Открытый урок "Морозные деньки"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Цель: закреплять и систематизировать знания о признаках времени года - зима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
143968, Московская обл., Тел./факс 8 (495) 528-01-23
г.о. Реутов, ул. Реутовских ополченцев, дом 12 e-mail: madou_1reutov@mail.ru
Сценарий открытой организованной образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Морозные деньки»
Подготовила:
воспитатель Осипова Т. А.
г.о. Реутов, 2022г.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: закреплять и систематизировать знания о признаках времени года - зима.
Задачи:
образовательные:
- обобщать представления о зимних изменениях в природе;
- совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
- Активизировать словарь детей;
- Познакомить со звуками [Л], [Ль].
развивающие задачи:
- развивать связную речь: умение составлять сложные предложения;
- развивать фонематическое восприятие, развивать слуховое внимание;
- общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- координацию речи с движением, творческое воображение при составлении рассказа по теме - зима.
коррекционно-воспитательные задачи:
- продолжать воспитание навыков сотрудничества, инициативности, активности, самостоятельности; воспитывать любовь к природе.
Словарная работа на занятии:
Обогащение и закрепление активного словаря по теме «Зима»: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник; холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная; кататься, смотреть, играть, лепить.
Предварительная работа с детьми:
наблюдения в природе - за зимними явлениями природы, рассматривание картин и иллюстраций о зиме, просмотр мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев; заучивание с детьми стихотворений, подбор комплекса пальчиковой гимнастики по теме.
Оборудование:
Мультимедиа, контейнеры с манкой по количеству детей, синие квадратики, иллюстрации с изображением предметов на звуки [Л], [Ль]; елка, пластмассовые снежинки, разрезные картинки на тему «Зима» по количеству детей; демонстрационный материал: иллюстрации по теме «Зима», мнемотаблица.
1.Организационный момент
В: Доброе утро, дети!
В: Я хочу вам сегодня предложить отправиться в волшебное путешествие, в очень интересное время года: холодное, снежное, вьюжное. В это время года мы с вами отмечаем замечательный праздник – Новый год, можем покататься на лыжах и коньках, поиграть в снежки. Вы, конечно, уже догадались, о чем идет речь, но, прежде, чем вы ответите, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Дети смотрят отрывок из мультфильма (1,5-2мин.)
В: Дети, пожалуйста, кто расскажет нам, в какое время года сегодня я вам предлагаю отправиться путешествовать? Это лето? Это осень? Это весна?
Д: Это зима.
В: Правильно! А вы хотите со мной в путешествие?
Д: Да.
В: Хорошо. Давайте займем удобные места в салоне нашего волшебного поезда и отправимся в путь (дети встают, образуя круг).
2.Основная часть
В: Зима – красивое, волшебное время года. Сколько прекрасных произведений написано музыкантами, художниками и поэтами про зиму. А как мы узнаем зиму, и по каким приметам мы сейчас узнаем из стихотворения.
(Читаю стихотворение)
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
В: Молодцы! А вы, ребята, умеете отгадывать загадки? Сейчас я вам загадаю загадки о зиме, а вы послушайте внимательно и постарайтесь назвать правильную отгадку.
- Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
Д: Снег.
В: Правильно, слушайте следующую загадку:
Белая, узорчатая звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Д: Снежинка
Игра со снежком в кругу: «Почему мы любим зиму?»
В: Около детского сада нашла вот этот волшебный снежок. Хотите с ним поиграть?
В: Сейчас мы с вами будем сочинять большой рассказ о зиме. Снежок мы будем передавать друг другу из рук в руки, поэтому встаньте поближе, чтобы не потерять его. Каждый будет рассказывать нам всем, почему он любит зиму.
- Я люблю зиму, потому что…- можно носить теплые сапоги.
(Логопед передает снежок ребенку)
(Каждый ребёнок проговаривает фразу и передаёт «снежок» другому)
- Я люблю зиму, потому что можно кататься на лыжах, коньках.
- Я люблю зиму, потому что мне нравится смотреть на падающий снег.
В: Молодцы! Посмотрите, какой большой рассказ мы сочинили о том, почему мы любим зимнее время года.
В: Наше путешествие продолжается… У нас остановка, наш волшебный поезд прибыл на станцию «Снежная».
В: Занимаем места за столами, мы в волшебной мастерской Зимушки.
У каждого из вас на столах снежинки, посмотрите какие они красивые и все разные.
Игра: «Зимний комплимент»
В: Снежинки эти не простые - надо взять снежинку в руки и сказать красивые слова Зимушке. Подумайте и ответьте на вопрос: «Зима - она какая?»
- Саша, возьми снежинку и скажи мне свое красивое слово.
- Хорошо. А теперь, Таня….
