Комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи
учебно-методический материал по логопедии

Шенеман Мария Владиславовна

Комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zadach_logopeda_pri_obsledovanii.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс задач, решаемых логопедом в ходе обследования различных сторон речи

Обследование звуковой стороны речи

  1. Обследование звукопроизношения:
  • Обследование звуков речи проходит поэтапно.
  • Обследование изолированного произношения.
  • Обследование произношения звуков в слогах.
  • Обследование произношения звуков в словах.
  • Обследование произношения звуков в предложениях.

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

  1. Обследование строения артикуляционного аппарата
  • Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.
  • Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.
  • Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (сумбукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.
  • Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.
  1. Обследование дыхательной функции
  • Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).
  • Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 -7 лет).
  • Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).
  • Частота речевого дыхания (нормальное, учащенное, замедленное).
  • Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).
  1. Обследование голосовой функции
  • Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий).
  • Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой и др.).
  • Атака голоса (мягкая, твердая, придыхательная).
  • Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
  1. Обследование просодической стороны речи
  • Темп (нормальный, быстрый, медленный).
  • Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).
  • Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  • Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
  1. Обследование фонематического восприятия
  • Узнавание, различение и сравнение простых фраз.
  • Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).
  • Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).
  • Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).
  • Запоминание звуковых рядов.

Обследование номинативного словаря

  1. Предметный словарь:
  • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
  • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
  • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
  • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  1. Предикативный словарь:
  • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
  • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит) 
  1. Классификация предметов:
  • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
  • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).

Обследование грамматических категорий

  • единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)

Обследование понимания речи

  1. Обследование понимания слов
  • Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком.
  • Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке.
  • Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов.
  • Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.
  • Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.
  • Подобрать к названным определениям подходящие предметы.
  • Подобрать к названию целого название его части.
  • Подобрать к названию общего понятия частного.
  • Подобрать названия предметов по их действиям.
  • Подобрать слова, противоположные по значению.
  • Закончить предложение.
  • Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ.
  • Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман).
  • Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу.
  1. Обследование понимания предложений
  • Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.
  • Изучение понимания логико-грамматических отношений.
  • Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.

Обследование грамматического строя языка

  1. Приемы обследования навыков построения предложения:
  • Прием составления предложений по опорным словам.
  • Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).
  • Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции
  1. Приемы обследования грамматических изменений

слов в предложении:

  • Обследования грамматических отношений управления.
  • Прием подстановки данного слова в определенном падеже.
  • Составление словосочетания из глагола имени существительного с предлогом или предложения по сюжетной картинке, выполненным действиям.
  • Подстановка недостающего предлога в данный текст.
  • Обследования грамматических отношений согласования.
  • Прием составления по картинкам предложений, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде.
  • Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения.
  • Прием подстановки в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора.
  1. Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне
  • называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами);
  • прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;
  • исследование грамматической категории рода;
  • исследование умений пользоваться способами словообразования;

Обследование связной речи

  1. Используются следующие приемы:
  • Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).
  • Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.
  • Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование просодической стороны речи

Обледование просодической стороны речи....

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:1) Типы нарушения произношения.2) Уровня фонематического восприятия.3) Уровня сформированности языкового анализа и синтеза....

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Альбом для обследования звуковой стороны речи

1)Артикуляционный аппарат.2)Подвижность органов артикуляционного аппарата.3)Комплексы артикуляционной гимнастики.4)Обследование произношение.5)Обследование фонематического материала.6)Обследование сло...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...