Консультация для родителей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»
консультация (старшая группа) по теме
Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Именно об этом я предлагаю поразмышлять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 92.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование навыков звукового анализа и синтеза»
Составила Кожевникова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР - ДС №43 «Яблонька»
Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последовательность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово.
Когда ребенок учился дифференцировать звуки речи, распознавать и этом возрастном этапе надо закрепить и углубить их. Вначале с помощью картинок объясните ребенку, что такое звук: девочка плачет: «А!» - она произносит звук [А], самолет летит: «У» - он издает звук [У]; у мишки болит зуб, он стонет: «О!» - он издает звук [О]. Затем научите ребенка вычленять гласные звуки в начале слов (Ударение должно падать на этот гласный звук). Понадобится зеркало, чтобы увидеть артикуляцию и схематичные изображения звуков на карточка (рекомендую использовать: Ткаченко и Т.А.Формирование навыков звукового анализа синтеза: Рабочая тетрадь. М., ГНОМ и Д, 2005).
Какие слова можно предложить ребенку для анализа?
[А] – Алеша, астры, август; [О] – ослик, осень, окна; [У] – улица, утка, улей; [И] – игла, ива, иней.
Далее предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце: [А] – оса, лиса, река; [О] – окно, ведро, седло; [У] – качу, верчу, гляжу; [И] – коньки, васильки, петухи.
Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трех – четырех звуков: [А] – мак, кран, шарф; [О] – кот, слон, мост; [У] – дуб, труд, куст; [И] – пир, приз, бинт.
При выполнении этих заданий обязательно проговариваем с ребенком, где именно «спрятался» звук, и далее предлагаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука: начало слова – середина слова – конец слова.
Схему можно обыграть: сделать домик, в котором живут звуки, выдвижную линейку, красное окошко-сигнал, паровозик из трех вагончиков и др. Все зависит от вашей фантазии.
При изучении согласных звуков проводится аналогичная работа, только в иной последовательности: выделять согласный в конце (если он не звонкий), в начале слов со стечением согласных (звук [М] – мрак, [Т]- трап), в начале без стечения согласных ([М] – мак; [Т] - ток), в середине слова со стечением согласных и без стечения ([М] – компот, комок, [Т]- утро, вата).
Когда ребенок научится правильно выделять звуки в слове, можно предложить ему определить последовательность звуков в словах.
Дополнительно следует научить ребенка отхлопывать слоги, вначале на простых ритмических структурах (ма – один хлопок, ма-ма – два хлопка, ма-ма-ма – три хлопка) затем на материале слов.
Чтобы научить ребенка составлять слова из звуков, предложите ему внимательно послушать слово, которое вы произнесете, повторить его: [Д] -[О] -[М] – дом; [М] -[А] -[К] – мак. Пауза между звуками не должна составлять более 3 секунд, а слова должны быть хорошо знакомы ребенку. В дальнейшем, когда он будет легко синтезировать звуки в слова, можно увеличить паузу до 5 секунд и давать слова более сложной слоговой структуры и менее знакомые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»...
Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»
Консультация посвящена одному из напрвлений логопедии - звуковому анализу и синтезу....
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»
Основная трудность, которую испытывают дети при разделении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой а...
Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...
Консультация для родителей "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...
Консультация для родителей "Формирование навыков звукового анализа и синтеза"
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и ...
Семинар-практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов"
Семинар-практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов"Цель:- Оказать помощь родителям в организации работы над формированием звукового анализа и синтеза у дет...