Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ТНР "Синонимы" на материале лексической темы "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы компесирующей направленности для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических категорий. Тема занятия: "Синонимы". На занятии используются разные литературные жанры и формы, метод перепутанных картинок, криотехнология, мультимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sinonimy.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№151»
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Тема: «Синонимы» (на материале лексической темы «Весна» с использованием стихотворений, сказки, поговорки)
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Конспект составила:
Филина Т.В.,
учитель-логопед
Рязань,2022
Цель: обогащение и активизация словаря синонимов (прилагательные, глаголы).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙ продолжать учить детей подбирать синонимы (прилагательные, глаголы);
∙ упражнять в составлении предложений;
∙ упражнять в подборе слов – признаков к слову-предмету.
∙ упражнять в подборе слов – действий к слову-предмету.
Коррекционно-развивающие:
∙ обогащать и активизировать словарь по лексической теме;
∙ обогащение словаря детей словами, обозначающими эмоции;
∙ развивать общую моторику;
∙ развивать мелкую моторику;
∙ развивать внимание, воображение, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать условия для воспитания навыков сотрудничества, интереса к природе, бережного к ней отношения
Оборудование и материалы: стулья детские -6 , стул для взрослого – 1, столы детские – 3, телевизор, компьютер, магнитные доски на стойках -2, мольберт – 1; тарелки глубокие пластиковые - 1, кубики льда, проталины картонные – 6, картинки к сказке - 6, карта -1,поснежники декоративные – 6, ручей из картона – 1, картонное солнце – 1, лучи – 4, конверты – 4, пень складной – 1, ель искусственная – 1.
- Место проведения: групповая комната
- Планируемые результаты занятия:
1.Дети подбирают синонимы на материале лексической темы «Весна».
2.Составляют предложения
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение стихотворений Ф.И.Тютчева «Зима недаром злилась», Е.Баратынского «Весна,весна!.., рассказа Г.Скребицкого «Март», русской народной сказки «Снегурочка», сказок о весне И.Ревю «Сказка про Весну», «Детская сказка о Весне».
Ход занятия
- Организационный момент.
Дети входят в группу.
Логопед:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Все мы за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Упражнение «Солнечный луч» (общее расслабление)
Солнечный луч заглянул в наше окно и прыгнул к нам на ладошки. Луч погладил нас по голове, погладил лоб, покатался с носа как с горки, сел на подбородок и поднялся к ушкам, погладил животик. Потом – прыг на ладошки. Давайте подбросим вверх солнечный луч, и он полетит домой, к Солнышку.
- Введение в тему занятия.
Солнечные лучи все чаще стали заглядывать в наше окно, почему?
Ответы детей: Наступила весна.
Давайте вспомним весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
3.Объявление темы занятия.
Логопед: «Сегодня мы будем говорить о весне. Давайте присядем».
4.Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием разных литературных жанров и форм.
Игра «Клубочек». Подбор синонимов (глаголы).
В старину говорили: Весной солнце светит и сияет – вся природа воскресает. Как вы понимаете это выражение?»
Ответы детей.
Логопед: «Действительно, весной солнце ярко светит, греет и пробуждает природу от зимнего сна».
Послушайте: «Солнце сияет. Как сказать по-другому? Давайте попробуем подобрать слова-приятели. Слово называет тот, у кого в руках клубочек».
Дети: Сверкает, блестит, лучится, искрится, блистает, светит.
Весной солнце не просто ярко светит, оно греет. Подберите слова - «приятели» к слову греет.
Дети: Греет, припекает, согревает, прогревает, печёт.
Слайд 1. Звук капели. На экране грустная Весна: «Здравствуйте, дети! Я – Весна, прошу вашей помощи. Зима злится, что ей пора уходить. Напустила она холодный ветер, разметала солнечные лучи по лесу, заморозила. А без солнечного тепла я не могу вступить в свои права. Мои лесные помощники нашли лучи. Но чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Я высылаю вам карту леса.
