Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ТНР "Синонимы" на материале лексической темы "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Филина Татьяна Владимировна

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы компесирующей направленности для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических категорий. Тема занятия: "Синонимы". На занятии используются разные литературные жанры и формы, метод перепутанных картинок, криотехнология, мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sinonimy.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№151»

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Тема: «Синонимы» (на материале лексической темы «Весна» с использованием стихотворений, сказки, поговорки)

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Конспект составила:

Филина Т.В.,

учитель-логопед

Рязань,2022

Цель: обогащение  и активизация словаря синонимов (прилагательные, глаголы).

     Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ продолжать учить детей подбирать синонимы (прилагательные, глаголы);

     ​ упражнять в составлении предложений;

​ упражнять в подборе слов – признаков к слову-предмету.

 ​ упражнять в подборе слов – действий  к слову-предмету.

Коррекционно-развивающие:

​ обогащать и активизировать словарь по лексической теме;

      ​ обогащение словаря детей словами, обозначающими эмоции;

      ​ развивать общую моторику;

      ​ развивать мелкую моторику;

      ​ развивать внимание, воображение, мышления.

          Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания навыков сотрудничества, интереса к природе, бережного к ней отношения

Оборудование и материалы: стулья  детские -6 , стул для взрослого – 1, столы детские – 3, телевизор, компьютер, магнитные доски на стойках -2, мольберт – 1;  тарелки глубокие пластиковые - 1, кубики льда, проталины картонные – 6, картинки к сказке - 6, карта -1,поснежники декоративные – 6, ручей из картона – 1, картонное солнце – 1, лучи – 4, конверты – 4, пень складной – 1, ель искусственная – 1.

  • Место проведения: групповая комната
  • Планируемые результаты занятия:

1.Дети подбирают синонимы на материале лексической темы «Весна».

2.Составляют предложения

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение стихотворений  Ф.И.Тютчева «Зима недаром злилась»,  Е.Баратынского «Весна,весна!.., рассказа Г.Скребицкого «Март», русской народной сказки «Снегурочка», сказок о весне  И.Ревю «Сказка про Весну», «Детская сказка о Весне».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Логопед:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Все мы за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Упражнение «Солнечный луч» (общее расслабление)

Солнечный луч заглянул в наше окно и прыгнул к нам на ладошки. Луч погладил нас по голове, погладил лоб, покатался с носа как с горки, сел на подбородок и поднялся к ушкам, погладил животик. Потом – прыг на ладошки. Давайте подбросим вверх солнечный луч, и он полетит домой, к Солнышку.

  1. Введение в тему занятия.

Солнечные лучи все чаще стали заглядывать в наше окно, почему?

Ответы детей:  Наступила весна.

     Давайте вспомним весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

3.Объявление темы занятия.

Логопед:  «Сегодня мы будем говорить о весне. Давайте присядем».

4.Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием разных литературных жанров и форм.

Игра «Клубочек». Подбор синонимов (глаголы).

В старину говорили: Весной солнце светит и сияет – вся природа воскресает. Как вы понимаете это выражение?»

Ответы детей.

Логопед: «Действительно, весной солнце ярко светит,  греет и пробуждает природу от зимнего сна».

Послушайте:  «Солнце сияет. Как сказать по-другому? Давайте попробуем подобрать слова-приятели. Слово называет тот, у кого в руках клубочек».

Дети: Сверкает, блестит, лучится, искрится, блистает, светит.

Весной солнце не просто ярко светит, оно греет. Подберите слова - «приятели» к слову греет.

Дети: Греет, припекает, согревает, прогревает, печёт.

Слайд 1. Звук капели. На экране грустная Весна:  «Здравствуйте, дети!  Я – Весна, прошу вашей помощи. Зима злится, что ей пора уходить. Напустила она холодный ветер, разметала солнечные лучи по лесу, заморозила. А без солнечного тепла я не могу вступить в свои права. Мои лесные помощники нашли лучи. Но чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Я высылаю вам карту леса.

