дефект озвончения
консультация по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

дефект озвончения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defekt_ozvoncheniya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дефект озвончения – это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. Реже встречается противоположное нарушение – дефект оглушения, т. е. фонация глухих речевых звуков с участием голоса (звонко). Причинами дефектов звонкости и глухости могут выступать фонематическое недоразвитие, дизартрия, тугоухость, голосовые расстройства, билингвизм. Диагностика нарушений осуществляется в ходе обследования устной речи. Коррекция направлена на дифференциацию фонем по признаку «глухости-звонкости». При некоторых нозологиях требуются медицинские вмешательства (слухопротезирование, ФТЛ, фармакотерапия).

Классификация

Недостатки произнесения звонких и глухих согласных в современной логопедии выделяются в две самостоятельные группы: дефект озвончения (звонкости) и дефект оглушения (глухости). Глухие и звонкие пары в русском языке имеют смычные (П-Б, Т-Д, К-Г) и щелевые (Ф-В, С-З, Ш-Ж) звуки.

При этом фонемы в каждой паре имеют одинаковый уклад артикуляционных органов, но различаются по участию голоса. Дефектам озвончения чаще подвергаются взрывные (смычные), т. к. их произношение сопровождается более кратковременной и менее ощутимой вибрацией голосовых связок.

Выделяют следующие виды и степени дефектов:

  1. Тотальное оглушение. Звонкие согласные полностью отсутствуют в речи, все звуки произносятся глухо («Папушка ушла ф кости» вместо «Бабушка ушла в гости»).
  2. Недостаточное озвончение. При данном варианте могут оглушаться только смычные, а звонкие щелевые оставаться ненарушенными («Тетушка купил в маказине пулку» вместо «Дедушка купил в магазине булку»).
  3. Недостаточное оглушение. Парные звонкие и глухие звуки смешиваются в речевом потоке («Лена заплела козичку и савязала бандик» вместо «Лена заплела косичку и завязала бантик»).

Причины дефекта озвончения

ФФН

Оглушение звонких согласных является следствием плохо дифференцированного слухового восприятия одинаковых по артикуляции фонем, произношение которых отличается лишь участием голоса. Ребенок не улавливает акустических различий, а потому смешивает звуки речи. При этом собственная артикуляция остается правильной. Фонетико-фонематическое недоразвитие встречается при акустико-фонематической дислалиистертой дизартрии. Дефект озвончения лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии.

Тугоухость

Частичное снижение слуха является довольно частой причиной дефекта озвончения. Из-за недостаточного слухового контроля дети совершают звуковые замены акустических близких фонем. Такие субституции часто приводят к искажению семантики слов («корка» вместо «горка»). Наряду с собственным неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания речи окружающих. Поэтому в разговоре со слабослышащим ребенком слова нужно произносить достаточно громко и отчетливо.

Нарушения голоса

Тонический спазм гортанных мышц во время фонации делает невозможным вибрацию голосовых складок, следовательно, исключает образование голоса. При этом все звонкие звуки приобретают глухое звучание. Такое состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерном форсировании голоса.

Ринолалия

Возникновение дефектов озвончения при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении речевых звуков. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к тотальному нарушению звукопроизношения.

При открытой ринолалии смычные звуки имеют беззвучную артикуляцию вследствие утечки воздуха через носовую полость. Отсутствие правильного слухового подкрепления приводит к заменам близких по акустическим свойствам звуков.

Дизартрия

Фонетическое оформление речи страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут крыться как в периферических, так и в центральных парезах голосовых и артикуляторных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:

Двуязычие

Возникновение дефекта озвончения может наблюдаться у билингвальных детей. Это объясняется смешением фонем двух языков, которые постоянно слышит в семье либо целенаправленно изучает ребенок. Если фонетика родного языка представлена в основном глухими согласными, то и в русской речи звуки будут оглушаться.

Причины дефекта оглушения

Дефект оглушения типичен для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Мышцы речевого аппарата находятся в гипертонусе, что затрудняет их произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При данном дефекте глухие речевые звуки произносятся звонко. Одновременно с озвончением глухих, может отмечаться и оглушение звонких фонем. Возникает смягчение (палатализация) твердых согласных.

Дефект озвончения

Диагностика

При стойком оглушении звонких согласных необходима консультация ЛОР-врача и регистрация аудиограммы, т. к. довольно часто дефект озвончения сочетается с тугоухостью. Логопедическая диагностика при дефектах озвончения и оглушения требует всестороннего изучения речевого статуса:

  • строения артикуляторных органов;
  • состояния речевой моторики;
  • оценки дыхания, голоса, просодических компонентов;
  • обследования фонетико-фонематического строя речи;
  • анализа фонетической стороны речи.

Коррекция

Если причина дефектов озвончения кроется в тугоухости, в первую очередь необходимо решить вопрос о восстановлении слуховой функции. Чаще всего в этих случаях прибегают к слухопротезированию. При дизартрии проводятся курсы медикаментозного лечения, физиотерапии, классического массажаРасщелины лица, обусловливающие открытую ринолалию, подлежат хирургической коррекции (ураноплстикаринохейлопластика).

Основная роль в коррекции дефектов оглушения и озвончения принадлежит логопеду. На занятиях ведется работа по следующим направлениям:

  1. Развитие фонематических процессов. Ребенка обучают сопоставлять речевые звуки по различным характеристикам (тихо-громко, отрывисто-протяжно, звонко-глухо).
  2. Формирование дыхания, голоса, артикуляционных укладов. Проводится дыхательная гимнастика, используются упражнения для развития высоты и силы голоса. Полезно проведение вибрационного массажа гортани, активизирующего колебания голосовых связок, зондового массажаартикуляционной гимнастики, логопедического тейпирования.
  3. Постановка и дифференциация звуков. Рекомендуемая последовательность отработки фонем при их тотальном оглушении: [В], [З], [Ж], [Б], [Д], [Г]. Работа над каждым звуком обязательно дополняется тактильно-вибрационным контролем гортани. После автоматизации оглушаемых и озвончаемых звуков осуществляется длительная работа над их дифференциацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков.

Сталкиваясь с подобными дефектами, использую материалы по исправлению недостатков озвончения и оглушения....

Преодоление дефектов озвончения и оглушения.

Коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста по преодолению дефектов озвончения и оглушения....

Нарушения связанные с оглушением и озвончением звуков

Нарушения связанные с оглушением и озвончением звуков...

Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков

Дефекты озвончения и оглушения и методика их преодоления...