Обследование звуковой стороны речи | - Обследование звукопроизношения:
- Обследование звуков речи проходит поэтапно.
- Обследование изолированного произношения.
- Обследование произношения звуков в слогах.
- Обследование произношения звуков в словах.
- Обследование произношения звуков в предложениях.
Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией. - Обследование строения артикуляционного аппарата
- Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.
- Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.
- Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (сумбукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.
- Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.
- Обследование дыхательной функции
- Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).
- Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 -7 лет).
- Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).
- Частота речевого дыхания (нормальное, учащенное, замедленное).
- Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).
- Обследование голосовой функции
- Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий).
- Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой и др.).
- Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная).
- Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
- Обследование просодической стороны речи
- Темп (нормальный, быстрый, медленный).
- Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).
- Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
- Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
- Обследование фонематического восприятия
- Узнавание, различение и сравнение простых фраз.
- Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).
- Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).
- Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).
- Запоминание звуковых рядов.
|
Обследование номинативного словаря | - Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
- покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
- покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
- покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
- Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
- покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
- Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
- узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
|
Обследование грамматических категорий | - единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
- единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
- настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
- формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
- нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
- предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
|
Обследование понимания речи | - Обследование понимания слов
- Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком.
- Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке.
- Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов.
- Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.
- Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.
- Подобрать к названным определениям подходящие предметы.
- Подобрать к названию целого название его части.
- Подобрать к названию общего понятия частного.
- Подобрать названия предметов по их действиям.
- Подобрать слова, противоположные по значению.
- Закончить предложение.
- Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ.
- Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман).
- Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу.
- Обследование понимания предложений
- Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.
- Изучение понимания логико-грамматических отношений.
- Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.
|
Обследование грамматического строя языка | - Приемы обследования навыков построения предложения:
- Прием составления предложений по опорным словам.
- Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).
- Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции
- Приемы обследования грамматических изменений
слов в предложении: - Обследования грамматических отношений управления.
- Прием подстановки данного слова в определенном падеже.
- Составление словосочетания из глагола имени существительного с предлогом или предложения по сюжетной картинке, выполненным действиям.
- Подстановка недостающего предлога в данный текст.
- Обследования грамматических отношений согласования.
- Прием составления по картинкам предложений, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде.
- Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения.
- Прием подстановки в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора.
- Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне
- называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами);
- прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;
- исследование грамматической категории рода;
- исследование умений пользоваться способами словообразования;
|
Обследование связной речи | - Используются следующие приемы:
- Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).
- Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.
- Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.
|