ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (старшая группа)
Понятие связной речи и ее основные компоненты. Особенности развития в связной речи в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Связная речь и ее компоненты. | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель- логопед
Татьяна Вениаминовна Морозова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие связной речи и её основные компоненты
Четкое, грамотное и последовательное изложение своих мыслей – это первое чему должен научиться ребенок в дошкольном возрасте. При этом речь дошкольников должна стать выразительной, непосредственной и живой.
Невозможно отделить связную речь от мыслей. Элементы речи связаны между собой, как и мысли. Связная речь представляет собой развернутое, наполненное смысловой нагрузкой высказывание. Именно благодаря связной речи происходит общение между людьми и формируется их взаимопонимание. Отражение мыслительной деятельности дошкольников также можно увидеть в связности, логичности и четкости его речи. По речи можно понять насколько дошкольник понимает и способен выразить свое понимание о чем-либо. Уровень речевого развития дошкольников можно оценить исходя их умения дошкольников строить свои высказывания.
Единство формы и содержания выступает основой для рассмотрения связной речи. Смещение аспектов восприятия в смысловую или в логическую сторону будет играть решающую роль при формировании грамматической правильности слов, уместности их употребления и их согласованности в предложениях и словосочетаниях. При сильном смещении в одну или другую сторону происходят нарушения, которые заключаются в неумении верно выбрать слова по смыслу, непонимании смысла слов, невозможности подбора слов и их некорректном звучании.
При этом следует уделять внимание и развитию формальной стороны речи. Количество информации, которое усваивает ребенок не должно превышать его способность речевого выражения. Можно сказать, что под связностью речи в данном случае будет пониматься возможность развернутого изложения определенной информации дошкольником. При этом оно должно быть грамотным, живым, логично структурированным и последовательным.
С.Л. Рубинштейн понимал под связностью речи понятную для слушателя или читателя адекватность оформления той или иной мысли, которую озвучивает человек. Исходя из этого, можно сказать, что понятность речи для собеседника представляет собой основу связной речи.
Под связной речью понимается такой тип речи, который в полной мере отражает все предметное содержание выражаемой мысли. Основой отсутствия связной речи могут выступать две причины. Одной из них выступает отсутствие осознания речевых связей у говорящего. Второй причиной может быть неполное отражение данные связей в речи говорящего.
В современной литературе существует несколько значений термина «связная речь»:
- процесс, который отражает деятельность говорящего по передаче своих мыслей;
- готовый продукт речевой деятельности, такой как фраза или текст;
- наименование соответствующего раздела в литературе, по развитию и изучению речи.
В данном случае высказывание представляет собой как саму речевую деятельность, так и ее результат. Основой любого высказывания является его смысловая нагрузка. При этом связная речь выступает как единая целостная система объединяющая как структуру высказывания, так и его смысл. Она состоит из логически законченных отрезков, которые логически связаны и тематически объединены между собой.
Существует два основных типа речи, такие как монологическая и диалогическая, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Диалогическая речевая форма, например, подразумевает под собой наличие односложных и неполных ответов, ввиду направленности на беседу двух или большего количества участников, задействованных в речевом процессе. Основными чертами диалогической речи могут являться жесты и мимика, восклицания или яркая эмоциональная окрашенность, интонационное выделение и междометия, или неполные предложения. Также для нее характерно умение как говорить, так и слушать, задавать вопросы и отвечать на них, использовать метод рассуждения, вступать в спор и пр.
Монологическая речь существенно отличается от диалогической. Она предусматривает четкость и взаимосвязанность речевых элементов, развернутость и полноту отражения мысли говорящего. Монологическая речь требует от говорящего полной сосредоточенности на основной мысли повествования, её эмоциональной окраске и живости передачи ее слушателям.
Оба данных типа речи различны по своим мотивам. Основой монологической речи выступают внутренние мотивы говорящего. При этом эмоциональный тон и полнота высказываний также зависят от него. В отличие от нее диалогическая речь мотивируется как внутренними, так и внешними мотивами поддержания общения с другими участниками диалога. Исходя из этого, следует сделать вывод, что монологическая речь является более сложной, так как она предусматривает большее количество усилий и осознанности мыслей со стороны говорящего. Эти особенные потребности, предъявляемые к говорящему называются речевым воспитанием.
При обучении младших школьников родному языку, крайне важно понимать эту взаимосвязь между монологической и диалогической формами речи.
Также следует разделять речь на контекстную и ситуативную. При этом ситуативная речь не отражает в полной мере все мысли говорящего, т.к. привязана к конкретной моментной наглядно представленной ситуации. Понять ситуативную речь возможно лишь при нахождении в данной моментной ситуации. Как правило, при ситуативной речи говорящими активно используется мимика, жесты, а также указательные междометия. В рамках контекстной речи, в отличие от ситуативной, ее смысл становится понятен слушателям их контекста. Ключевым отличием контекстной речи является то, что в ее основе лежат исключительно языковые средства, на которых и строится описание какого либо события или ситуации.
При определении понятия связной речи не лишним будет упомянуть о речи разговорной. Именно данный стиль речи характерен для использования дошкольниками, что играет наиболее важную роль в рамках данной работы. При этом зачастую данный стиль используется в формате диалоговой речи. Разговорная речь монологического типа более характерна для книжного стиля и в жизни встречается крайне редко.
Для дошкольников в рамках выработки связной речи, как отмечают психологи, особую роль играет взаимосвязь умственного и речевого воспитания дошкольников. Существует определенная взаимосвязь, которую можно выразить примерно так: мысля, ребенок учится говорить, а говоря, учится мыслить.