Логопед: «Не переживай, Весна! Мы ребята дружные, обязательно справимся с заданиями, соберём все лучи и вернём Солнышку». Достаёт карту из-за телевизора.
Логопед прикрепляет карту на мольберт. Давайте запомним, куда идти»
Дети по карте рассказывают, куда нужно идти.
Логопед: « Давайте воспользуемся волшебными словами, чтобы быстрее попасть в лес. Все вместе скажем: Ты глаза закрой – широко открой, и три раза покружись – в лесу очутись.
Слайд 2. «Весенний лес».
Этюд «Облака». Релаксация, развитие воображения, подбор синонимов-прилагательных.
Вот мы и в лесу. Ах, посмотрите на небо! Оно синее-синее. Плывут пушистые облака.
Какие ещё слова-приятели можно подобрать к слову «пушистые»?
Дети: «Пышные, кудрявые, кучерявые, лёгкие, невесомые, воздушные».
Задание 1. Упражнение на подбор слов-признаков, синонимов-прилагательных.
Упражнения на развитие мелкой моторики, развитие дыхания.
Логопед: «Посмотрите, впереди проталины. Послушайте первое задание:
« Рассмотрите подснежники. Расскажите о них с помощью слов-признаков».
Логопед: «Давайте рассмотрим подснежники».
Дети подходят к столу, где стоят лотки со льдом.
Логопед: Осторожно отодвиньте кусочки льда».
Дети отодвигают лед и находят картинки декоративные цветы.
Логопед: «Аккуратно положите подснежники, салфеткой промокните руки. Давайте согреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика « Подснежники»
Слова | Движения |
Подснежников цветки | Переплести пальцы |
Распускают лепестки. | Плавно разжать пальцы |
Ветерок чуть дышит, | Легко плавно подуть |
Лепестки колышет. | Пошевелить пальцами |
К цветку носик приближаем | Податься вперед |
Аромат цветов вдыхаем | Втянуть носом воздух |
Логопед: «Возьмите в руки подснежник. Посмотрите, какой он красивый! Красивый – как сказать по-другому?
Дети: «Прекрасный, удивительный, восхитительный».
Логопед: Еще о подснежнике можно сказать: Нежный, хрупкий, тонкий, изящный.
Хрупкий, тонкий, изящный - это слова-приятели к слову нежный.
Давайте запомним, подснежник, какой?
Дети: «Красивый, прекрасный, удивительный, восхитительный, нежный, хрупкий, тонкий, изящный».
Логопед: «Бережно закроем подснежник льдом, пусть он растёт и радует своей красотой. Погреем руки, потрем ладошки друг о друга.
Слайд 3. Весенний лес. Звук трескающего льда.
Логопед: Вы выполнили задание и расколдовали первый луч.
Задание 2. Упражнение на подбор синонимов-глаголов с использованием стихотворения Ф.И.Тютчева
Логопед и дети подходят к пню. На нем конверт. Логопед: «Второе задание». Дети стоят вокруг пня.
Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева и подберите к слову «злится», слова-приятели.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Логопед: «Зима злится. Как сказать по-другому?
Подберите слова-приятели.
Злится – сердится, гневается, ворчит, досадует, злобствует, бушует.
Логопед: «Да права была Весна, Зима не хочет уступать свои права».
Слайд 4. Звук трескающегося льда.
Логопед: «Второй луч расколдован».
Логопед: «Посмотрим на карту. Впереди у нас будет прямая дорога, потом повернуть на узенькую дорожку. Приготовились!
Физкультминутка.
Слова | Движения |
В лесу весеннем мы шагаем, Ноги выше поднимаем. | Дети идут, высоко поднимая ноги. |
Топают ножки по прямой дорожке. | Идут топающим шагом. |
По узенькой дорожке Идут тихонько ножки | Идут на носочках, руки на поясе. |
Друг за другом побежали, Вот и к елке прибежали. | Лёгкий бег. |
Под елкой находим следующий конверт.
