Игры и упражнения на формирование фонематического восприятия у детей.
учебно-методический материал по логопедии на тему
В материале дана подборка игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы воспитателями и логопедами ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Отгадай, что звучит»
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«Солнце или дождик»
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Разговор шепотом»
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
«Посмотрим, кто говорит»
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
«Слышим звон и знаем, где он»
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
«Подскажи словечко»
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
«Маленький учитель»
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
«Услышишь – хлопни»
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
«Внимательный слушатель»
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
«Нужное слово»
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
«Сложи звук»
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
«Скажи наоборот»
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.
”Расколдуй слово”.
Воспитатель рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит.
Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его.
После сказочного вступления детям объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы (в эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.
Например, слово ”мама” состоит из звуков ”м-а-м-а” (слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук [м], взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук [м] (как раз и являющийся фонемой), а не буква ”эм”.
Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква ”эс” в словах звучит как звук [с], а буква ”бэ” в словах звучит как звук [б] и т.д.
Трудность предлагаемых для ”расколдовывания” слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: ”пол”, ”кот”, ”кит”, ”каша” и т. д. Все звуки слова должны произноситься учителем очень четко, а гласные даже тянуться. Упражнения на узнавание согласных проводятся как с использованием наглядного материала, так и без него.
«Живые звуки»
Цель: закрепить полученные знания, учить точно находить место заданного звука в слове.
Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова.
Роль звука выполняют дети, которые по команде учителя должны занять своё место в слове и на схеме. «Собери слово»
Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются, темп произношения меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.
«Путаница»
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Воспитатель называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
« Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Подумай, не торопись»
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук [Т] и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Шутки - минутки»
Ведущий читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
«Звуки по кругу»
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
«Начало, середина, конец»
Цель: (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
«Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
«Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Воспитатель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Например:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
«Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.
У каждого ребенка в руках мяч. Воспитатель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.
«Придумай слово по модели»
Проводится в конце курса обучения грамоте, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Учащимся предлагается по созданной модели слова придумать свои слова.
« Кто внимательный»
Воспитатель предлагает детям выложить перед собой две фишки: синюю, обозначающую твёрдый согласный звук, и зелёную, обозначающую мягкий согласный звук, а за ними те гласные, которые пишутся после этих звуков. Когда это задание выполнено, учитель предлагает детям закрыть глаза, а он в это время переставляет фишки местами. Дети должны отгадать, что изменилось.
“Пишущая машинка”
Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.
Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
“Посчитай буквы и составь предложение”
Играют от 3 до 6 участников.
Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.
Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Воспитатель называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.
Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.
Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.
Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.
“Слушай хлопки и подбирай слоги”
Играют 2 человека или 2 небольшие команды.
Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.
На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.
Инструкция:
“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.
Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.
Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.
А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”
Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.
“Слушай и повторяй!”
Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.
Воспитатель пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.
Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.
Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.
При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.
“Услышишь — стой!”
Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к воспитателю на расстоянии 7-9 шагов. Воспитатель громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.
“Что слышно?”
Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
“Канон”
Цель игры: развитие волевого внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.
«Слухачи»
Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в группе, затем переключить внимание на звуки, «живущие» в детском саду, затем - на звуки, доносящиеся с улицы, со стороны дороги и т. д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.
«Шумящие коробочки»
10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
«Быстро – медленно»
Под громкие, редкие удары в бубен дети идут, подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары - бегут на цыпочках, словно мышки.
«Сосчитай удары»
Ведущий предлагает детям закрыть глаза и сосчитать (про себя, сколько ударов в бубен они услышат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно).
«Молоточки»
Ведущий предлагает детям по очереди отстучать «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок За каждый правильно повторенный ритм игрок может получить поощрительную фишку. Выигрывает тот, кто справится с игровым заданием лучше остальных, набрав наибольшее количество фишек.
«Ритмические рисунки»
Перед на чалом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др., а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.
Игровое задание - прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.
Обратное задание - воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.
«Угадай, кто?»
Ведущий произносит соответствующим тоном ту или иную фразу и просит игроков отгадать, кто так говорит:
- Московское время 1О часов 5 минут.
- Налить Вам еще чаю?
- Открой рот и скажи «а-а-а»!
- 1, 2, 3 - тебе водить!
- Мороженое - сливочное, клубничное, шоколадное!
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области - туман.
«Так бывает или нет?»
В игре принимает участие вся группа детей. Их задача – внимательно слушать стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, чего на самом деле не бывает, они должны хлопнуть в ладоши.
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мёл крокодил.
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так,
Что же напутал поэт наш, чудак?
И. Семенова
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
К. Чуковскuй
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малыши поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучка и бабушка в куклы играют,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
З. Александрова
«Правильно – неправильно»
Игровое задание - заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать знак (поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.) . Сначала роль ведущего выполняет взрослый, а потом дети могут придумывать свои предложения.
- По утрам я сначала надеваю куртку, а потом - рубашку.
- Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать.
- Ночью я часто хожу гулять в лес.
- Вечером я плотно завтракаю и иду гулять и т. д.