Связная речь представляет собой основу социализации дошкольников. Её основными функциями при этом выступают: процесс установления контакта ребенка с окружающими и регулирование его социальных аспектов поведения. Дополнительно связная речь оказывает влияние на эстетическое воспитание младших школьников. Связная речь помогает дошкольникам разнообразить их речевой опыт, развить выразительность и образность речи и мышления, выработать первичные навыки пересказа и изложения получаемой информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что связная речь является основой любых речевых действий дошкольников в процессе их развития. При этом дошкольники начинают понимать азы речевого изложения, четко и логично структурировать свои мысли и выстраивать свои высказывания, делая их более осознанными. Важно отметить тот факт, что все это не развивается самостоятельно, а требует грамотной направленности со стороны родителей и педагогов в детских садах и дошкольных учреждениях, логопедов и других специалистов в области развития речи у старших дошкольников. Именно систематичность позволяет дошкольникам гораздо быстрее выработать навыки связной речи и начать использовать их в процессе последующей коммуникации с окружающим их обществом.
Особенности развития в связной речи в дошкольном возрасте
Основой для развития связной речи среди дошкольников является усложнение их мышления в процессе усложнения их игровой деятельности и процесса коммуникации с обществом. Например, на первом году жизни происходит лишь подготовительный этап формирования речи и у ребенка заметны лишь первичные проявления речевых качеств. Первичные ответные голосовые реакции у дошкольников старшего возраста вызывает эмоциональное общение с окружающими его взрослыми. При этом данные голосовые реакции, в корне отличаются от крика. Крик является реакцией ребенка на раздражитель, в то время как голосовые проявления являются реакцией на эмоции других людей.
Ребенок изначально имеет возможность фокусировать свое внимание на чем-то одном: на игрушке, лице говорящего с ним человека и пр. в дальнейшем у него начинают проявляться эмоциональные реакции: улыбка, движения, звуки. Начинает вырабатываться потребность общаться и привлекать к себе внимание. Примерно в возрасте от 3 до 4 месяцев ребенок впервые начинает воспроизводить слышимые им звуки человеческого голоса. На первых этапах ребенок гукает и гулит (произносит короткие сочетания гласных – гы, кхы или агы и «поет» гласные а-а-а…или э-э-э… соответственно). Второе полугодие ребенок начинает лепетать. Происходит повторение изолированных слогов, таких как ма-ма, ба-ба (включающих твердые согласные). По мере развития речевого аппарата согласные смягчаются. Появляются мягкие изолированные слоги, такие как тя-тя, дя-дя и пр.
Следует сделать важное замечание. В данном возрасте слухом ребенок уже контролирует свой лепет самостоятельно. В данный период взрослым необходимо усиленно заниматься с детьми, чтобы они научились произносить те звуки, которые им будут предложены. Одним из ключевых средств, которые в дальнейшем помогут ребенку развить связную речь станет подражание. Для того чтобы у ребенка получалось подражать, у него происходит развитие слухового и речевого аппарата, а также умение слухового контроля звуков, которые он произносит.
Существует значительное количество методик для развития необходимых навыков у ребенка. Например, могут создаваться условия искусственной тишины. В это время все источники звука в ближайшем окружении ребенка исключаются. При этом оставляется один, к которому ребенок начинает прислушиваться. Это может быть голос, легкая игра на музыкально инструменте или мелодичный напев. При этом важно, чтобы объект присутствовал в поле зрения ребенка. При этом ребенку дается возможность произносить привычные для него звуки, и проговариваются новые, которым его стараются научить в рамках подражания. Все данные приему значительно облегчают развитие связной речи у дошкольников старшего возраста на начальных этапах речевого формирования в целом.
К концу года в речи малыша появляются слитно произнесенные слоги-слова. К году ребенок первой группы раннего возраста должен уметь выговаривать около 10 слов, легких для произношения (в том числе и упрощенные: ту-ту, ав-ав и др.). На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово, затем произвольно повторять его при восприятии предмета и, наконец, с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, чтобы ребенок употребил слово в осмысленной ситуации.
Ребенок очень рано осваивает слово вместе с присущим ему значением. Но понятия, которые обозначаются данным словом и представляют собой обобщенные образы, будут усваиваться, и углубляться постепенно, с развитием ребенка, помогая ему быстро и успешно ориентироваться в окружающих условиях.
Речь ребенка раннего возраста ситуативна по своему характеру; она отрывочна, экспрессивна. Такая речь, помимо слов, содержит звукоподражания, жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации.
Ситуативность речи сохраняется и в младшем дошкольном возрасте. Затем постепенно речь становится связной, контекстной. Появление этой формы речи объясняется задачами и характером общения ребенка с окружающими. Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требуют более развернутой речи, и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний.
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми в сверстниками создает благоприятные условия для развития речи обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дошкольники могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). Малыш правильно строит простые предложения, используя разные слова и различный их порядок: Лиля будет купаться; Гулять хочу; Я питъ молоко не буду. Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...).
Для дошкольников в возрасте 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.
Дошкольники чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?) Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).
Дошкольники постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно излагают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дошкольники, особенно в старшей группе, еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито.
Таким образом, развитие связной речи старших дошкольников осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи у дошкольников старшего возраста. У них развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, явля...
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста
Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через работу с песком, на основе закрепления лексического материала.»
Для детей подготовительной группы. Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:- во-первых, происходит обогащение словаря, которые...