Формирование навыков звукового анализа и синтеза дошкольников
консультация (логопедия, старшая группа) по теме
Крайне полезная и очень понятная информация для родителей!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое звуковой анализ и синтез, и зачем они нужны | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части.
Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
выделение в словах первого гласного звука;
анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
определение последнего гласного звука в словах;
определение первого и последнего гласного звука в словах;
определение наличия либо отсутствия в словах звука;
определение первого согласного звука в словах;
определение последнего согласного звука в словах;
определение гласного звука в середине односложных слов;
синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
определение позиции согласного звука в словах;
определение количества слогов в словах;
синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.
В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.
В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де...
Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"
В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...
Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...
Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...