«Снежно-звуковой ком»
Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно «слепить» ком из звуков и назвать его снежно-звуковым. Сначала договоритесь с детьми, из каких звуков, например только гласных, или только согласных, или любых, вы будете «лепить» ваш ком. Затем первый игрок называет какой либо звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой - третий по счету и т. д.
Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый большой ком, т. е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.
«Слоговые цепочки»
Ведущий, начиная игру, произносит первый слог, например MA~ Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук (МА - МО). Очередной участник повторяет два предыдущих слога и добавляет свой (МА - МО - МИ) и т. д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую длинную слоговую цепочку.
Можно предложить детям придумывать цепочки как с прямыми, так и с обратными слогами или со стечением согласных звуков. Повторять их можно, сохраняя не только согласные, но и гласные звуки (ПА - МА - НА - Р А. ; ОК - ОТ - ОР - от.) .
«Рифмы»
Задача участников этой игры - придумать как можно больше слов, рифмующихся со словом, заданным ведущим. Победителями в игре могут выйти и те, кто придумает самое большое количество слов-рифм, и те, кто найдет самые редкие, оригинальные рифмы.
«Солисты»
Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить песню. Каждый из вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки -распевки».
«Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:
ОА - АУ - ИА - УИ;
ИАО - АИО - УАИ - УОИ;
ИАОУ-УОАИ-АОИУ-ИАУО - ОИАУ;
ИАОУЭ - ОЭИАУ - УОАИЭ - ЭИОАУ - АУОАИЭ и др.
Лучший солист может быть награжден памятным знаком, сувениром.
В другом варианте игре ситуация меняется: «Вот беда, один из солистов нашего хора потерял голос! Он должен петь, но не может. Давайте все же попытаемся догадаться, какие песенки должны были прозвучать в его исполнении».
Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции отгадать и по очереди громко повторить «песенки-распевки» - ряд гласных звуков из2-5 элементов.
«Маяк»
В ходе игры участники могут зажечь свой «маяк» (показать кружок красного цвета) тогда, когда услышат среди произносимых ведущим звуков гласные. Ошибки фиксируются, подсчитываются. Выигрывает тот «смотритель маяка», который не сделает ни одной ошибки.
«Колокольчики»
Ведущий произносит ряд звуков, заранее договорившись с детьми, что реагировать звуком колокольчика они будут только на произнесение звонких согласных звуков. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит игровое задание.
«Какой звук слышим?»
Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка (флажок). Педагог произносит звук, а дети, в зависимости от того, какой звук - гласный или согласный - они слышат в начале слова, поднимают (или не поднимают) карточки. Если педагог заранее приготовит для каждого ребенка комплект из трех карточек (флажков) красного, синего и зеленого цвета, то при выделении гласных звуков в начале слова дети «сигналят» красными флажками, при выделении твердых и мягких согласных - соответственно синими и зелеными.
Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
«Общий звук»
Ведущий игры (педагог) предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином стихотворном отрывке, например:
а) Класть в карман Братишка рад
Все, что видит, Все подряд.
Есть в кармане И конфета,
И коробка для крючков,
И старинная монета,
И четырнадцать значков.
Брата спрашивает Ирка:
- А когда в нем будет дырка?
б) Разноцветная метель,
Красных листьев карусель.
В желтых платьях - все деревья,
А в зеленом - только ель.
в) Каждый шорох Мыши слышат,
Но мышонок Не поймет:
- Почему все время «Тише! »
Говорят большие мыши?
Ведь в нору Не влезет кот! *
«Картинка-помощница»
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать все изображенные на ней предметы, в названии которых есть звук [р]. Победителем признается тот игрок, чье слово название предмета прозвучало последним.
«Чье предложение длиннее?»
В этой игре каждому из детей предлагается составить предложение так, чтобы все слова в нем начинались на один и тот же заданный ведущим звук Выигрывает тот, кто правильно составит самое длинное предложение.
«Все слова со звуком»
Ведущий предлагает детям принять участие в коллективном составлении рассказа с «секретом» - все слова в нем должны содержать звук [с] (или какой-либо другой). Например: «Светло-синий самокат, весело поскрипывая колесами, совершал свое кругосветное путешествие. Сверху светило ясное солнышко, со всех сторон шептались лесные осинки. Путешествовать самокату нравилось».
«Разложи картинки»
Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на наборном полотне картинки, например:
сом - дом - лом;
мак - рак - лак;
кот - кит - кит - кот;
крыша - крыса - крыса - крыша - крыса;
коза - коса - коса - коса - коза и т. д.
«Повтори - не ошибись»
Ведущий предлагает игрокам как можно точнее повторить за ним ряды слов, например:
сом - ком;
том - дом;
рак - мак - лак;
лом - ком - ром;
мышка - мишка - мишка - мышка:
мушка - Муська - мушка - Муська;
кошка – мошка-ложка-мошка
рама - лама – Кама-дама
Паша - Маша –Даша-Саша
«3агадки»
Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове-отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, после окончания игры по количеству фишек определяется победитель.
Не река. Но здесь живут Разные рыбешки.
