Преодоление дефектов озвончения и оглушения.
материал по логопедии
Коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста по преодолению дефектов озвончения и оглушения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная логопедическая работа с детьми дошкольного возраста по преодолению дефектов озвончения и оглушения.
Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е. дефект звонкости. Согласные [б],[в],[г],[д],[ж],[з] произносятся глухо, без голоса, как [п],[ф],[к],[т],[ш],[с] (пулкабулка, колофа-голова, шелесо-железо и т.д.)
Озвончение глухих согласных, т.е. дефект оглушения, когда глухие согласные произносятся с участием голосовых связок (звонко), встречается редко.
Парные согласные звуки | ||
Классификация звуков | смычные | щелевые |
звонкие | Б Д Г | В З Ж |
глухие | П Т К | Ф С Ш |
Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга только участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов. Дефект озвончения чаще встречается среди смычных(взрывных), чем среди щелевых, так как при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.
ВИДЫ ДЕФЕКТА | ||
Тотальное оглушение | Недостаточное озвончение | Недостаточное оглушение |
полное отсутствие звонких согласных | например: страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены | смешение парных звонких и глухих звуков |
примеры | ||
(Папушка пошла ф паню - «Бабушка пошла в баню») | (У мена заполела колова и корло – «У меня заболела голова и горло») | (В волосах савязана бандом ленда – «В волосах завязана бантом лента») |
Неврологическую основу этих дефектов Л.С.Волкова объясняет тем, что спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить вибрацию голосовых связок. В результате нарушается процесс образования звонких согласных. Это возможно и при парезе мышц голосового аппарата, при этом сила голоса становится минимальной. Озвончение глухих согласных наблюдается при диффузной спастичности мышц речевого аппарата (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии).
ПРИЧИНЫ: (по М.Е. Хватцеву):
- Плохая координация «сочетанной работы» голосового и артикуляционного аппарата;
- Недоразвитие фонематического слуха;
- Частичное снижение слуха;
- Биллинвизм.
Направление коррекционной работы:
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- Развитие дыхания, силы и высоты голоса;
- Постановка звуков;
Подготовительные упражнения по развитию дыхания, силы и высоты голоса
- Поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и выдохе. Сначала произносит логопед, затем ребёнок повторяет самостоятельно и, наконец,- совместно.
- Сопоставление произношения гласных звуков то громко, то шепотом; как отрывистого, так и длительного. Контроль вибрации гортани.
- Вибрационный массаж: потряхивание гортани пальцами, что стимулирует вибрацию голосовых связок.
Общие приёмы для постановки звонких звуков
1. Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам про износит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок. Так же резонирование звучащего голоса улавливается путём прикладывания ладоней обеих рук к ушам, щекам; одной руки к темени, другой-к шее так, чтобы боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывала шею в области гортани.
2. Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый - сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]:
шепотом - [а]; громко - [а];
шепотом - [э]; громко - [э];
шепотом - [и]; громко - [и];
шепотом - [с]; громко - [з].
Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] - [с], [о] - [ш], [у] - [в], [а] - [к].
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто:
Шепотом - а.а.а.а…
Громко - а.а.а.а…
Шепотом - о.о.о.о…
Громко - о.о.о.о…
Шепотом - э.э.э.э…
Громко - э.э.э.э…
Шепотом - т.т.т.т…
Громко – д.д.д.д…
3. Щелевые звуки иногда легко вызывать следующим способом: согласный произносится шёпотом, а затем, не прерывая, подается голос: [ф]→[в]. При этом обращаем внимание не только на различие в звучании этих звуков, но и на ощущение вибрации голосовых связок, ощущаемых при тактильном контроле.
4. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из сонорных [м], [н], [л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т.п.).
Если эти способы не дают желаемых результатов, то для постановки каждого звука прибегают к специфическим приемам.
Рекомендуемая последовательность постановки звуков при тотальном оглушении (по О.В. Правдиной)
[В]→[З]→[Ж]→[Б]→[Д]→[Г]
Как отмечалось, работа начинается с щелевых звуков [з] и [ж] как более легких для усвоения. В качестве исходного используется звук [в], который обычно произносится правильно, звонко.
*Если звук [в] отсутствует, то сначала его пытаются поставить от [ф] включением голоса (ф -» в).
Если этот прием не приводит к успеху, то ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот - получатся звуки ва-ва-ва (губно-губное [в]). Перед зеркалом уточняется артикуляция звука [в].
Возможна механическая помощь: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани.
*Звук [с] при включении голоса преобразуется в звонкий [з] (с __ __ з __ __). Если этот прием не дает результатов, то возможны варианты:
- звук [з] ставится от опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи;
- установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит много кратное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з.
*Звук [ж] возникает при включении голоса в момент длительного произнесения [ш] (ш __ __ ж __ __). Звук [ж] в случае необходимости можно поставить и от звонкого [з]. Во время произнесения этого звука кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями.
*Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].
Начинать целесообразно со звука [б]:
- звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;
- другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в]. Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх - вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.
*Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:
- прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа - ва, са - за, ша - жа, па - ба, та - да;
- если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;
- если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными {да, до, ды; ада, адо, ады).
Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.
*Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука - [г]:
- звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;
- можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).
- если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя.
Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.,2002.
2. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
3. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс - М.: АРКТИ, 2003.
4. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе.Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Рассматриваются вопросы о положительных сторонах обучения и воспитания детей в логопедических группах, о роли семьи в преодолении речевых нарушений....
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:- фо...
Родительское собрание. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
1. Краткий отчет. Кто попадает в логопедическую группу?2. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.3. Речевое развитие в норме и что такое ОНР...
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи
Выступление на родительском собрании в старшей логопедической группеТема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»....
Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков.
Сталкиваясь с подобными дефектами, использую материалы по исправлению недостатков озвончения и оглушения....
дефект озвончения
дефект озвончения...
Методика работы с дефектами озвончения и оглушения согласных звуков
Дефекты озвончения и оглушения и методика их преодоления...