Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
материал по логопедии (старшая группа)

Марина Михайловна Харина

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

 

Диагностический комплекс  разработан для определения уровня развития словарного запаса. Состоит из 11 заданий, наиболее широко  охватывающих обследование лексической стороны речи у детей.

Обследование рекомендуется проводить индивидуально с каждым ребёнком. Для точности диагностических данных, взяты аналогичные задания для каждого уровня речевого развития, но с поэтапным усложнением лексического материала.

Блок заданий 1.

Цель: обследование лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития.

Задание 1. Цель: обследование импрессивной и  экспрессивной стороны речи.

Понимание инструкций.

Хлопни в ладоши.

Покажи где кукла, мишка.

 Возьми машину.

 Возьми желтый карандаш и нарисуй солнышко.

 Дай мне карандаш и картинку.

 Покажи картинку.

Куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, платье, яблоко, грушу, банан, стол, стул.

         Ответы на вопросы.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Где ты живешь (на какой улице)?

Какие игрушки есть у тебя дома?

Ответы на вопросы по картинкам.

I. Кого кормит мальчик и девочка? Чем кормят мальчик и девочка рыбок? Кто кормит рыбок?

Задание 2. Цель: обследование понимания значений слов-обобщающих понятий.

Инструкция: «Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом».

Словарный материал:

Кровать, стол, стул-

Помидор, капуста, морковь –

Яблоко, груша, лимон –

Петух, утка, курица.

Задание 3.  Цель: обследование знания словоформ, обозначающих названия детёнышей и умение образовывать такие формы от названия взрослого животного.

Инструкция: «А теперь давай поиграем в игру «У кого кто?». Я показываю картинку и называю животное, ты должен назвать его детеныша.

Словарный материал:

У козы – …

У собаки – …

У свиньи – …

У курицы – …

У коровы – …

Задание 4. Цель: обследование знаний о профессиях.

Инструкция: «Я буду тебе задавать вопросы и показывать картинку, а ты должен на них ответить».

Кто готовит еду?

Кто шьет одежду?

Кто учит детей?

Задание 5.  Цель:  обследование знаний о предметах и их частях.

Детям были предъявлены натуральные предметы.

Инструкция: «Посмотри на предмет, скажи его название и назови части, из которых этот предмет состоит».

Кукла: – ручки, волосы, глаза, ноги.

Машинка: – колеса, кабина, кузов.

Задание 6.  Цель: обследование знаний об антонимах.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

«Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно).

 Этот дом… (большой), а этот …. (маленький).

Чай … (горячий), а мороженое … (холодное).

Задание 7. Цель: обследование умения образовывать прилагательные от существительного и обследование состояния атрибутивного словаря.

1. Качественные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

 Мяч какой? (круглый), огурец какой? (овальный, длинный), шарик какой? (лёгкий), солнце какое? (круглое).

Задание 8.  Цель: обследование  словаря числительных.

1) Количественные числительные.

Инструкция: «Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей».  (Один, два, три…..)

Задание 9.  Цель:  обследование  словаря предлогов.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай».

(В клетке, на клетке, у клетки, под клеткой, за клеткой, ходит по клетке).

Задание 10.  Цель:  обследование  глагольного словаря.

Инструкция: «При обследовании глагольного словаря детям было предложено поиграть в игру и сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам».

Лексический материал:

птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, девочка – прыгает, кошка – спит, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается.

Задание 11.  Цель:  обследование  знания синонимов.

Инструкция: «Обследование синонимов мы проводили с помощью сказочной истории».

«Все звери в лесу любили добрую лисичку (как ещё можно сказать о том, что лисичка добрая). Она всем помогала и советом и делом. С нею можно разделить и радость и горе (скажи по-другому). Только злой Волк не любил Лисичку-сестричку.

