Особенности развития детей с речевыми нарушениями.
презентация по коррекционной педагогике на тему
Знакомство с данным материалом будет полезно всем педагогам, которые работают с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Информация презентации может использоваться при подготовке к педагогическим советам, различным семинарам, где актуальным будет рассмотрение особенностей развития познавательной, эмоционально-личностной сферы детей с нарушениями речи, особенности их игровой деятельности, общения со сверстниками, взрослыми и т.д. Презентация была представлена на городском методическом объединении , где аудиторию слушателей составляли учителя-логопеды, воспитатели, работающие на речевых группах, педагоги-психологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_v_rechevymi_narusheniyami_4.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При подготовке данного материала, преследовала следующие цели: Познакомить педагогов с особенностями развития детей, которые имеют речевые нарушения. 2) Уменьшить в некоторой степени внутреннее напряжение, связанное с работой с данной категорией детей. 3) Принять ситуацию.., осознать эти особенности детей и выстраивать дальнейшую коррекционно-развивающей работу с учетом новых полученных сведений.
Особенности развития познавательной сферы детей при нарушениях речи . Общие особенности деятельности при нарушениях речи. Особенности игровой деятельности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми . Особенности эмоционально – личностной сферы детей. Формирование личности при нарушениях речи. Организация коррекционно-развивающей работы .
I. Особенности развития познавательной сферы детей. Внимание у детей с нарушениями речи характеризуется : неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания. Все виды контроля за деятельностью часто не сформированы или значительно нарушены. При зрительном восприятии затруднения появляются при узнавании предметов в условиях наложения, зашумления. При ориентировки в пространстве затрудняются в различении понятий «справа», «слева», сложно ориентироваться в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Нарушение функции речедвигательного анализатора существенно влияет на слуховое восприятие фонем. Дети не опознают тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. В результате звук узнается неправильно, что приводит к неправильному его произношению.
Зрительная память практически не отличается от нормы, за исключением запоминания геометрических фигур. Наблюдается снижение функции слуховой памяти. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия и не спросит еще раз, что делать. Мышление. Дети с речевой патологией отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего, умозаключением по аналогии. Для них характерна медленная прогностическая деятельность. Воображение . Сложно выполнять творческие задания.
Общая моторика тела и рук. Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильная, скорость и ловкость снижены. Становление всех психических функций у детей с речевыми нарушениями происходит не только замедленно , но и искаженно. Характер этих повреждений носит временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия о бучения и развития таких детей.
II. Особенности деятельности при нарушениях речи. Для деятельности характерны: 1. Импульсивность действий. 2 . Малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания. 3. Нарушение или утрата программы деятельности ( хаотичность действий). 4. Низкая продуктивность деятельности.
5. Ярко выраженные трудности в оречевлении деятельности, которые иногда принимают форму грубого несоответствия речи и действия. 6. Предъявляемое педагогом требование непременно объяснить выполнение каждой операции может вызвать наступление эмоционального срыва ( отказ от деятельности, слезы, усталость, молчание) ( рекомендуется последовательное проговаривание действий)
III . Особенности игровой деятельности Сюжетная игра находиться на значительно более ранних этапах своего становления. Поэтому сюжетная игра как совместная деятельность достаточно долго не возникает. 2. Зачастую и гра носит неречевой характер. 3. Большинство детей испытывают существенные трудности в создании воображаемой ситуации и принятии на себя роли. 4.Сюжет игры не выходит за пределы бытовой темы и является ситуативным, нестойким. 5 . В целом, игра носит нетворческий характер .
6. У детей с алаллией игры носят однообразный, подражательный характер, они держаться в стороне или выполняют только подчиненные роли, во время игры чаще произносят только названия предметов, а не действия с ними. 7. При овладении дидактической игрой большинству детям с речевыми нарушениями очень сложно одновременно ориентироваться на игровую и дидактическую задачи. Игровая деятельность у детей с речевой патологией складывается только: - при целенаправленном обучении игре , - во время которого происходит расширение словаря и - получение нового игрового опыта у детей. Взрослому важно направлять игру при обязательном повседневном руководстве ею.