Д: Зима – холодная, метельная, пушистая, морозная, волшебная, тёплая, поздняя, сказочная…
Дети называют слова – прилагательные…
В: Молодцы
Много слов вы назвали о зиме. Да, зима бывает …..
А сейчас попробуйте нарисовать свою снежинку на манке, постарайтесь нарисовать самую красивую снежинку….
В: Молодцы. Пока мы с вами рисовали снежинку, наш волшебный поезд увез нас в зимний лес.
Знакомство со звуками [Л], [Ль]
- Послушайте стихотворение:
Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало всё село
— белым-бело, белым-бело!
- Какой звук очень часто повторяется в словах?
Д: [Л].
В: Правильно! Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [Л] .
В: Обратите внимание: при произношении этого звука - кончик языка упирается в верхние зубы, зубы сближены, губы в улыбке. Как вы думаете, звук [Л] – гласный или согласный?
Д: Согласный
В: Верно. Послушайте слова: лес, лыко, Леня, колос….
Как вы думаете, это звук бывает только твердым? Или он звучит в разных позициях - твердый и мягкий?
Д: Этот звук бывает твердый и мягкий.
В: Каким цветом обозначаем твердый и мягкий звук?
Д: Твердый - синим цветом, а мягкий – зеленым цветом.
В: Правильно. На столе у вас синие и зеленые квадраты. Сейчас я вам буду называть слова с этими звуками, а вы внимательно послушаете, и поднимите тот квадрат, который, по вашему мнению, подходит для звука.
Логопед называет слова, используя опорные иллюстрации с нужным звуком. Дети слушают и поднимают квадраты нужного цвета, услышав звуки [Л] или [Ль].
В: Молодцы вы справились с заданием.
Игра: «Укрой ёлочку»
Логопед: Зимой лес выглядит сказочно, волшебно. И берёзки и ёлочки одеты в снежные шубки. Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут?
Д: Они укрыты снегом.
В: Ребята, посмотрите на эту маленькую ёлочку, на ней нет снега. Зима забыла укрыть её своим тёплым покрывалом. А теперь я предлагаю вам взять в руки снежинки, и мы отправимся с вами укрывать елочку от мороза. Я прошу вас вспомнить красивые слова о зиме, в которых живут звуки [Л] или [Ль]. Мы будем говорить слова, и класть на веточки елочки наши снежинки.
Д: Лед, лыжи, лыжник, лес, холод, салазки, …
В: Смотрите, какая елочка- красавица, покрылась белым снежным покрывалом.
Вы, наверное, уже устали, я вас приглашаю поиграть.
Подвижная игра: «Снежок»
Выпал беленький снежок. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. Остановились, машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши, Указательным пальцем «грозят»
Ловим снег – хлопок в ладоши. «ловят»
Руки в стороны, по швам – Разводят руки в сторону,
Снега хватит вам и нам. Опускают по швам.
(Дети садятся за столы)
- Отдохнули? Посмотрите, у вас, у каждого контейнер с разрезными картинками. Я вам предлагаю собрать картинку – и у нас получится большая красивая картина о зиме.
Упражнение: «Собери картинку»
В: Молодцы ребята. Какие замечательные картинки вы собрали. У нас получилась галерея картин. Расскажите мне, что у вас нарисовано художниками на ваших картинах?
Д: На моей картинке изображены дети, которые катаются на лыжах.
На моей картинке изображен зимний лес.
(дети играют в снежки, птицы в кормушке…)
3.Итог занятия
В: О каком времени года мы говорили во время нашего путешествия?
Давайте порадуем зимушку и ещё раз расскажем о ней по мнемотаблице.
План рассказа:
1. признаки зимы (характерные признаки);
2. природа зимой;
3. игры зимой;
4. одежда зимой;
5. праздники зимой.
В: Вы отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!
И наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать в зимнее время года?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
летние деньки
отчет о проделанной летней работе...
Весенние деньки
Тема: «Весенние деньки»Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о весенних явлениях природы.Задачи:Дать детям представления о вес...
Открытое занятие "Осенние деньки"
конспект...
Конспект открытой НОД по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: "Весенние деньки"
Конспект занятия "Весенние деньки"...
Конспект открытой непрерывно – образовательной деятельности для детей 2–3 лет по познавательному развитию на тему: «Весенние деньки».
КОНСПЕКТ НОД "ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ"...
Конспект открытой непрерывно – образовательной деятельности для детей 2–3 лет по познавательному развитию на тему: «Весенние деньки».
Конспект НОД "Весенние деньки"...
ОТЗЫВ открытой непрерывно – образовательной деятельности для детей 2–3 лет по познавательному развитию на тему: «Весенние деньки».
Отзыв на открытое занятие "Весенние деньки"...