Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 комбинированного вида  

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений

для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы

на 2017 – 2018 учебный год

Составила: воспитатель Серякова Ольга Сергеевна

г.о.г. Шахунья

2017 г.

Месяц,

неделя

Лексическая тема

Формирование лексико-грамматических категорий

Дидактические игры и упражнения

Сентябрь

1 – 2 неделя

Обследование детей

Сентябрь

3 неделя

Семья

Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов –Из –За -Через- Составление рассказа по сюжетной картинке.

«Подбери признаки» (бабушка – добрая, ласковая, старая, мама – молодая, умная, заботливая)

«Подбери действия» (мама – заботится, готовит, стирает, работает)

«Образуй признаки» (от предмета) (папа – папин, бабушка – бабушкин, мама – мамин)

«Назови ласково»

«Назови предмет»,

«Куда ни пойдешь – предметы найдешь»

«Живые – неживые»

«Жили были Гном и Гномик»

«Три рейки»                                                                                                                                                                                                    

Сентябрь

4 неделя

Перелетные птицы

Согласование существительных с числительными. Распространение предложений путем введения однородных определений. Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке.

«Назови ласково» (соловей – соловушка; скворец – скворушка)

«Подбери признак» (ласточка – проворная, быстрая, заботливая, красивая)

«Назови птенцов» (аист – аистенок)

«Подбери родственные слова» (гусь – гусенок, гусиный)

«Улетают – не улетают»

«Кто как кричит?»

«Скажи иначе»

«4 – лишний»

«Где,  чей дом?»

«Узнай по описанию»

«Исправь ошибку»

«Все предметы совершают действия»                                                                                                                                                     «Что делают предметы?»

 «Что делал? Что делала? и Кто, что делал,  расскажи…»

Октябрь

1 неделя

Золотая осень. Признаки осени.

Усвоение предлогов –К -От- и их дифференциация в речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

«Что бывает осенью?»

«Один - много»

«Осенние листья»

«Посчитай от 1 до 10»

«Один – много»

«Волшебная палочка»

«Соблюдай порядок»

«О чем мечтают?»

Октябрь

2 неделя

Огород. Овощи.

Согласование существительных с прилагательными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Еж и ежик» (Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т. д., а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

«Чудесный мешочек»

«Загадки Зайца»

«Один - много»

«Назови ласково»

«Какой овощ пропустили?»

«Поваренок»

«Угадай, чего не стало»

«Вершки-корешки»

«Собираем урожай»

«День рождения зайца» «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ»

Октябрь

3 неделя

Сад. Фрукты.

 Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий.

«Что в корзинке?»

«Чудесный мешочек»

«Соберем фрукты в саду»

«Магазин «Фрукты»

«Один - много»

«Назови ласково»

«Собираем урожай»

«Вкусное варенье» (вкусный джем)

«Угадай, чего не стало»

Октябрь

4 неделя

 

Лес. Ягоды. Грибы.

 

Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, настоящего времени (она взяла, он взял).

«Раскрасим предметы»

«Найди нужный цвет»

«Какие бывают предметы?»

«Повар»

«4 – лишний»

«Посчитай от 1 до 10»

«Один – много»

«Вкусное варенье» (вкусный джем)

«Угадай, чего не стало»

«Где, что можно делать» (Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать).

Ноябрь

1 неделя

Одежда.

Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий.

«Подбери действия»

 «Подбери признаки»

(платье – новое, нарядное, праздничное, летнее, красивое)

 «Посчитай от 1 до 10»

«Чего нет у Тани?» (Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.) А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто).

 «Один – много»

«Подбери родственные слова»

(обувь – обувной, обуваться, обутый)

«Назови ласково»

«Что из чего, какое?»

«Эхо»

«Кто это делает?»

«4 – лишний»

«Чего не хватает?»

Ноябрь

2 неделя

Обувь.

Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними.

Ноябрь

3 неделя

Игрушки.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Согласование количественных числительных и существительных.

«Подбери признаки» (мяч – большой, красивый, резиновый, игрушечный, футбольный)

«Подбери действия» (мяч – летает, прыгает, падает, подскакивает)

«Назови ласково»

«Подбери родственные слова» (кукла – кукольный, куколка, кукольник)

«Подбери предметы к признакам» (плюшевый – мишка, зайка)

«Образуй признаки от действия» (играть – играющий)

«Наоборот» (подбор антонимов)  

«Почини сломанные игрушки»

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Запомни, положи»

«Отгадай по описанию»

«Магазин игрушек»

«1-2-5» «Узнай на ощупь»

«Какой по счету?»

