Формирование навыков звукового анализа и синтеза
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Коррекционно-развивающее занятие учителя- логопеда совместно с воспитателем логогруппы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закрепление гласных звуков АУИ | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи.
1.Коррекционно-образовательные:
- дифференцировать звуки А, У, И;
- работать над умением определять количество услышанных звуков;
- готовить ребёнка к усвоению звуко-слогового ряда путём формирования пространственно-временных представлений;
- закрепить навык определения места гласного звука в начале слова;
- закрепить понятия «звук», «гласный звук», «буква»;
- закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук;
- закрепить у детей зрительный образ букв А, У, И.
- формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
-развивать просодическую сторону речи
- развивать зрительную и слуховую память и внимание и восприятие;
-развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать мышление;
- развивать воображение;
- развивать конструктивную деятельность.
3.Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстнику;
- развитие коммуникативной функции речи.
Оборудование:
- картинки, названия которых начинаются на звуки А, И, У;
- магнитные кружки красного и синего цвета;
- материал для моделирования букв – гимнастические ленты, деревянные бруски, верёвки, «бусы здоровья», ленты;
- демонстрационное пособие «Сказочный терем для букв»;
- «правильные» и «неправильные» буквы А, У, И;
- игрушечные короны.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает детям отгадать звук по артикуляции.
- Посмотрите на меня и отгадайте, какой звук я произнесла без голоса.
- А.У.И.
- Правильно. Эти звуки гласные или согласные?
- Гласные.
- Почему А, У, И – гласные звуки?
- Когда мы их произносим, во рту нет преграды.
- Верно. Сегодня мы пойдём в гости к звукам А, У, И. Дорога у нас будет полна приключений и сложных испытаний, но того кто пройдёт её, ждёт в конце пути сюрприз.
Постройтесь друг за другом, в том порядке, в каком я скажу. Первая Маша, за ней Настя, за ней Ярик, за ним Саша, за ним Поля. Кто стоит первый?
- Первой стоит Маша.
- Кто стоит последний?
- Последней стоит Поля.
- Отправляемся в путь по волшебной дорожке.
(Дети под музыку цепочкой проходят по верёвке, выложенной на полу в виде буквы И)
1. Фонетические упражнения.
- Мы с вами пришли в страну речевых звуков в гости к А, У, И. Мы их не можем увидеть, но можем услышать и можем произнести. Давайте, поиграем со звуком А. Произнесите звук столько раз, сколько услышите хлопков.
(Логопед хлопает 4 раза, дети отсчитывают хлопки и произносят звук А)
- Звук У тоже хочет играть. Спойте его песенку столько раз, сколько красных кружочков вы видите на доске.
(Логопед указывает на кружочки, дети произносят звук У)
- Звук И придумал самую сложную игру. Пропойте его песенку только тогда, когда я покажу на красный кружочек.
(На доске висят красные и синие кружочки, логопед указывает на каждый, дети произносят И только тогда, когда видят красный кружочек).
2. Работа над просодической стороной речи.
- Звук И заблудился. Какой песенкой звуки А, У будут звать звук И?
- АУ!
- Как они будут петь, чтобы И услышал их, громко или тихо?
- Громко.
- Давайте попробуем: «АУ!» Как им ответит звук И, если он далеко?
- Тихо.
- Попробуйте сказать «АУ» тихо.
-Кто знает, как подаёт голос осёл?
- ИА.
- Голос у взрослого осла будет низкий или высокий?
-Низкий.
- Давайте попробуем говорить, как взрослый осёл – низким голосом. А маленький ослёнок каким будет говорить голосом – высоким или низким?
- Высоким.
- Попробуйте говорить как ослёнок.
3. Находить слова с заданным звуком в начале слова.
- Сейчас звуки А, У, И – подарят вам короны и превратят на время в цариц и царей.
Приглашаем девочек на троны (три девочки садятся на отдельно стоящие стулья)
Ты будешь царицей Анной (логопед надевает корону на голову одной из девочек).
Ты будешь царицей Ульяной.
Ты будешь царицей Ириной.
А вам, мальчики, надо подарить подарки нашим царицам. Они очень любят картинки. Но только Анна любит картинки, названия которых начинаются на звук А. Ульяна любит картинки, названия которых начинаются на звук У. Ирина любит картинки, названия которых начинаются на звук И. Максим дарит подарки Анне, Женя дарит подарки Ирине, Кирилл дарит подарки Ульяне.
Логопед кладёт на стол 6 картинок на заданные звуки. Дети подбирают картинки в подарок «царицам».
А теперь поменяемся. Мальчики будут царями – Алексеем, Ульяном, Игорем. Девочки выберут для них правильные подарки.
Игра повторяется.
4. Игра «Найди правильную букву»
- Вспомним правило: букву мы видим и пишем, а звук произносим и слышим. Сейчас из страны звуков мы отправимся в страну букв. Чтобы попасть в страну букв вам надо получить пригласительный билет. Подойдите к доске и найдите на ней только правильные буквы А, У, И – это и станет вашим пригласительным билетом. Татьяна Владимировна проверит - у кого билет верный, тот и отправиться с ней в гости к буквам.
Динамическая пауза. Игры с буквами А, У, И.
Воспитатель проверяет «пригласительные билеты» и предлагает детям поиграть с буквами:
- Вы смогли узнавать правильную букву, а сможете ли вы изобразить буквы А, У, И? Посмотрите сколько всего интересного я приготовила (показывает подручный материал - верёвки, строительный материал (бруски, кубики), ленты, гимнастические палки, «бусы здоровья») Попробуйте из него выложить букву А.
Дети под руководством воспитателя выкладывают на ковре буквы из подручного материала.
- В стране букв, каждый может стать волшебником. Попробуйте превратить букву А в букву И. А теперь букву И в букву У.
Дети под руководством воспитателя меняют расположение элементов букв, превращая их в другие буквы.
5. В гостях у букв А, У, И.
Воспитатель:
- Вы прошли все, самые сложные испытания и буквы приглашают вас в свой терем. Посмотрите, какой он красивый! Только чего- то ему не хватает. Забор надо починить. Давайте поможем буквам сделать красивый забор. Такой, чтобы каждый догадался, что тут живут буквы А, У, И. В те места, где не хватает досок, мы поставим буквы.
Дети под руководством воспитателя «чинят» вокруг терема забор.
6. Чтение сочетаний из 2-х, 3-х букв.
Логопед:
- Буквам очень понравилось то, как вы починили забор. Они хотят спеть вам песню. Только просят вас помочь им.
Логопед вместе с детьми читает сочетания букв хором :
АУ. УА. ИА. АИ. ИУА. АУИ. УИА.
7. Итог занятия.
Логопед:
- Молодцы. Понравилось вам путешествие в страну звуков и букв?
- Да.
- Дети, кто помнит, как вы попали в Страну Звуков?
- По волшебной дорожке.
- А на что была похожа дорожка?
- На букву И.
- Правильно. И за вашу смекалистость, ваши умелые руки и умные головы получите сюрприз от гласных – Ириски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников
Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!...
План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)
Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...
Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".
Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи....
Консультация для родителей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»
Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Именно об этом я предлагаю...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...