Теоретические основы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portf-statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной темы состоит в том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.
Исследования свидетельствуют о том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.), причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, т.к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. Рождение здорового ребенка в настоящее время стало редкостью, растет число недоношенных детей, детей с врожденными аномалиями, с речевыми расстройствами.
Движения в любой форме, соответствующие возрастным возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, существенной стороной действия которого является повышение эмоционального тонуса. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.
Особенности развития двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «Здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «…от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы». Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей; (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.
Двигательные умения и двигательные навыки являются последовательными ситуациями на пути формирования двигательного действия. В результате неоднократного повторения действия двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык. «Двигательное умение- это действие, не доведенное до значительной степени автоматизации. Двигательный навык – это такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики, навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений».
Формирование двигательного навыка является многоступенчатым процессом: от элементарных умений, составляющих основу целесообразной деятельности человека и ставших в результате неоднократного повторения навыками, осуществляется переход к «синтезированию целого ряда навыков в умения более высокого порядка». Это происходит через отрицание элементарного умения навыком, а затем более совершенным умением. Навык в этой многоярусной системе произвольных движений есть не что иное, как освоенное умение решать тот или иной вид двигательных задач (Н.А.Фомин,1982,Э.Я.Степанкова,2001). А.Н.Крестовников выделил фазы формирования двигательного навыка (объединение отдельных частей в целостное действие, устранение «лишних» движений, совершенствование навыка), которые присущи любому виду человеческой деятельности (деятельность осуществляется через создание целостного действия, его закрепление и последующее совершенствование).
Выработка двигательного навыка – это «не заучивание постоянной формулы движения, а лишь предпосылка дальнейшего совершенствования его координационных элементов. Стабилизация навыка должна находить свое проявление в способности решения двигательной задачи наиболее соответствующими ситуации способами».
Одним из теоретических оснований формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста является теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе двигательных действий, которую на основе многоуровневой теории построения двигательных действий Н.А. Бернштейна разработал П.Я. Гальперин. Суть данной теории заключается в том, что у ребенка первоначально формируются знания об изучаемом действии (зрительный образ), на основе которых складываются представления об изучаемом двигательном действии, которые способствуют формированию сначала двигательного умения, а затем двигательного навыка .
Способности человека формируются в деятельности (С.Л. Рубинштейн), следовательно, двигательные способности (физические качества и двигательные умения, навыки) формируются в двигательной деятельности. Следовательно, двигательные способности ребенка старшего дошкольного возраста в должной степени формируются в процессе разнообразной физкультурно-спортивной деятельности, организационной основой которой является оптимальный двигательный режим, позволяющий удовлетворить естественную потребность в движении каждому ребенку в зависимости от его двигательных потребностей и возможностей, и включающий в себя разнообразные виды двигательной деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно отметить, что для достижения высокого качества работы по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста, рекомендуется среди прочих методик, особое внимание уделить модернизации содержания работы по физической культуре на основе внедрения личностно ориентированных педагогических технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...
Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста
Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
«Теоретические основы развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексико-грамматической, связной речи. Отсюда сл...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие связной речи и ее основные компоненты. Особенности развития в связной речи в дошкольном возрасте....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ БУМАГОПЛАСТИКИ
Описание возможных техник апликации которые можно применить для работы с детьми старшего возраста...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ БУМАГОПЛАСТИКИ
рассказывается о примененинии техник аппликации...