Логопед: «Не переживай, Весна! Мы ребята дружные, обязательно справимся с заданиями, соберём все лучи и вернём Солнышку». Достаёт карту из-за телевизора.

Логопед прикрепляет карту на мольберт. Давайте запомним, куда идти»

Дети по карте рассказывают, куда нужно идти.

Логопед: « Давайте воспользуемся волшебными словами, чтобы быстрее попасть в лес. Все вместе скажем: Ты глаза закрой – широко открой, и  три раза покружись –  в лесу очутись.

Слайд 2. «Весенний лес».

Этюд «Облака». Релаксация, развитие воображения, подбор синонимов-прилагательных.

Вот мы и в лесу.  Ах, посмотрите на небо! Оно синее-синее. Плывут пушистые облака.

Какие ещё слова-приятели можно подобрать к слову «пушистые»?

Дети: «Пышные, кудрявые, кучерявые, лёгкие, невесомые, воздушные».

Задание 1. Упражнение на подбор слов-признаков, синонимов-прилагательных.

Упражнения на развитие мелкой моторики, развитие дыхания.

Логопед: «Посмотрите, впереди  проталины. Послушайте первое задание:

« Рассмотрите подснежники. Расскажите о них с помощью слов-признаков».

Логопед: «Давайте рассмотрим подснежники».

Дети подходят к столу, где стоят лотки со льдом.

Логопед: Осторожно отодвиньте кусочки льда».

Дети отодвигают лед и находят картинки декоративные цветы.

Логопед: «Аккуратно положите подснежники, салфеткой промокните руки. Давайте согреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика « Подснежники»

   

Слова

Движения

Подснежников цветки 

Переплести пальцы

Распускают лепестки. 

Плавно разжать пальцы

Ветерок чуть дышит, 

Легко плавно подуть

Лепестки колышет.

Пошевелить пальцами

К цветку носик приближаем

Податься вперед

Аромат цветов вдыхаем

Втянуть носом воздух

     

Логопед: «Возьмите в руки подснежник. Посмотрите, какой он красивый! Красивый – как сказать по-другому?

Дети: «Прекрасный, удивительный, восхитительный».

Логопед: Еще о подснежнике можно сказать: Нежный, хрупкий, тонкий, изящный.

Хрупкий, тонкий, изящный - это слова-приятели к слову нежный.

Давайте запомним, подснежник, какой?

Дети: «Красивый, прекрасный, удивительный, восхитительный, нежный, хрупкий, тонкий, изящный».

Логопед: «Бережно  закроем подснежник льдом, пусть он растёт и радует своей красотой. Погреем руки, потрем ладошки друг о друга.

Слайд 3. Весенний лес. Звук трескающего льда.

Логопед: Вы выполнили задание и расколдовали первый луч.

Задание 2. Упражнение на подбор синонимов-глаголов с использованием стихотворения Ф.И.Тютчева

Логопед и дети подходят к пню. На нем конверт.  Логопед: «Второе  задание». Дети стоят вокруг пня.

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения  Ф.И.Тютчева и подберите к слову «злится», слова-приятели.

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Логопед: «Зима злится. Как сказать по-другому?

Подберите слова-приятели.

Злится – сердится, гневается, ворчит,  досадует, злобствует, бушует.

Логопед: «Да права была Весна, Зима не хочет уступать свои права».

Слайд 4. Звук трескающегося льда.

Логопед: «Второй луч  расколдован».

Логопед: «Посмотрим на карту. Впереди у нас будет прямая дорога, потом повернуть на узенькую дорожку. Приготовились!

Физкультминутка.

Слова

Движения

В лесу весеннем мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Дети идут, высоко поднимая ноги.

Топают ножки по прямой дорожке.

Идут топающим шагом.

По узенькой дорожке

 Идут тихонько ножки

Идут на носочках, руки на поясе.

Друг за другом побежали,

Вот и к елке прибежали.

Лёгкий бег.

Под елкой находим следующий конверт.