IV . Особенности общения со сверстниками и взрослыми . 1. У детей данной категории снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. 2. Новый человек привлекает их внимание гораздо меньше, чем новый предмет. 3. Большинство детей обнаруживают повышенную тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. 4. В случае затруднений в деятельности такие дети склонны прекратить работу , чем обратиться к взрослому за помощью. 5. Эти дети редко обращаются к взрослым за помощью, проявляя какой-либо познавательный интерес , личностные контакты со взрослым тоже редкость.
6. Дети не стремятся получить от взрослого развернутую оценку своих качеств. 7. По собственной инициативе эти дети редко обращаются за одобрением, но очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. 8. !! Если общение со взрослым окрашено в эмоционально положительные тона, то ребята стремятся сделать его более продолжительным во времени, они становятся более продуктивны в своей деятельности, реже ссылаются на усталость.
V. Особенности эмоционально – личностной сферы детей, имеющих речевые нарушения. 1. Высокий уровень тревожности . 2. Слабая эмоциональная устойчивость – частая смена настроения. 3. Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. 4. Агрессивность поведения и его провоцирующий характер. 5. Трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий. 6. Суетливость.
7 . Неуверенность. 8. Различные страхи. 9. Манерничанье. 10. Фамильярность по отношению к взрослому. 11. Частое непонимание социальной роли и положения окружающих. 12. Недостаточная дифференциация лиц и вещей. 13. Сложности в различении важнейших черт межличностных отношений (оттенки эмоций, чувств и отношений).
VI Формирование личности при нарушениях речи. Раннее младенчество (от 0-1 года): при нарушениях доречевого развития у ребенка наблюдается замедленный темп формирования всех психических функций. Позднее младенчество (1-3 года): дети с речевой патологией характеризуются неуверенностью в себе, гипертрофированным чувством стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих возможностях. У таких детей имеется сильное желание скрыть от окружающих свой недостаток. Раннее детство (3-5 лет): у детей с нарушениями речи отмечаются пассивность, подавленность, низкая речевая активность, инфантильная зависть к другим детям.
Среднее детство (5-11 лет): у детей с речевой патологией возникает чувство тщетности прилагаемых усилий, собственной неполноценности. Слаборазвиты трудовые навыки. Наблюдается избегание сложных заданий, требующих речевой активности, ситуаций соревнования с др. детьми. Отрочество (11-20 лет): для подростков с речевой патологией характерны неустойчивость социальных ролей, лабильность (подвижность)в моральных и мировоззренческих установках. (из-за личностных детских проблем )
VIII . Организация коррекционной работы. Чрезвычайно важно установление доброжелательных отношений между ребенком и педагогом. Это создает предпосылки того, чтобы ребенок активно наблюдал за действиями педагога, подражал ему и выполнял необходимые задания. Психокоррекционная работа по преодолению нарушений строится в двух направлениях: 1. Развитие познавательной сферы. Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Дети с речевыми нарушениями все же обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, и в дальнейшем в школе показывают относительно хорошую обучаемость. Однако в дошкольном возрасте, они выполняют задания значительно лучше с помощью взрослого, чем самостоятельно.
Мы живем как можем, а они – как мы поможем. Успехов всем. Терпения и мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности поведения детей с речевым нарушением - дизартрия
Особенности поведения детей-дизартриков....
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...
Особенности развития детей с речевыми нарушениями
Особенности развития детей с речевыми нарушениями...
Семинар для педагогов "Особенности социально-личностного развития детей с речевыми нарушениями"
Семинар для педагогов "Особенности социально-личностного развития детей с речевыми нарушениями"...
Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста
Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста...
Особенности развития детей с речевыми нарушениями
Консультация для родителей...
Особенности развития детей с речевыми нарушениями
Особненности развития детей с речевыми нарушениями....