Однажды, случилось так, что Серый Волк заболел. Он лежал в своём домике (как по-другому) и некому было принести ему воды. Голова кружилась, силы покидали Волка, и он уснул. Проснулся Волчище и увидел рядом Лисичку-сестричку, которая гладила его по голове. Никто ещё так нежно (скажи по-другому) не обращался с Волком. Стыдно стало Волку, с тех пор они с Лисичкой-сестричкой стали неразлучными друзьями (как сказать по-другому).

 

Блок заданий 2.

Цель: обследование лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития.

Задание 1. Цель: обследование импрессивной и  экспрессивной стороны речи.

Понимание инструкций.

Хлопки в ладоши.

Покажи где стол, стул, кукла.

 Возьми машину и поставь её в шкаф.

 Возьми желтый карандаш и нарисуй солнышко.

 Вчера светило солнце?

 Дай мне карандаш, картинку отнеси на подоконник.

 Покажи картинку.

Мальчик спит на кровати.

Девочка рвет цветы.

Мальчик кормит птиц.

Девочка ест кашу.

Девочка моет руки.

         Ответы на вопросы.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Где ты живешь (на какой улице)?

Что ты ел на завтрак?

Где ты был в выходные?

Какие игрушки есть у тебя дома?

Какие самые любимые?

Ответы на вопросы по картинкам.

I. Кого кормит мальчик и девочка? Чем кормят мальчик и девочка рыбок? Кто кормит рыбок?

II. Что делает мальчик? На чём сидит мальчик? Кто разговаривает по телефону?

Задание 2. Цель: обследование понимания значений слов-обобщающих понятий.

Инструкция: «Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом».

Словарный материал:

Кровать, стол, стул-

Помидор, капуста, морковь –

Яблоко, груша, лимон –

Кошка, собака, корова –

Заяц, лиса, медведь –

Автобус, самолет, поезд, корабль, машина –

Петух, утка, курица –

Малина, клубника, смородина –

Паук, комар, гусеница.

Задание 3. Цель: обследование знания словоформ, обозначающих названия детёнышей и умение образовывать такие формы от названия взрослого животного.

Инструкция: «А теперь давай поиграем в игру «У кого кто?». Я показываю картинку и называю животное, ты должен назвать его детеныша.

Словарный материал:

У козы – …

У собаки – …

У лисы – …

У свиньи – …

У ежа – …

У волка – …

У курицы – …

У коровы – …

У лошади – …

Задание 4. Цель: обследование знаний о профессиях.

Инструкция: «Я буду тебе задавать вопросы и показывать картинку, а ты должен на них ответить».

Кто водит машину?

Кто управляет трактором?

Кто готовит еду?

Кто шьет одежду?

Кто учит детей?

Задание 5.  Цель:  обследование знаний о предметах и их частях.

Детям были предъявлены натуральные предметы.

Инструкция: «Посмотри на предмет, скажи его название и назови части, из которых этот предмет состоит».

Чайник: – донышко, носик, крышка.

Стул: – сиденье, спинка, ножка.

Задание 6.  Цель: обследование знаний об антонимах.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты должен сказать наоборот».

Друг–.. (враг), горе–.. (радость), легкий–.. (тяжелый), давать–.. (брать), горячий–.. (холодный), длинный–.. (короткий).

Задание 7. Цель: обследование умения образовывать прилагательные от существительного и обследование состояния атрибутивного словаря.

1) Качественные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

 Дом какой? (большой, маленький), кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);

2) Относительные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

«Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).

3) Притяжательные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

«Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).

Задание 8.  Цель: обследование  словаря числительных.

1) Количественные числительные.

Инструкция: «Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей».  (Один, два, три…..)

2) Порядковые числительные.

Инструкция: «Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку».  (Первый, второй, третий….)

Задание 9.  Цель:  обследование  словаря предлогов.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай».

(В клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).

Задание 10.  Цель:  обследование  глагольного словаря.

Инструкция: «При обследовании глагольного словаря детям было предложено поиграть в игру и сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам».

Лексический материал: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач - лечит, повар – готовит, строитель – строит.