Задание 3. Упражнение на подбор синонимов-прилагательных с использованием  русской народной сказки «Снегурочка». Игра на развитие мышления «Последовательные картинки».

Логопед: Послушайте загадку и узнаете название сказки, которую нужно собрать  по порядку из перепутанных картинок. Каждый берет только одну картинку. Вместе обсуждаете порядок  их расположения. Подберите слова - приятели к слову «печальная».

Загадка:

Красна- девица грустна:

 Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

Дети:  «Снегурочка».

Дети стоят полукругом перед столом. Логопед кладет картинки  на стол. Дети последовательно размещают на магнитной доске сверху вниз .

Логопед: Давайте проверим, все ли картинки расположены верно. О чем первая картинка? Вторая? Третья? Четвертая? Пятая? Шестая?

Дети отвечают.

Покажите картинку, где Снегурочка печальная. Когда она стала грустной?

Дети: «Когда наступила весна».

Логопед:  «Подберите слова-приятели к слову «печальная».

Дети: Грустная, невеселая, унылая, несчастная.

Слайд 5. Треск льда. Луч расколдован.

Логопед: Вы выполнили 3 задание, луч расколдован».

Логопед: «Зима злится, не хочет уступать место весне. Снегурочка печалится с приходом Весны. Кому нужна весна? Кто радуется её приходу?»

Дети отвечают.

Логопед обобщает ответы детей.

Слайд 6. Звук весеннего ручья.

Логопед: «Послушайте, что звучит?»

Дети: «Ручей».

Логопед: «Как вы думаете, ручей радуется весне?

Дети: «Да».

Логопед: «Ручей журчит. Как сказать по- другому?»

Дети: Звенит, шумит, поет».

Логопед:  «Посмотрите, около ручья конверт с заданием».

Задание 4.     Подбор синонимов-глаголов

Логопед читает задание: «Послушайте стихотворение Е.А.Алябьевой  «Весной» и назовите слова-приятели, которые вы услышите в стихотворении. Всем понятно задание?

      Птицы шумно веселятся:

     - К нам опять пришла весна!

      Звери радуются солнцу:

    - Нам весною не до сна!

     И ручьи  в горах ликуют:

    - Можем мы теперь бежать!

     Вся природа торжествует.

     Ликованья не унять!

     Логопед: « Назовите слова - «приятели», которые вы услышали в стихотворении».

     Веселятся, радуются, ликуют

     Что означает слово «ликуют»? Что означает слово «торжествует»?

     Ликует – бурно радуется, испытывает восторг.

     Что означает слово «торжествует»?

     Торжествует – радуется, празднует.

Слайд7. Треск льда. Расколдован 4 луч.

Логопед: «Все задания выполнены, возвращаемся. Говорим волшебные слова.

Дети и логопед: « Глаза закрой – широко открой, и три раза покружись и в нашей группе очутись».

Логопед: «Давайте вылечим Солнышко».

Дети прикрепляют лучи.

Логопед: «Присаживайтесь на стульчики».

Слайд 8. Весна:  «Спасибо! Вы расколдовали солнечные лучи. Солнышко у вас в группе до вечера останется- порадует вас. А сколько слов –приятелей вы подобрали!  Мне бы очень хотелось послушать предложения  о приметах ранней весны с этими словами, тогда я наберу больше  силы и смогу вступить в свои права.  Я приготовила картинки-подсказки. Все предложения должны начинаться  так: «Весной…

Слайд 9. Солнце яркое весеннее.

Слайд 10. Синее небо и облака.

Слайд 11.Ручьи.

Слайд 12.Проталины и подснежники.

Слайд 13.Птицы.

Слайд 14. Животные.

Дети составляют предложения с по опорным картинкам с использованием синонимов.

Слайд15.Весна: «Я чувствую, что силы во мне стало больше. Мне пора вернуться к своим делам. До свидания!»

Зрительные упражнения.

Давайте подойдем к Солнышку. Зажмурим глаза -  откроем.

5. Рефлексия.

Логопед: Где мы сегодня побывали? Трудные ли были задания? Какие задания запомнились?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"

Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....