Дом стеклянный. Свет. Уют. И еда есть - крошки. (Аквариум)
Он вздыхает Очень тяжко.Так бедняжка Растолстел, Что зеленую Тельняшку
На себя С трудом надел. (Арбуз)
Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем
Целая планета. (Глобус)
Дети, мамы, папы Носят только шляпы. (Грибы)
Испугается - бежит, Остановится - дрожит.
(Заяц)
Растет она в земле, Известна в целом мире.
Частенько на столе Красуется в мундире. (картошка)
Он не любит Свет дневной, Проживает Под землей,
Землю роет, Роет, роет Каждый день Метро он строит. (Крот)
Остроносо и черно В землю брошено зерно.
А теперь над этим местом Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух)
Что за облако - ловушка: Скрылась в нем вся деревушка. (Туман)
С виду кроха, Но - силен, Озорует слишком, Лишь родился,
Сразу он Свой сломал Домишко. (Цыпленок)
Что сказать о ней? Трусишка. Тихо жить старается.
Костяной надежной крышкой С детства укрывается. (Черепаха)
«Цепочка»
Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т. д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько слов на заданный звук).
«Где спрятался звук?»
У педагога - набор предметных картинок; у каждого из детей - карточка, разделенная на три квадрата, и фишка.
Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук - в начале, середине или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.
«Каждому - свое место»
У каждого игрока - набор предметных картинок и три карточки, разделенные на три квадрата. На первой карточке закрашен первый квадрат, на второй - второй, на третей - третий.
Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или в конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположит все картинки.
«Разложи картинки по рядам»
Дети делятся на две команды. Игрокам первой команды предлагается рассмотреть предметные картинки, определить позицию заданного звука в слове и в соответствии с ней разложить картинки в три ряда: в первый ряд - картинки с заданным звуком в начале слова, во второй - в середине, в третий - в конце слова.
Вторая команда выполняет аналогичное задание на выделение другого звука в другом наборе картинок.
Побеждает команда, первой безошибочно выполнившая задание.
«Сколько точек - столько звуков»
Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубик и называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.
«Подумай, не ошибись»
Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых определяется команда-победитель.
- Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
- Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова «сыр».
- Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук [к], а последним - [ш].
- Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м].
- Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был [у], а последний - [к].
- Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук - [у].
- Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук [м], а заканчивается на [а].
- Назовите слова, у которых второй слог КА
- Как зовут кошку, если последний звук ее клички [а]?
- Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук [р]?
- Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на ОРТ?
- Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова «лес»? И Т. д.
«Молчанка»
Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ребёнка. Перед началом игры из числа участников выбирается помощник ведущего - «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в данном слове. (Подбор слов может быть как произвольным, так и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.
«Найди «вкусное» слово»
Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше лакомств. Но, выбирая лакомства, помните, что их названия должны состоять только из двух или трех слогов».
Дети предлагают двухсложные и трехсложные слова - названия разных сладких блюд. Повторять то, что названо другими, нельзя.
Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.
«Кто в каком домике будет жить?»
Игру можно провести в форме соревнования команд. Перед началом игры педагог рисует на доске три домика, в которых будут жить разные животные. В первом домике - те, названия которых состоят из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Каждое названное командой животное обозначается условным значком в соответствующем домике. Дважды повторять названия животных нельзя.
Выигрывает та команда, которая придумает правильно и больше других слов-названий животных.
«Слог – шаг»
Ведущий (педагог или кто-то из детей) дает каждому игроку задание: «Сделай два шага вперед! », «Сделай три шага вперед! », «Сделай шаг вперед! ». Игрок доложен подобрать слово, в котором столько слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовал один слог.
Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
«Продолжай!»
У педагога в руках мяч. Произнеся какой-либо слог, он бросает мяч одному из игроков и говорит: «Продолжай! ». Получивший мяч называет следующий слог так, чтобы получилось целое слово. Затем уже он, называя начало слова - первый слог, бросает мяч другому игроку и т. д. Игрок, замешкавшийся с ответом или ответивший неправильно, платит фант.
«Найди свой круг»
На перемене или на прогулке педагог предлагает детям начертить три круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге, в третий - ударение на третьем слоге.
Педагог предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы дети могли перейти из одного круга в другой (Люда - Людмила, Галя - Галина, Саша - Александр и т. д.) .
Победителем называется тот, кто смог предложить большее число вариантов изменения своего имени и неоднократно побывать в разных кругах.
«Кто быстрее?»
На доске в два-три столбика написаны слова (по количеству рядов-команд) .
Игроки каждой команды по одному выходят к доске и в своем столбике напротив каждого слова отмечают цифрой количество слогов. За каждый правильный ответ команда получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперников ошибки.
Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.
«ЭХО»
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой.
Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.
Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”
«Поймай звук»
Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
«Хорист»
Пропиваем заданный звук с разными интонациями.
«Сломанный телевизор»
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
«Перевозим грузы»
В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
«Чудо-звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
«Что как звучит»
Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
«Создаем мелодию»
Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
«Громко-тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей с НОДА
В статье рассматривается проблема профилактической и коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Игры для развития фонематического слуха, восприятия у детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия у детей.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связно...