«Чей, чья, чье?»

«Бюро находок»

Ноябрь

4 неделя

Посуда.

Образование родственных слов. Усвоение предлогов –В -Из- За и их дифференциация в речи. Развитие навыков словообразования. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них. Составление рассказа по серии картин.

«Водичка» (Я наливаю воду из чайника в чашку; Я выливаю воду из чашки в кастрюлю)

«Угостим медведей чаем»

«Слова родственники»

«Помоем посуду»

«Один – много»

«Ложка и стакан» (Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан)

«Чего не стало?»«Загадки Карлсона»

«Чего не хватает?»

 «Повар»

 «Магазин»

«Из чего сделана посуда»

«Разложи продукты по своим местам» (Хлеб хранят в хлебнице; Сахар хранят в сахарнице и т.д.)

Декабрь

1 неделя

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы.

Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений. Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.

«Назови ласково»

«Подбери признаки» (воробей – серенький, веселый, голодный, нахохлившийся, чирикающий)

«Подбери родственные слова» (снегирь – снег, снежок, снеговик, снегириный)

«Один–много»

«Подбери действия» (ворона – летает, добывает корм, прилетает, каркает)

«Назови детенышей» (ворона – вороненок)

«Телефон»

«Улетают – не улетают»

«4 – лишний»

«Узнай по описанию»

«У кого кто?»

«Чей дом?»

«Кого не стало?»

«Собери слова в предложение»

Декабрь

2 неделя

Домашние  животные.

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к животным (собачий, свиной) и согласование их в роде, числе, падеже. Распространение предложений определениями. Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке.

«Подбери признаки» (кошка – пушистая, серая, белая, ласковая, умная, ловкая)

«Подбери действия» (собака – лает, кусает, охраняет, грызет, прыгает, бегает)

«Образуй признаки» (от предмета) (собака – собачий, собачья)

«Подбери предметы к признаку» (собачий – хвост, голова)

«Назови ласково»

«Подбери родственные слова»

(собака – собачий, собачка, собачонка, собачья)

«Чей, чья, чьё?»: след (чей?) – лисий, волчий; уши (чьи?) –лисьи, волчьи; голова (чья?) – лисья, волчья.

«Один–много»

«Сосчитай от 1 до 10»

«Назови детенышей» (собака – щенок, щенки, щенята)

«Отгадай по описанию»

«4 – лишний»

«У кого кто?»

«Что изменилось?»

«Кто в домике живет?»

«Путаница» (деформированная фраза)

Декабрь

3 неделя

Дикие животные зимой.

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к животным (волчий, заячий). Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч. Составление рассказа-описания.

Декабрь

4 неделя

Новый год.

Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое   усвоение относительных прилагательных. Согласование слов в предложении с использованием предлогов.

«Назови ласково»

«Подбери признак» (елка – зеленая, пушистая, стройная, нарядная, красивая, украшенная; игрушка – стеклянная, бумажная, пластмассовая, блестящая, новая, красивая, хрупкая)

«Подбери родственные слова» (ель – елка, елочная, еловый, ельник, елочка)

«Посчитай от 1 до 10»

«Один - много».

«Подбери действия» (дети – веселятся, поют, танцуют, приглашают, радуются, хлопают)

 «Собери бусы»

«Отгадай сказку по началу, продолжи»

«Узнай по описанию»

«Что на ёлке, что под ёлкой?»

Январь

1 неделя

Зимние каникулы.

Январь

2 неделя

 Мебель.

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше). Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями. Составление рассказа по картинке или по плану педагога.

«Подбери действия» (шкаф – привезли, поставили, собрали)

«Образуй признаки» (от предмета) (из дерева – деревянная, из пластмассы – пластмассовая)

«Назови ласково» (стул – стульчик, стол – столик)

«Посчитай от 1 до 10»

«4 – лишний»

«Чего не стало?»

«Мебельный магазин»

«Угадай из чего сделана?»

Январь

3 неделя

Грузовой и пассажирский транспорт.

 Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами –Из –Через -От. Согласование существительных с глаголами. Составление описания-загадки о транспорте с использованием прилагательных.

«Подбери признак» (автобус – новый, красивый, пассажирский)

«Подбери действия» (автобус – едет, перевозит, останавливается, тормозит, стоит)

«Назови ласково» (корабль – кораблик, самолет – самолетик)

«Образуй признак» (от предмета) (грузовик – грузовой

лодка – лодочный)

«Посчитай от 1 до 10»

«Один – много»

«Выставки машин»

«Что изменилось»

«4 - лишний»

«Кто на чем ездит»

«Запомни – расскажи»

«Где машина?»

«И я тоже»

Январь

4 неделя

Профессии на транспорте.

Закрепления навыка образования притяжательных местоимений. Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам  (Какой? Какая? Какое? Какие?). Составление рассказа по серии сюжетных картин. Согласование слов в предложении с использованием предлогов.

Февраль

1 неделя

Детский сад. Профессии.

Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу.

«Один, много, нет»

«Подбери признаки, действия» (Воспитатель, какой? Что делает?)

«Он – она»

«И я тоже»

«Семейка слов» (труд -…, учить -….)

«Назови одним словом»

«Скажи по другому» (профессия – дело, работа, занятие; работать – делать, трудиться)

«1-5»

«Назови профессию по действию»  

«Путаница» (деформированная  фраза)

«Что чем делает?»  

«Кто где работает?»

«Исправь ошибку»

«Кому что нужно?»

 «4 - й лишний»

«Кому это нужно?

Февраль

2 неделя

Ателье. Закройщица.

Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов. Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами  (Дать -Чему? -Кому?).

Февраль

3 неделя

Наша армия.

Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (лётчик - лётчиков, моряк - моряков). Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже. Составление предложений по опорным словам.

«Подбери признаки» (солдат – смелый, храбрый, выносливый)

«Подбери действия» (солдат – охраняет, защищает, шагает)

«Сосчитай от 1 до 10»

«Один - много» (пограничник – пограничники)

«4 – лишний»

«Знаешь ли ты профессии»

Февраль

4 неделя

Стройка. Профессии на стройке.

Согласование сущ. и глаг. в числе. Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус).

«Я знаю семь названий строительных профессий»

«Назови профессию по действию» (точит – точильщик, точильщица)

«Кому что нужно?»

 «4 - й лишний»

«Кому это нужно?»

«Размытое письмо»

Март

1 неделя

Весна. Приметы весны. Мамин

праздник.

Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов. Усвоение конструкций Д. п. без предлогов и с предлогом  -К-. Составление рассказа-описания (по фотографии).

«Подбери признаки» (бабушка – добрая, ласковая, старая, мама – молодая, умная, заботливая)

«Подбери действия» (мама – заботится, готовит, стирает, работает)

«Образуй признаки» (от предмета) (бабушка – бабушкин, мама – мамин)

«Назови ласково»

 «Собери букет»

«Закончи предложение»                                            «Скажи со словом весенний»                                          «До – между - за»                                                         «Вчера – сегодня- завтра»

«Узнай дерево по листку»

«Волшебная цепочка»

«4 – лишний»

«Что где растет?»

«Какой? Какая?» (ветка, лист)»

Март

2 неделя

Комнатные растения.

Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (листок – листьев).

«Солнышко проснулось»

«Закончи предложение»

«О чем расскажут облака»

«Шел дождь»

«Что отразилось в пузырях?»

«Назови ласково»

«Один - много»

«4 – лишний»

«Узнай по описанию»

«Подбери признак»

«Что изменилось?»

«Магазин цветов»

«Как я ухаживаю за комнатными растениями, что мне нужно?»

Март

3 неделя

Пресноводные и аквариумные рыбы.

Обучение постановке вопросов: Чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление  предложений по опорным словам.

«Образуй признаки» (от предмета) (рыба – рыбий, рыбья)

«Подбери предметы к признаку» (рыбий – хвост, плавник)

«Назови ласково»

«Подбери родственные слова»

(рыба – рыбий, рыбка, рыбья)

«Чей, чья, чьё?» (хвост (чей?) – рыбий; плавники (чьи?) – рыбьи; голова (чья?) – рыбья)

«Один–много»

«Сосчитай от 1 до 10»

Март

4 неделя

Наш город.

Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени. Составление 3-х словных предложений.

Поиск соответствующего понятия «Дома бывают»:

для людей – жилой дом,

для машин – гараж,

для собак – конура, будка.

«Скажи наоборот» (высокий – низкий, далёкий – близкий, широкий – узкий)

«Измени слова с помощью приставок: по-, за-, пере (строить- построить, застроить, перестроить; красить-....  клеить-.... класть-....)

 «Назови, какой?» (Дом из соломы - соломенный, ... из кирпича -..., из камня -... )

«Измени слова» (построил, построила)

«У кого какой дом»

«Что у нас дома?»

«Четвёртый лишний»

«Обставим квартиру»

Апрель

1 неделя

Весенние работы на селе.

Практическое усвоение слов-синонимов. Составление рассказа по картинке.

«Подбери действия» (человек – копает, выращивает, сажает семена)

«Образуй признаки» (от предмета) (огород – огородный;

дача – дачный)

«Назови ласково» (земля – земелька; грядка – грядочка)

«Подбери семейку слов» (поле – полюшко, полевой)

«Друзья» (спряжение глаголов)

Образуй слова по образцу (трактор – тракторист – трактористка; - скот -…, - птица - ….)

«Один – много»

«Назови, какое, какая?»

«Что делает, что делают?»

«Посчитай»

Апрель

2 неделя

Космос.

Работа над предложением с союзом –А-. Согласование прилагательных с существительными в роде. Составление рассказа по плану педагога или по картинке.

«Назови, какое, какая?»

«Что делает, что делают?»

«Посчитай»

Образуй слова по образцу (космос – космонавт – космонавтка)

«Посчитай от 1 до 10»

Апрель

3 неделя

Откуда хлеб пришёл?

Образование относительных  прилагат-х  в значении соотнесенности к  продуктам (пшеничный, ржаной) и согласование их в роде, числе, падеже. Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

«Назови ласково»

«Подбери признак» (булка – свежая, мягкая, ароматная, сладкая)

«Подбери родственные слова» (хлеб – хлебный, хлебница)  

«Посчитай от 1 до 10»

«Образуй признак» (от предмета) (хлеб – хлебный; пшеница – пшеничный)

«4 - лишний»

«Чего не стало»

«Что изменилось»

«Магазин»

Апрель

4 неделя

Почта.

Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа. Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке.

«Подбери действия»  

«Сосчитай от 1 до 10»

«Один - много» (почтальон – почтальоны)

«4 – лишний»

«Исправь ошибку»

Май

1 неделя

У детей весенние каникулы.

 

Май

2 неделя

Правила дорожного движения.

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст. вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу).

«Подбери действия»

«Посчитай от 1 до 10»

«Один – много»

«Что изменилось»

«Размытое письмо»

«Поросенок Почемучка» 

Май

3 неделя

Лето. Насекомые.

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами. Составление рассказа по картинке или рисункам детей.

«Подбери признаки» (бабочка – красивая, разноцветная, белая, узорчатая)

«Подбери действия» (бабочка – летает, порхает, садится; насекомые летают, собирают, опыляют, кусают)

«Образуй признаки от предмета» (пчела – пчелиный,

комар – комариный)

«Назови ласково» (комар – комарик, пчела – пчелка)

«Подбери родственные слова» (муравей – муравьишка, муравейник)

«4 – лишний»

«Я знаю»

«Кто ушел»

Май

4 неделя

Лето. Цветы на лугу.

Согласование существительных с числительными. Составление рассказа по наблюдениям.

Подбор признаков (цветы - красивые, душистые, яркие, необычные…; насекомые - …)

«Подбери действие» (цветы растут, цветут, украшают, вянут, радуют)

«Скажи по - другому» (цветы прекрасные, восхитительные, чудесные, превосходные)

«Назови улицу. Если на ней растёт много ромашек, роз и т.д.»

«Образуй признак от действия» (цветёт – цветущий, пахнет – пахнущий и т. д.)

«Скажи одним словом» (цветок цветёт много лет – многолетний)

«Весёлый счёт»

«Собери букет»

«Что, где растёт?»

«4 – лишний»

«Опиши, мы отгадаем»

«Исправь ошибку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста

Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать  собственные  мысли в  устной  и  письменной...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".

В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....