ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ). ПОДБОРКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа)
Для правильной речи, а впоследствии письма и учебы очень важно, чтобы ребенок хорошо различал звуки. Период интенсивного развития фонематического слуха у детей приходится на дошкольный возраст. В 4 года, максимум в 5–6 лет он должен быть полностью сформирован.
Если не решить проблему в дошкольном возрасте, из нее выльется множество новых, куда более серьезных. Ребенок будет испытывать сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом будет даваться слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно напишет окончания и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ). ПОДБОРКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ)
Логопедическая работа по дифференциации фонем
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в не усвоении букв,
в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование дифференциации
звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный,
зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются
характером нарушения дифференцировок. Использование кинестезии при дифференциации
звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию
кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению
различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения
звуков речи. Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках [И] -
[У], поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.
Упражнения могут быть следующими:
Произнести звук [И] перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом
находятся губы. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос:
Скажи, при произнесении звука [И] губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?
Произнести звук [У] перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом
находятся губы.
Произнести звуки [И][У] слитно. Определить, одинаково ли положение губ при
произнесении этих звуков.
После самостоятельного произнесения звука [И] определить, в каком положении
находились губы (не глядя в зеркало).
Произнести звук [У], определить положение губ при его произнесении (не глядя в
зеркало).
Произнести последовательно звуки [И] - [У] и ответить, при произнесении какого
звука губы растянуты.
Произнести звуки [И] - [У] и определить, при произнесении какого звука губы
вытянуты вперед.
Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.
Определить первый и последний звук по беззвучной артикуляции рядов [И][У],
[У][И].
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении
гласных звуков [И]-[А], [У]-[0], согласных [М] (губы сомкнуты) и [Л] (губы раскрыты) и
др.
Дифференциация звуков Си Ш в слогах
Дифференциация этих звуков в слогах также проводится в плане слухового и
произносительного сопоставления.
Упражнения для произносительной дифференциации:
1. Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными
гласными. (СУ - ШУ, ШУ-СУ, СУ - ША, ШУ-СА, СА - ШИ, ША-СЫ. САШ-ШАС, СОШ-
ШОС, СУШ-ШУС, ШОС-СУШ, ШИС-СОШ и т.д.)
2. Чтение слогов, запись слогов под диктовку.
Для слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:
Поднять букву С или Ш после произнесения слогов со звуками [С] и [Ш]:
СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.
Придумать слоги со звуками [С] и [Ш].
Преобразовать слоги, заменяя звук [С] звуком [Ш] и наоборот. СА - ША, ШО - СО. УШ - УС и
т.д.
Диктанты слогов со звуками [С] и [Ш].
Дифференциация звуков [С] и [III] в словах
Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова.
Используются различные задания по формированию фонематического анализа:
установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука,
определение последовательности, количества и места звука в слове.
Рекомендуются следующие задания:
1. Определить, какой звук - [С] или [Ш] - в слове. Логопед называет слова, в которых
звуки [С] и [Ш] находи в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова.
Например, слон, сумка, шар, шуба, скатерть, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос,
карандаш, малыш.
2. Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала, середина, конец). Вначале
уточняется, какой звук в слове ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем.
Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, санки, косы, мышь, лес, овес,
миска, машина, крыша.
3. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.
4. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.
5. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова.
6. Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под соответствующими буквами.
7. Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со
звуком [Ш].
8. Работа со словами - квазиомонимами. Предлагается определить значение слов
крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.
9. Игра Часы. Детям предлагаются часы (с циферблатом) двух цветов, например,
зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове,
выбирая часы определенного цвета (зеленые для звука [С], синие - для звука [Ш]). Далее
дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий т.д.) и ставят
стрелку на определенную цифру.
10. Графический диктант. Логопед называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети
записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую
какой по счету этот звук в слове. Например, косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8,
колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.
11. Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок,
соответствующий звуку [Ш], зеленым - кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные
слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка,
ромашка, капуста.
12. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками [С] и [Ш].
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Логопед называет слово. Дети должны
найти на карточке соответствующую картинку, определить, какой звук слышится в
названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.
б) Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три
части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части полосок,
на двух других - в средней, на остальных - в конце. Логопед называет слово, ученики
определяют, какой звук в слове ([С] или [Ш]), его место в нем (начало, середина, конец) и
закрывают картинку соответствующей полоской.
13. Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.
14. Диктанты слов со звуками [С] и [Ш].
15. Составление слов со звуками [С] и [Ш] из букв разрезной азбуки.
16. Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С] или [Ш].
В небо дыра, в землю дыра,
А посредине - огонь да вода. (Самовар)
Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)
Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке - суп да ложки. (Стол)
Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кош (Мыши)
На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица, везёт, а не лошадь. (Самолет)
Сижу верхом - не знаю на ком,
Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
г. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком [С] или
[Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С] и [Ш]; определить, какой это звук и его
место в слове.
2. Повторить предложения со словами, включающими звуки [С] и [Ш]. Назвать слова со
звуками [С] и [Ш].
В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи
длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал
большое стадо. Бабушка подарила Саше солдатика. Дедушка принес большого сома.
3. Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С] и [Ш].
Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается
определить, какой звук - [С] или [Ш] - в названии картинок.
4. Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно
дополнить словами - квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу).
Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску)
В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)
Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).
Можно использовать картинки на слова - квазиомонимы. Картинки предлагаются
парами.
5. Придумать предложения на слова - квазиомонимы. Определить, в каких словах
есть звук [С] или [Ш], назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого
звука слышится данный звук в слове).
6. Вставить пропущенные буквы С и Ш.
В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами …ур…ат …ухие ли…тъя. В ...аду по…пели яблоки и гру…и. На
поле выро...ли маки. Гало.и .тоят в углу. По…уда …тоит в шкафу. Мы купили …ыр, …ливки и
ма…ло.
7. Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и
[Ш] в два столбика.
Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает
груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в
школу шишки.
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в связной речи
Рекомендуются следующие задания:
1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих
звуки [С] и [Ш].
2. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих
звуки [С] и [Ш].
3. Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
В саду.
В на…ем …аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви…ят боль…ие гру...и. Деду…ка хоро.о
ухаживает за ...адом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на формирование фонематического восприятия у детей.
В материале дана подборка игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями и логопедами ДОУ....
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...
Практикум для педагогов "Игры и игровые упражнения для формирования фонематического восприятия"
Материал поможет воспитателям, логопедам, родителям в игровой форме...
Формирование фонематического восприятия на дифференциации звуков С-Ш.
Презентация создана для более интересного проведения занятия с целью дифференциации звуков С-Ш....
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...