Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений
для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы
на 2017 – 2018 учебный год
Составила: воспитатель Серякова Ольга Сергеевна
г.о.г. Шахунья
2017 г.
Месяц, неделя | Лексическая тема | Формирование лексико-грамматических категорий | Дидактические игры и упражнения |
Сентябрь 1 – 2 неделя | Обследование детей | ||
Сентябрь 3 неделя | Семья | Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов –Из –За -Через- Составление рассказа по сюжетной картинке. | «Подбери признаки» (бабушка – добрая, ласковая, старая, мама – молодая, умная, заботливая) «Подбери действия» (мама – заботится, готовит, стирает, работает) «Образуй признаки» (от предмета) (папа – папин, бабушка – бабушкин, мама – мамин) «Назови ласково» «Назови предмет», «Куда ни пойдешь – предметы найдешь» «Живые – неживые» «Жили были Гном и Гномик» «Три рейки» |
Сентябрь 4 неделя | Перелетные птицы | Согласование существительных с числительными. Распространение предложений путем введения однородных определений. Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке. | «Назови ласково» (соловей – соловушка; скворец – скворушка) «Подбери признак» (ласточка – проворная, быстрая, заботливая, красивая) «Назови птенцов» (аист – аистенок) «Подбери родственные слова» (гусь – гусенок, гусиный) «Улетают – не улетают» «Кто как кричит?» «Скажи иначе» «4 – лишний» «Где, чей дом?» «Узнай по описанию» «Исправь ошибку» «Все предметы совершают действия» «Что делают предметы?» «Что делал? Что делала? и Кто, что делал, расскажи…» |
Октябрь 1 неделя | Золотая осень. Признаки осени. | Усвоение предлогов –К -От- и их дифференциация в речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин. | «Что бывает осенью?» «Один - много» «Осенние листья» «Посчитай от 1 до 10» «Один – много» «Волшебная палочка» «Соблюдай порядок» «О чем мечтают?» |
Октябрь 2 неделя | Огород. Овощи. | Согласование существительных с прилагательными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. | «Еж и ежик» (Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т. д., а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик). «Чудесный мешочек» «Загадки Зайца» «Один - много» «Назови ласково» «Какой овощ пропустили?» «Поваренок» «Угадай, чего не стало» «Вершки-корешки» «Собираем урожай» «День рождения зайца» «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ» |
Октябрь 3 неделя | Сад. Фрукты. | Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий. | «Что в корзинке?» «Чудесный мешочек» «Соберем фрукты в саду» «Магазин «Фрукты» «Один - много» «Назови ласково» «Собираем урожай» «Вкусное варенье» (вкусный джем) «Угадай, чего не стало» |
Октябрь 4 неделя
| Лес. Ягоды. Грибы.
| Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, настоящего времени (она взяла, он взял). | «Раскрасим предметы» «Найди нужный цвет» «Какие бывают предметы?» «Повар» «4 – лишний» «Посчитай от 1 до 10» «Один – много» «Вкусное варенье» (вкусный джем) «Угадай, чего не стало» «Где, что можно делать» (Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать). |
Ноябрь 1 неделя | Одежда. | Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий. | «Подбери действия» «Подбери признаки» (платье – новое, нарядное, праздничное, летнее, красивое) «Посчитай от 1 до 10» «Чего нет у Тани?» (Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.) А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто). «Один – много» «Подбери родственные слова» (обувь – обувной, обуваться, обутый) «Назови ласково» «Что из чего, какое?» «Эхо» «Кто это делает?» «4 – лишний» «Чего не хватает?» |
Ноябрь 2 неделя | Обувь. | Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними. | |
Ноябрь 3 неделя | Игрушки. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Согласование количественных числительных и существительных. | «Подбери признаки» (мяч – большой, красивый, резиновый, игрушечный, футбольный) «Подбери действия» (мяч – летает, прыгает, падает, подскакивает) «Назови ласково» «Подбери родственные слова» (кукла – кукольный, куколка, кукольник) «Подбери предметы к признакам» (плюшевый – мишка, зайка) «Образуй признаки от действия» (играть – играющий) «Наоборот» (подбор антонимов) «Почини сломанные игрушки» «Что изменилось?» «Чего не стало?» «Запомни, положи» «Отгадай по описанию» «Магазин игрушек» «1-2-5» «Узнай на ощупь» «Какой по счету?» «Чей, чья, чье?» «Бюро находок» |
Ноябрь 4 неделя | Посуда. | Образование родственных слов. Усвоение предлогов –В -Из- За и их дифференциация в речи. Развитие навыков словообразования. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них. Составление рассказа по серии картин. | «Водичка» (Я наливаю воду из чайника в чашку; Я выливаю воду из чашки в кастрюлю) «Угостим медведей чаем» «Слова родственники» «Помоем посуду» «Один – много» «Ложка и стакан» (Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан) «Чего не стало?»«Загадки Карлсона» «Чего не хватает?» «Повар» «Магазин» «Из чего сделана посуда» «Разложи продукты по своим местам» (Хлеб хранят в хлебнице; Сахар хранят в сахарнице и т.д.) |
Декабрь 1 неделя | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. | Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений. Закрепление навыка составления предложений по опорным словам. | «Назови ласково» «Подбери признаки» (воробей – серенький, веселый, голодный, нахохлившийся, чирикающий) «Подбери родственные слова» (снегирь – снег, снежок, снеговик, снегириный) «Один–много» «Подбери действия» (ворона – летает, добывает корм, прилетает, каркает) «Назови детенышей» (ворона – вороненок) «Телефон» «Улетают – не улетают» «4 – лишний» «Узнай по описанию» «У кого кто?» «Чей дом?» «Кого не стало?» «Собери слова в предложение» |