Задание 11.  Цель:  обследование  знания синонимов.

Инструкция: «Обследование синонимов мы проводили с помощью сказочной истории».

«Все звери в лесу любили добрую лисичку (как ещё можно сказать о том, что лисичка добрая). Она всем помогала и советом и делом. С нею можно разделить и радость (как можно назвать по-другому) и горе (скажи по-другому). Только злой Волк не любил Лисичку-сестричку.

Однажды, случилось так, что Серый Волк заболел. Он лежал (как сказать по-другому) в своём домике (как по-другому) и некому было принести ему воды. Голова кружилась, силы покидали Волка, и он уснул. Проснулся Волчище и увидел рядом Лисичку-сестричку, которая гладила его по голове. Никто ещё так нежно (скажи по-другому) не обращался с Волком. Стыдно стало Волку, с тех пор они с Лисичкой-сестричкой стали неразлучными друзьями (как сказать по-другому).

Таким образом, данный комплекс позволяет провести обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, обобщающих понятий. Обследование знания словоформ, обозначающих названия детёнышей и умение образовывать такие формы от названия взрослого животного. Обследование знаний о профессиях, о предметах и их частях, об антонимах. Обследование умения образовывать прилагательные от существительного и обследование состояния атрибутивного словаря, словаря предлогов, глагольного словаря, синонимов.

Оценка заданий производится по общим критериям: 1 балл – невыполнение, неверный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 3 балл – правильный ответ.

В результате имеющихся балльных характеристик, можно выявить уровни развития лексической  стороны речи. Высокий уровень –  от 23 – 33 баллов; средний уровень – от  12 – 22 баллов; низкий уровень –  от 1 – 11 баллов.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Волковой Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  3. Смирнова И.А. Методика обследования словарного запаса детей. М.: 2010.
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи школьников. М.: АРКТИ, 2000.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_material_dlya_obsledovaniya_rechi_detey.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс  разработан для определения уровня развития словарного запаса. Состоит из 11 заданий, наиболее широко  охватывающих обследование лексической стороны речи у детей.

Обследование рекомендуется проводить индивидуально с каждым ребёнком. Для точности диагностических данных, взяты аналогичные задания для каждого уровня речевого развития, но с поэтапным усложнением лексического материала.

Блок заданий 1.

Цель: обследование лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития.

Задание 1. Цель: обследование импрессивной и  экспрессивной стороны речи.

Понимание инструкций.

Хлопни в ладоши.

Покажи где кукла, мишка.

 Возьми машину.

 Возьми желтый карандаш и нарисуй солнышко.

 Дай мне карандаш и картинку.

 Покажи картинку.

Куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, платье, яблоко, грушу, банан, стол, стул.

         Ответы на вопросы.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Где ты живешь (на какой улице)?

Какие игрушки есть у тебя дома?

Ответы на вопросы по картинкам.

I. Кого кормит мальчик и девочка? Чем кормят мальчик и девочка рыбок? Кто кормит рыбок?

Задание 2. Цель: обследование понимания значений слов-обобщающих понятий.

Инструкция: «Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом».

Словарный материал:

Кровать, стол, стул-

Помидор, капуста, морковь –

Яблоко, груша, лимон –

Петух, утка, курица.

Задание 3.  Цель: обследование знания словоформ, обозначающих названия детёнышей и умение образовывать такие формы от названия взрослого животного.

Инструкция: «А теперь давай поиграем в игру «У кого кто?». Я показываю картинку и называю животное, ты должен назвать его детеныша.

Словарный материал:

У козы – …

У собаки – …

У свиньи – …

У курицы – …

У коровы – …

Задание 4. Цель: обследование знаний о профессиях.

Инструкция: «Я буду тебе задавать вопросы и показывать картинку, а ты должен на них ответить».

Кто готовит еду?

Кто шьет одежду?

Кто учит детей?

Задание 5.  Цель:  обследование знаний о предметах и их частях.

Детям были предъявлены натуральные предметы.

