"Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия"
консультация по логопедии

Посохова Римма Владимировна

     Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛОГОПЕДА

"Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия"

        Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
     Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
     В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.
    Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.  Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.
Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Дислалия

Функциональная дислалия - (греч. dys - нарушение + греч. lalia - речь) нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения функциональной дислалии:

  • Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
  • Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Как правило, вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая или с диалектными особенностями речь;
  • Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;
  • Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не поправляют его ошибок;
  • Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдается затруднение в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих;
  • Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;
  • Функциональная дислалия также может быть вызвана снижением слуха. Чаще всего при этом наблюдаются затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных;
  • Еще одной причиной функциональной дислалии может быть недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в половине случаев отмечается нарушение звукопроизношения;

Механическая (органическая) дислалия - (греч. dys - нарушение + греч. lalia - речь) нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения механической (органической) дислалии:

  • Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
  • Неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
  • Толстые губы, часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
  • Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
  • Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

Когда обращаться к логопеду

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
  • 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
  • 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
  • 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
  • 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
  • 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
  • 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
  • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи! 
  • Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым. 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. "Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек.
  2. "Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.
  3. Чередовать упражнения N1 и N2
  4. "Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повт. 3 раза.
  5. "Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не      должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-10сек.
  6. "Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая         им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.
  7. "Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).
  8. "Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  9. "Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
  10.  "Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.
  11.  "Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.
  12.  "Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)
  13.  "Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т.е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.
  14.  "Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук  5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.

Памятка родителям.

1.Развитие слухового внимания
Игра "Тихо-громко!"
Цель: развитие координации чувства ритма
Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)
Описание игры
Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
2. Развитие фонематического слуха
Игра "Красный- белый"
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый)
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
3. Развитие физиологического дыхания.
Игра "Капитаны"
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п:" -  губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.
Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).
4. Развитие голоса
Игра "Вьюга"
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя  "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.
5. Развитие речевого дыхания.
Игра "Придумай фразу"
Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование: сюжетные картинки из лото "Что мы делаем"
Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает одну короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить одну фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение, Таня играет на улице и добавляет в песочнице.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладевают правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия

Особенности поведения детей-дизартриков....

Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия

Особенности поведения детей-дизартриков....

Особенности развития детей с речевыми нарушениями.

Знакомство с данным материалом будет полезно всем педагогам, которые работают с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Информация презентации может использоваться при подготовке к педагогическим с...

Особенности обучения детей с речевыми нарушениями английскому языку в ДОУ.

Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок овладевает ...

Особенности развития детей с речевыми нарушениями

Особенности развития детей с речевыми нарушениями...

Особенности поведения детей с речевыми нарушениями

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...