Задание 3. Упражнение на подбор синонимов-прилагательных с использованием русской народной сказки «Снегурочка». Игра на развитие мышления «Последовательные картинки».
Логопед: Послушайте загадку и узнаете название сказки, которую нужно собрать по порядку из перепутанных картинок. Каждый берет только одну картинку. Вместе обсуждаете порядок их расположения. Подберите слова - приятели к слову «печальная».
Загадка:
Красна- девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
Дети: «Снегурочка».
Дети стоят полукругом перед столом. Логопед кладет картинки на стол. Дети последовательно размещают на магнитной доске сверху вниз .
Логопед: Давайте проверим, все ли картинки расположены верно. О чем первая картинка? Вторая? Третья? Четвертая? Пятая? Шестая?
Дети отвечают.
Покажите картинку, где Снегурочка печальная. Когда она стала грустной?
Дети: «Когда наступила весна».
Логопед: «Подберите слова-приятели к слову «печальная».
Дети: Грустная, невеселая, унылая, несчастная.
Слайд 5. Треск льда. Луч расколдован.
Логопед: Вы выполнили 3 задание, луч расколдован».
Логопед: «Зима злится, не хочет уступать место весне. Снегурочка печалится с приходом Весны. Кому нужна весна? Кто радуется её приходу?»
Дети отвечают.
Логопед обобщает ответы детей.
Слайд 6. Звук весеннего ручья.
Логопед: «Послушайте, что звучит?»
Дети: «Ручей».
Логопед: «Как вы думаете, ручей радуется весне?
Дети: «Да».
Логопед: «Ручей журчит. Как сказать по- другому?»
Дети: Звенит, шумит, поет».
Логопед: «Посмотрите, около ручья конверт с заданием».
Задание 4. Подбор синонимов-глаголов
Логопед читает задание: «Послушайте стихотворение Е.А.Алябьевой «Весной» и назовите слова-приятели, которые вы услышите в стихотворении. Всем понятно задание?
Птицы шумно веселятся:
- К нам опять пришла весна!
Звери радуются солнцу:
- Нам весною не до сна!
И ручьи в горах ликуют:
- Можем мы теперь бежать!
Вся природа торжествует.
Ликованья не унять!
Логопед: « Назовите слова - «приятели», которые вы услышали в стихотворении».
Веселятся, радуются, ликуют
Что означает слово «ликуют»? Что означает слово «торжествует»?
Ликует – бурно радуется, испытывает восторг.
Что означает слово «торжествует»?
Торжествует – радуется, празднует.
Слайд7. Треск льда. Расколдован 4 луч.
Логопед: «Все задания выполнены, возвращаемся. Говорим волшебные слова.
Дети и логопед: « Глаза закрой – широко открой, и три раза покружись и в нашей группе очутись».
Логопед: «Давайте вылечим Солнышко».
Дети прикрепляют лучи.
Логопед: «Присаживайтесь на стульчики».
Слайд 8. Весна: «Спасибо! Вы расколдовали солнечные лучи. Солнышко у вас в группе до вечера останется- порадует вас. А сколько слов –приятелей вы подобрали! Мне бы очень хотелось послушать предложения о приметах ранней весны с этими словами, тогда я наберу больше силы и смогу вступить в свои права. Я приготовила картинки-подсказки. Все предложения должны начинаться так: «Весной…
Слайд 9. Солнце яркое весеннее.
Слайд 10. Синее небо и облака.
Слайд 11.Ручьи.
Слайд 12.Проталины и подснежники.
Слайд 13.Птицы.
Слайд 14. Животные.
Дети составляют предложения с по опорным картинкам с использованием синонимов.
Слайд15.Весна: «Я чувствую, что силы во мне стало больше. Мне пора вернуться к своим делам. До свидания!»
Зрительные упражнения.
Давайте подойдем к Солнышку. Зажмурим глаза - откроем.
5. Рефлексия.
Логопед: Где мы сегодня побывали? Трудные ли были задания? Какие задания запомнились?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"
Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....