Инструкция: «Посмотри на предмет, скажи его название и назови части, из которых этот предмет состоит».

Кукла: – ручки, волосы, глаза, ноги.

Машинка: – колеса, кабина, кузов.

Задание 6.  Цель: обследование знаний об антонимах.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда». 

«Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно).

 Этот дом… (большой), а этот …. (маленький).

Чай … (горячий), а мороженое … (холодное).

Задание 7. Цель: обследование умения образовывать прилагательные от существительного и обследование состояния атрибутивного словаря.

1. Качественные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

 Мяч какой? (круглый), огурец какой? (овальный, длинный), шарик какой? (лёгкий), солнце какое? (круглое).

Задание 8.  Цель: обследование  словаря числительных.

1) Количественные числительные.

Инструкция: «Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей».  (Один, два, три…..)

Задание 9.  Цель:  обследование  словаря предлогов.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай».

(В клетке, на клетке, у клетки, под клеткой, за клеткой, ходит по клетке).

Задание 10.  Цель:  обследование  глагольного словаря.

Инструкция: «При обследовании глагольного словаря детям было предложено поиграть в игру и сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам».

Лексический материал:

птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, девочка – прыгает, кошка – спит, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается.

Задание 11.  Цель:  обследование  знания синонимов.

Инструкция: «Обследование синонимов мы проводили с помощью сказочной истории».

«Все звери в лесу любили добрую лисичку (как ещё можно сказать о том, что лисичка добрая). Она всем помогала и советом и делом. С нею можно разделить и радость и горе (скажи по-другому). Только злой Волк не любил Лисичку-сестричку.

Однажды, случилось так, что Серый Волк заболел. Он лежал в своём домике (как по-другому) и некому было принести ему воды. Голова кружилась, силы покидали Волка, и он уснул. Проснулся Волчище и увидел рядом Лисичку-сестричку, которая гладила его по голове. Никто ещё так нежно (скажи по-другому) не обращался с Волком. Стыдно стало Волку, с тех пор они с Лисичкой-сестричкой стали неразлучными друзьями (как сказать по-другому).

Блок заданий 2.

Цель: обследование лексической стороны речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития.

Задание 1. Цель: обследование импрессивной и  экспрессивной стороны речи.

Понимание инструкций.

Хлопки в ладоши.

Покажи где стол, стул, кукла.

 Возьми машину и поставь её в шкаф.

 Возьми желтый карандаш и нарисуй солнышко.

 Вчера светило солнце?

 Дай мне карандаш, картинку отнеси на подоконник.

 Покажи картинку.

Мальчик спит на кровати.

Девочка рвет цветы.

Мальчик кормит птиц.

Девочка ест кашу.

Девочка моет руки.

         Ответы на вопросы.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму?

Где ты живешь (на какой улице)?

Что ты ел на завтрак?

Где ты был в выходные?

Какие игрушки есть у тебя дома?

Какие самые любимые?

Ответы на вопросы по картинкам.

I. Кого кормит мальчик и девочка? Чем кормят мальчик и девочка рыбок? Кто кормит рыбок?

II. Что делает мальчик? На чём сидит мальчик? Кто разговаривает по телефону?

Задание 2. Цель: обследование понимания значений слов-обобщающих понятий.

Инструкция: «Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом».

Словарный материал:

Кровать, стол, стул-

Помидор, капуста, морковь –

Яблоко, груша, лимон –

Кошка, собака, корова –

Заяц, лиса, медведь –

Автобус, самолет, поезд, корабль, машина –

Петух, утка, курица –

Малина, клубника, смородина –

Паук, комар, гусеница.

Задание 3. Цель: обследование знания словоформ, обозначающих названия детёнышей и умение образовывать такие формы от названия взрослого животного.

Инструкция: «А теперь давай поиграем в игру «У кого кто?». Я показываю картинку и называю животное, ты должен назвать его детеныша.

