическими принципами ФГОС ДО являются признание разнообразия и само ценности детства, а также личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Познавательно-исследовательская деятельность в ФГОС ДО, наравне с игрой и общением, выступает механизмом развития детей дошкольного возраста
.Важно формировать у дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных класса. В игре ребёнок приобретает социальные навыки: дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции, адекватно взаимодействовать с окружающими. Воспитывать в ребёнке не только патриотические чувства, но и формировать отношения со взрослыми и сверстниками. Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребёнка познавать окружающий мир используя любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственное восприятие. Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. А в старшем - взаимодействие становится личностным. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью. На первых этапах своей жизни ребенок учится общению именно в семье. Тут он приобретает первый опыт, который во многом ему поможет в развитии навыков общения в будущем. Общение имеет огромное значение не только для обучения младших школьников, но и для всей его последующей жизни. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям – такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение с взрослыми. Познавательное общение дошкольников и помощь окружающих направить это «познание» в правильное русло является важным в процессе становления будущей личности. Дети нуждаются в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, способствует появлению у детей познавательного мотива, любознательности, активности, инициативности, целенаправленности и самостоятельности, ответственности; 
Познавательно-речевое развитие ребенка в детском саду                                                                           Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте». Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие: речь педагога дошкольного учреждения, формирование представлений об окружающей жизни, развитие любознательности, сенсорное воспитание, игра. Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др., о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях . Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем,   способствуют развитию речевого общения; игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств,  предметов.                                                                Прежде чем отправлять ребенка в школу, необходимо подготовить дошкольника к мыслительной деятельности, научить пользовать собственными знаниями. Невозможно развивать речь, не включая ее в познавательный процесс. И, наоборот. Познавательный процесс в идеале должен сопровождаться развитием речи. Насколько грамотной будет речь малыша, какие обороты он будет использовать для изъяснения своих мыслей, зависит от «качества» познавательного процесса.

В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей.

Художественно- эстетическое развитие

Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет познавательный кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.  

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинаем работу в этом направлении с таких техник как рисование пальчиками, ладошками, оттиск печаткой, ватными палочками. Затем знакомимся с более сложными техниками: рисование тычком жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев. А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой,  печать по трафарету,  кляксография обычная, пластилинография . Разнообразие материала в ОД рождает у детей оригинальные идеи, фантазию и познавательную активность, вызывает желание придумывать новые конструкции, использовать их в играх и украшать интерьер. 

Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.                                                                            Лепка предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе ОД у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.                                              Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре.

Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, ручному труду активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной умелости, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей. Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Слушая музыкальные произведения ребёнок приобретает знания и представления о мире. В пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. В музыкально- ритмической деятельности дети придумывают движения к пляске. Танец, пантомима, музыкально- игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать персонаж использую выразительные движения, мимику, слово. Музыкальное воспитание является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы. Основная цель познавательного развития –формирование основ музыкальной культуры, расширяется кругозор детей, развивается эмоционально-чувственная сфера каждого ребёнка, формируется нравственно-эстетическое развитие на прекрасное, развивается музыкальное мышление, развивается творческое воображение, формируется умение правильно излагать свои мысли используя музыкальные термины, развивается слуховое внимание, музыкальная память. Необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе. У детей дошкольного возраста познавательный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации   , которые ребёнок разрешает по средствам проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Театрализованная форма игры для дошкольников становятся средством развития творческих, познавательных способностей.                                                                            Развитие познавательных процессов у  дошкольников средствами физической культуры                                                                                                                                                        Задача дошкольного образования в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.    Познавательное развитие неразрывно связано с проблемой сенситивных этапов и становлением личности дошкольника. Вопрос о средствах развития познавательных процессов объединен с формированием образовательных и развивающих программ дошкольников. Акцент в закономерности обучения дошкольников сместился в сторону развития самостоятельной познавательной активности, с опорой на индивидуально-личностный потенциал. К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а также речь. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.  Ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.  Познавательное развитие в сочетании с двигательной активностью помогает детям легче овладеть знаниями.                                                                                    Ведущей целью и умственного и физического воспитания является совершенствование познавательной деятельности человека, его интеллекта и мышления, которое признается главной из человеческих способностей.  Физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной деятельности и способствует развитию интеллекта. Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. 

Следует подчеркнуть: целенаправленная работа по формированию у детей познавательного интереса является предпосылкой успешной адаптации детей при переходе с дошкольной ступени обучения в начальную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Развитие связной речи – важное условие успешного обучения ребёнка в школе....

Воспитание усидчивости-одно из важнейших условий успешной учёбы в школе.

Воспитание усидчивости-залог успешного обучения в школе....

Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий успешного обучения в школе.

В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов,  воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиолигии дисграфии  от...

Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школе

Развитие эмоционально — волевой сферы дошкольника как одно из условий успешного обучения в школеПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Эмоции и воля очень важны в жизни каждо...

Взаимодействие учителя и воспитателя – одно из условий успешного обучения в школе.

В статье раскрываются условия безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу ....

отчёт по самообразованию Тема: Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе.

отчёт по самообразованию по теме: " Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе"...