Планирование кружка "Говори правильно 4-5 лет"
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)
Календарное планирование логопедического кружка для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_govori_pravilno_4-5l.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482
План по месяцам кружка
«Говорим правильно»
для детей 4 – 5 лет
на 2021 - 2022 учебный год.
Воспитатель - Иванова Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции. Программа логопедического кружка «Говорим правильно» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет.
При составлении программы были использованы методические разработки В.А. Кныш, М.Ю. Картушиной, О.И. Крупенчук, Т.А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня, всего 60 занятий (с середины сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говоруша. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования
- Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы су-джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными ковриками, мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Систематические занятия по данной программе способствуют:
- коррекции звукопроизношения;
- развитию просодической стороны речи,
- формированию слоговой структуры слова;
- коррекции лексико-грамматической стороны речи;
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
К концу года воспитанник средней группы (5 год жизни) должен уметь:
- Четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.
- Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных звуков.
- Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У, О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.
- Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
- Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
- Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть любой из вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал ясно и отчетливо.
- Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
- Правильно формулировать собственное высказывание.
- Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах, пересказывать короткие тексты.
Перспективный план занятий
кружка «Говорим правильно»
на учебный год
Месяц | Тема | Цели и задачи | Кол-во часов |
Сентябрь | Огород. Овощи | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
Огород. Овощи | Обучение правильной четкой артикуляции звука «А»,. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 | |
Октябрь | Сад. Фрукты | Обучение правильной четкой артикуляции звука «У», Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Бегемотик», «Хомячок», «Улыбка»,«Хоботок» | 2 |
Сад. Фрукты | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – У». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Заборчик», «Хоботок», «Заборчик» - «Хоботок» (чередование), «Накажем непослушный язычок» | 2 | |
Дары осени | Обучение правильной четкой артикуляции звука «О». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Иголочка | 2 | |
Осень | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У». Развитие слухового восприятия и внимания, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование) | 2 | |
Ноябрь | Как звери к зиме готовятся | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ы». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка» (чередование), «Расчёска» | 2 |
Почему медведь зимой спит | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У – Ы». Развитие фонематического слуха, слухового внимания, восприятия, силы и высоты голоса. Развитие дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения «Щётка», «Вкусное варенье» | 2 | |
Игрушки | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Э». Развитие слухового внимания, чувства ритма. Развитие дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Часики», «Качели» | 2 | |
Игрушки | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У – Ы – Э». Развитие слухового восприятия и внимания, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Лошадка», «Грибок» | 2 | |
Декабрь | Зима | Обучение правильной четкой артикуляции звука «И». Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Грибок», «Чашечка» | 2 |
Зимние забавы | Обучение правильной четкой артикуляции звука «М». Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Грибок», «Чашечка» | 2 | |
Новый год к нам идет | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «И – М». Развитие слухового внимания, чувства ритма, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки, связной речи. Обогащение словаря. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. Логопедические упражнения: «Чашечка», «Гармошка» | 2 | |
Январь | Рождество | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Б». Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Дятел» | 2 |
Зимняя царица | Обучение правильной четкой артикуляции звука «П». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа, ритма и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Маляр», «Дятел» | 2 | |
Дикие животные | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Б – П». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, чувства ритма, темпа и координации речи и движений, логического мышления, связной речи, обогащение словаря. Логопедические упражнения: «Футбол», «Парус» | 2 | |
Февраль | Как медведь сам себя напугал | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Д». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря . Логопедические упражнения: «Индюк», «Пароход гудит» «Трубочка» | 2 |
Домашние животные | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Т». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Трубочка», «Горка» | 2 | |
Кто какую пользу приносит | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Д – Т». Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков, Развитие дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря четкой артикуляции звуков «Д – Т». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков и их символов, Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Логопедические упражнения: «Горка», «Киска лакает молочко» | 2 | |
«Говоруша» идет в армию» | Закрепление правильной четкой артикуляции звуков «Д – Т». Обучение правильной четкой артикуляции звуков «К», «Г». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков и их символов, Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Развитие внимания, быстроты реакции. Логопедические упражнения: «Киска лакает молочко», «Вкусный мёд» | 2 | |
Март | Мамин праздник | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Г». Развитие фонематического восприятия, дыхания, силы и высоты голоса, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Дятел» | 2 |
Посуда. Продукты питания | Обучение правильной четкой артикуляции звука «К». Развитие фонематического восприятия, звуковысотного слуха, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, грамматики, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Лошадка», «Приклей конфетку» | 2 | |
Транспорт | Обучение правильной четкой артикуляции звука «В». Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Чашечка», «Гармошка» | 2 | |
Весна | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ф». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Парус», «Пароход гудит» | 2 | |
Апрель | Перелетные птицы | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «З – З’». Развитие фонематического восприятия, дыхания и силы голоса, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Трубочка», «Чашечка» | 2 |
Космическое путешествие | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «С – С’». Развитие фонематического восприятия, звуковысотного слуха, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, грамматики, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Трубочка», «Чашечка» | 2 | |
Насекомые | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ц». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Дятел», «Болтушка» | 2 | |
Цветы | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ш». Развитие фонематического восприятия, дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: Упражнения «Трубочка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка»; чередование упражнений «Лопаточка» - «Чашечка». | 2 | |
Май | Семья | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ж» Развитие фонематического восприятия, дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Ступеньки» «Катушка», «Мостик» | 2 |
Итоговое занятие. Сюрпризы от смешариков | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ч – Щ». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря Логопедические упражнения: «Барабанщик», «Болтушка» «Змейка» | 2 |
Список используемой литературы
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
- Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
- Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по организации правильного питания детей.
Перспективное планирование по организации правильного питания детей для младшей группы....
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста от 6 до 7 лет на 2013-2014 учебный год по программе "Разговор о правильном питании"
При разработке комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию культуры здоровья, здорового питания по теме: «Если хочешь быть здоров». И...
Перспективное планирование факультативных занятий в старшей группе по курсу «Говорим и развиваемся» по методике автора Г.В.Романовой «Формирование правильной дикции у дошкольников»
Методическая разработка на тему «Формирование правильной дикции у дошкольников» (факультативные занятия) по курсу «Говорим и развиваемся» предназначена для воспитателей старших или подготовитель...
Рекомендации "Планирование работы с воспитанниками по формированию правильного произношения"
В рекомендациях кратко изложена организация работы по формированию правильного звукопроизношения у воспитанников. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дошкольных образовательных организа...
Планирование работы кружка по теме «Разговор о правильном питании» для детей старшей группы (5-6 лет)
Планирование работы кружка по теме «Разговор о правильном питании» для детей старшей группы (5-6 лет)...
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы....
Перспективное планирование по формированию основных представлении о правильном питании детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планированиепо формированию основных представлении о правильном питании детей старшего дошкольного возраста....