Словарный материал:

У козы – …

У собаки – …

У лисы – …

У свиньи – …

У ежа – …

У волка – …

У курицы – …

У коровы – …

У лошади – …

Задание 4. Цель: обследование знаний о профессиях.

Инструкция: «Я буду тебе задавать вопросы и показывать картинку, а ты должен на них ответить».

Кто водит машину?

Кто управляет трактором?

Кто готовит еду?

Кто шьет одежду?

Кто учит детей?

Задание 5.  Цель:  обследование знаний о предметах и их частях.

Детям были предъявлены натуральные предметы.

Инструкция: «Посмотри на предмет, скажи его название и назови части, из которых этот предмет состоит».

Чайник: – донышко, носик, крышка.

Стул: – сиденье, спинка, ножка.

Задание 6.  Цель: обследование знаний об антонимах.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты должен сказать наоборот». 

Друг–.. (враг), горе–.. (радость), легкий–.. (тяжелый), давать–.. (брать), горячий–.. (холодный), длинный–.. (короткий).

Задание 7. Цель: обследование умения образовывать прилагательные от существительного и обследование состояния атрибутивного словаря.

1) Качественные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

 Дом какой? (большой, маленький), кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);

2) Относительные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

«Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).

3) Притяжательные прилагательные.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда».

«Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).

Задание 8.  Цель: обследование  словаря числительных.

1) Количественные числительные.

Инструкция: «Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей».  (Один, два, три…..)

2) Порядковые числительные.

Инструкция: «Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку».  (Первый, второй, третий….)

Задание 9.  Цель:  обследование  словаря предлогов.

Инструкция: «Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай».

(В клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).

Задание 10.  Цель:  обследование  глагольного словаря.

Инструкция: «При обследовании глагольного словаря детям было предложено поиграть в игру и сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам».

Лексический материал: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач - лечит, повар – готовит, строитель – строит.

Задание 11.  Цель:  обследование  знания синонимов.

Инструкция: «Обследование синонимов мы проводили с помощью сказочной истории».

«Все звери в лесу любили добрую лисичку (как ещё можно сказать о том, что лисичка добрая). Она всем помогала и советом и делом. С нею можно разделить и радость (как можно назвать по-другому) и горе (скажи по-другому). Только злой Волк не любил Лисичку-сестричку.

Однажды, случилось так, что Серый Волк заболел. Он лежал (как сказать по-другому) в своём домике (как по-другому) и некому было принести ему воды. Голова кружилась, силы покидали Волка, и он уснул. Проснулся Волчище и увидел рядом Лисичку-сестричку, которая гладила его по голове. Никто ещё так нежно (скажи по-другому) не обращался с Волком. Стыдно стало Волку, с тех пор они с Лисичкой-сестричкой стали неразлучными друзьями (как сказать по-другому).

Таким образом, данный комплекс позволяет провести обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, обобщающих понятий. Обследование знания словоформ, обозначающих названия детёнышей и умение образовывать такие формы от названия взрослого животного. Обследование знаний о профессиях, о предметах и их частях, об антонимах. Обследование умения образовывать прилагательные от существительного и обследование состояния атрибутивного словаря, словаря предлогов, глагольного словаря, синонимов.

Оценка заданий производится по общим критериям: 1 балл – невыполнение, неверный ответ; 2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 3 балл – правильный ответ.

В результате имеющихся балльных характеристик, можно выявить уровни развития лексической  стороны речи. Высокий уровень –  от 23 – 33 баллов; средний уровень – от  12 – 22 баллов; низкий уровень –  от 1 – 11 баллов.

Список использованных источников

  1. Волковой Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференцированной диагностики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2016.
  3. Смирнова И.А. Методика обследования словарного запаса детей. М.: 2010.
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи школьников. М.: АРКТИ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...

Д.О. Сигачева, М.В. Ковалева (Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Невского района Санкт-Петербурга) ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования направленного на определение умения объяснять значения слов различных частей речи  у дошкольников 6-6,5 лет с общим н...