Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы
консультация по логопедии (средняя группа)
Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре соблюдая единые требования к детям с речевой патологией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_-logopeda_i_vospitatelya_kombinirovannoy_gruppy_1.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре соблюдая единые требования к детям с речевой патологией.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ по преодолению речевых нарушений у детей
Старший воспитатель - Составление годового плана с учетом планируемых мероприятий всех специалистов. -Организация и проведение педсоветов, семинаров. - Руководство деятельностью ПМПк ДОУ. - Разработка и контроль ведения документации. - Контроль соблюдения режима. - Анализ проведения групповых, индивидуальных занятий. - Контроль за повышением квалификации педагогов. | Учитель-логопед - Постановка диафрагмального речевого дыхания. - Коррекция дефектных звуков, постановка отсутствующих. - Автоматизация правильных звуков. - Работа над остальными компонентами речевой системы. | Педагог-психолог - Соблюдение единого речевого режима. - Развитие и коррекция познавательных, психических процессов. - Выполнение с детьми графо-моторных упражнений, заданий на развитие мелкой моторики. - Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников. |
Родители - Соблюдение единого речевого режима. - Выполнение домашних заданий и рекомендаций логопеда. - Соблюдение режима работы ДОУ. | РЕБЕНОК | Воспитатель - Создание развивающей среды. - Соблюдение единого речевого режима. - Закрепление пройденного материала по заданию логопеда. - Развитие мелкой моторики. – Развитие психических процессов. - Развитие познавательной деятельности. |
Музыкальный руководитель - Соблюдение единого речевого режима - Развитие чувства ритма, темпа. - Работа над дыханием. -Развитие артикуляционной моторики. - Развитие общей и мелкой моторики. - Согласование речи с движением. | Инструктор по физическому воспитанию -Соблюдение единого речевого режима. - Развитие общей моторики. - Развитие дыхания. - Развитие координации движений |
Подключение всех специалистов ДОУ к коррекционному процессу, позволяет всесторонне, в более сжатые сроки преодолеть речевые нарушения у детей. Активизация деятельности педагогов в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников при повышении их специальной методической подготовки позволяет повысить эффективность комплексной логопедической работы. Взаимодействие с ребенком - учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, помогает решать не только речевые задачи, но и объективно учитывать индивидуально-типологические особенности детей при разработке индивидуальных программ коррекционной работы.
Основная нагрузка по преодолению речевых нарушения ложится на логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед:
- является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, составляет перспективный план фронтальных занятий и индивидуальные планы работы с каждым ребенком (в речевой карте), коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему бучению в школе;
- консультирует воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию.
- своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников;
- способствует всестороннему развитию речи;
- координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями, взаимодействует с педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре;
- проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии в соответствии с календарным планом. Длительность таких занятий не должна превышать 10—15 минут;
- распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей (законных представителей);
- ведет необходимую документацию:
1) Речевая карта на каждого воспитанника;
2) Карта уровня развития речи детей/экран звукопроизношения;
3) Годовой план;
4) Папка взаимосвязи с учителя-логопеда с воспитателями по формированию фонетических и лексико-грамматических средств языка;
5) Папка взаимосвязи с учителя-логопеда с родителями. Рекомендации для закрепления полученных знаний, умений и навыков по формированию лексико-грамматического строя речи и фонетических средств языка;
6) Папка взаимосвязи с учителя-логопеда с узкими специалистами;
7) Аналитические отчеты о результатах коррекционной работы и рекомендации после каждого диагностического периода;
8) Отчет об эффективности логопедической работы за год (в конце учебного года). Годовой отчёт.
9) Циклограмма деятельности.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы логопеда являются подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия проводятся в соответствии с учебным планом, режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Индивидуальные занятия организовываются ежедневно, периодичность посещения каждым ребенком составляет не менее 2-3 раз в неделю (в зависимости от тяжести речевого дефекта).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе. Периодичность подгрупповых занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей в соответствии с индивидуальной программой. Продолжительность подгруппового занятия составляет 25-30 минут, продолжительность индивидуального – 15-20 минут с каждым ребенком.
Ежедневно, во второй половине дня, проводятся подгрупповые (20-25 мин.) и индивидуальные (5-7 мин.) занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда (логопедический час). Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя, а также результаты коррекционной работы отражается в папке «Взаимодействия логопеда и воспитателя».
Алгоритм работы с детьми с ТНР
Этап логопедической работы | Основное содержание работы | Результат |
Организационный |
| Разработка индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и семье, подгрупповой работы с детьми, имеющими сходную структуру речевого нарушения или уровень речевого развития. |
Основной |
| Достижение позитивного эффекта. |
Заключительный |
| Решение о прекращении (продолжении) логопедической работы с ребенком или об изменении ее характера, корректировка индивидуальных и подгрупповых задач. |
Методы и приемы логопедического воздействия
Практические методы | Наглядные методы | Словесные методы |
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука и т.д.
Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
Используется при устранении оптической дисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
| Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений. | Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.). |
Игровой метод (сюжет, роль, игровые действия) в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. | Воспроизведение аудио записей, сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудио записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы. | Предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков. |
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. | Видео материалы, презентации используются при автоматизации звуков речи по время беседы при пересказе содержания. | Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. |
Средства логопедического воздействия
Обучение — процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.
Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.
Коррекция нарушений речи — это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.
Компенсация — это восстановление или замещение утраченных функций посредством их перестройки или использования сохранных функций.
Адаптация — приспособление ребенка с патологией к условиям общества.
Профилактика речевых нарушений — совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.
Формы работы учителя-логопеда
- Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с детьми.
- Взаимосвязь с семьями воспитанников.
- Совместная деятельность с воспитателями и специалистами ДОУ.
- Организация предметно-развивающей среды.
Воспитатель комбинированной группы:
- закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе;
- обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников;
- развивает у детей игровую и театрализованную деятельность;
- развивает у детей продуктивные виды деятельности;
- планирует (совместно с учителем-логопедом) и проводит общеобразовательные занятия со всей группой детей;
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы;
- закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
- обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов;
- выполняет рекомендации педагога-психолога по развитию познавательной, мотивационной и произвольной сфер психики детей;
- развивает общую и мелкую моторику (учитывает рекомендации учителя-логопеда, инструктора по физкультуре);
- осуществляет взаимодействие в коррекционно-образовательной работе с учителем-логопедом, педагогом-психологом, вторым воспитателем группы, музыкальным руководителем;
- консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
- создаёт доброжелательную обстановку в группе;
- ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний;
- ведёт необходимую документацию:
1) План воспитательно-образовательной работы с детьми;
2) Педагогическая диагностика развития детей;
3) Папка взаимосвязи воспитателей с учителем-логопедом;
4) Аналитический отчет о результатах работы за год (в конце учебного года).
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе позволяет достичь постановленных целей и задач, с учётом интеграции образовательных областей. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет строить образовательный процесс и учитывать специфику групп комбинированного вида. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в центрах развивающей предметно пространственной среды группы.
В группах для детей с нарушением речи воспитатель планирует виды совместной образовательной деятельности взрослого и детей на месяц, неделю и на каждый рабочий день месяца.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы, применяемые педагогами ДОУ для всех направлений работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям дошкольников представлены в таблице.
Модель описания форм, способов, методов и средств реализации Программы.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | |||
Простые формы обучения | Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, стихов, диалог, монолог, чтение литературных произведений, развивающие образовательные ситуации, составление рассказов (описательных, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, из личного опыта), экскурсия, викторина. | ||
Составные формы обучения | НОД, проекты, экспериментирование, драматизация, конкурсы, праздничные вечера и др. | ||
Комплексные формы обучения | дни открытых дверей, недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. | ||
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ | |||
Фронтальный | Подгрупповой | Индивидуальный | |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (Выготский Л.С.) | |||
Материальные Книги, учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, ТСО и т.д. | Идеальные Средства коммуникации, основные виды детской деятельности. | ||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | |||
Наглядные | Словесные | Практические и игровые | |
наблюдение, демонстрация, использование ТСО | объяснение, рассказ, чтение, беседа | упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование | |
Методы обучения в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми | |||
1. Организованная образовательная деятельность | |||
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры - драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера; - просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; - чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; - создание ситуаций педагогических, морального выбора, беседы социально - нравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми; - наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке, сезонные наблюдения; - изготовление предметов для игр, познавательно - исследовательской деятельности, создание макетов, украшение предметов для личного пользования; - проектная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование; - оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно - прикладного искусства, книг с иллюстрациями, выставок детского творчества; - викторины, сочинение загадок; - инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера; - рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений искусства, обсуждение средств выразительности; - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок и т.д.; - слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; - подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов; - пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни; - танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально- ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, хороводы; - физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические. | |||
2. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов | |||
физическое развитие: подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня, оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков; социально - коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым, участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов, анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации; речевое развитие: создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов, ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, беседы, рассказы, игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные, беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры; познавательное развитие: тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, практические упражнения, прогулки по экологической тропе, активизация саморазвития ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности исходя из своих потребностей, опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование; художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек, слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др. | |||
3.Мероприятия групповые, межгрупповые совместно с родителями | |||
- физкультурные досуги (проводятся 1 раз в месяц); - спортивные праздники (проводятся 2 раза в год); - соревнования; - дни здоровья; - тематические досуги; - праздники; - театрализованные представления; - смотры и конкурсы; - экскурсии. | |||
| |||
- физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры; - социально - коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; - познавательное развитие: игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые), рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, самостоятельная конструктивная деятельность, объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобочика, наборы кубиков, наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, коллекции), дидактические игры на развитие психических функций - мышления, внимания, памяти, воображения, образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т.д.), образно-символический материал (головоломки, лабиринты), нормативно-знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.), развивающие игры с математическим содержанием, домино, шашки, шахматы, коллекции, настольно-печатные игры, энциклопедии; - речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; развивающие настольно - печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры; - художественно - эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. |
Тесное взаимодействие в сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи начинается на организационном этапе. Воспитатель обращает внимание учителя логопеда, а детей, нуждающихся в логопедической помощи. Вместе они проводят диагностическое обследование, выстраивают взаимодействие с родителями.
Логопед совместно с воспитателем составляет адаптированную образовательную программу на каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Опираясь на рекомендации логопеда, воспитатели выстраивают предметно-развивающую среду, оборудуя речевой центр.
На основном этапе воспитатель выстраивает индивидуальную работу с каждым ребенком на основе рекомендаций логопеда, используя материалы речевого центра и материалы логопедического кабинета.
В комбинированных группах проводятся мероприятия с участием логопеда.
В середине и в конце учебного года логопед совместно с воспитателем проводят анализ эффективности коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников....
Журнал взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе комбинированной направленности.
В журнале предусмотрена как фронтальная, так и индивидуальная работа по заданию логопеда и включает в себя следующие разделы: * Тема на неделю * Упражнения на развитие артикуляционной моторики и ды...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Взаимодействие учителя -логопеда и воспитателя комбинированной группы
Педагогическое воздействие при преодолении ТНР процесс длительный. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, которая позволит осуществлять взаимосвязь и прее...
Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11
Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).
Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...