Декабрь 2 неделя | Домашние животные. | Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к животным (собачий, свиной) и согласование их в роде, числе, падеже. Распространение предложений определениями. Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке. | «Подбери признаки» (кошка – пушистая, серая, белая, ласковая, умная, ловкая) «Подбери действия» (собака – лает, кусает, охраняет, грызет, прыгает, бегает) «Образуй признаки» (от предмета) (собака – собачий, собачья) «Подбери предметы к признаку» (собачий – хвост, голова) «Назови ласково» «Подбери родственные слова» (собака – собачий, собачка, собачонка, собачья) «Чей, чья, чьё?»: след (чей?) – лисий, волчий; уши (чьи?) –лисьи, волчьи; голова (чья?) – лисья, волчья. «Один–много» «Сосчитай от 1 до 10» «Назови детенышей» (собака – щенок, щенки, щенята) «Отгадай по описанию» «4 – лишний» «У кого кто?» «Что изменилось?» «Кто в домике живет?» «Путаница» (деформированная фраза) |
Декабрь 3 неделя | Дикие животные зимой. | Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к животным (волчий, заячий). Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч. Составление рассказа-описания. | |
Декабрь 4 неделя | Новый год. | Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных. Согласование слов в предложении с использованием предлогов. | «Назови ласково» «Подбери признак» (елка – зеленая, пушистая, стройная, нарядная, красивая, украшенная; игрушка – стеклянная, бумажная, пластмассовая, блестящая, новая, красивая, хрупкая) «Подбери родственные слова» (ель – елка, елочная, еловый, ельник, елочка) «Посчитай от 1 до 10» «Один - много». «Подбери действия» (дети – веселятся, поют, танцуют, приглашают, радуются, хлопают) «Собери бусы» «Отгадай сказку по началу, продолжи» «Узнай по описанию» «Что на ёлке, что под ёлкой?» |
Январь 1 неделя | Зимние каникулы. | ||
Январь 2 неделя | Мебель. | Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше). Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями. Составление рассказа по картинке или по плану педагога. | «Подбери действия» (шкаф – привезли, поставили, собрали) «Образуй признаки» (от предмета) (из дерева – деревянная, из пластмассы – пластмассовая) «Назови ласково» (стул – стульчик, стол – столик) «Посчитай от 1 до 10» «4 – лишний» «Чего не стало?» «Мебельный магазин» «Угадай из чего сделана?» |
Январь 3 неделя | Грузовой и пассажирский транспорт. | Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами –Из –Через -От. Согласование существительных с глаголами. Составление описания-загадки о транспорте с использованием прилагательных. | «Подбери признак» (автобус – новый, красивый, пассажирский) «Подбери действия» (автобус – едет, перевозит, останавливается, тормозит, стоит) «Назови ласково» (корабль – кораблик, самолет – самолетик) «Образуй признак» (от предмета) (грузовик – грузовой лодка – лодочный) «Посчитай от 1 до 10» «Один – много» «Выставки машин» «Что изменилось» «4 - лишний» «Кто на чем ездит» «Запомни – расскажи» «Где машина?» «И я тоже» |
Январь 4 неделя | Профессии на транспорте. | Закрепления навыка образования притяжательных местоимений. Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?). Составление рассказа по серии сюжетных картин. Согласование слов в предложении с использованием предлогов. | |
Февраль 1 неделя | Детский сад. Профессии. | Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу. | «Один, много, нет» «Подбери признаки, действия» (Воспитатель, какой? Что делает?) «Он – она» «И я тоже» «Семейка слов» (труд -…, учить -….) «Назови одним словом» «Скажи по другому» (профессия – дело, работа, занятие; работать – делать, трудиться) «1-5» «Назови профессию по действию» «Путаница» (деформированная фраза) «Что чем делает?» «Кто где работает?» «Исправь ошибку» «Кому что нужно?» «4 - й лишний» «Кому это нужно? |
Февраль 2 неделя | Ателье. Закройщица. | Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов. Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами (Дать -Чему? -Кому?). | |
Февраль 3 неделя | Наша армия. | Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (лётчик - лётчиков, моряк - моряков). Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже. Составление предложений по опорным словам. | «Подбери признаки» (солдат – смелый, храбрый, выносливый) «Подбери действия» (солдат – охраняет, защищает, шагает) «Сосчитай от 1 до 10» «Один - много» (пограничник – пограничники) «4 – лишний» «Знаешь ли ты профессии» |
Февраль 4 неделя | Стройка. Профессии на стройке. | Согласование сущ. и глаг. в числе. Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус). | «Я знаю семь названий строительных профессий» «Назови профессию по действию» (точит – точильщик, точильщица) «Кому что нужно?» «4 - й лишний» «Кому это нужно?» «Размытое письмо» |
Март 1 неделя | Весна. Приметы весны. Мамин праздник. | Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов. Усвоение конструкций Д. п. без предлогов и с предлогом -К-. Составление рассказа-описания (по фотографии). | «Подбери признаки» (бабушка – добрая, ласковая, старая, мама – молодая, умная, заботливая) «Подбери действия» (мама – заботится, готовит, стирает, работает) «Образуй признаки» (от предмета) (бабушка – бабушкин, мама – мамин) «Назови ласково» «Собери букет» «Закончи предложение» «Скажи со словом весенний» «До – между - за» «Вчера – сегодня- завтра» «Узнай дерево по листку» «Волшебная цепочка» «4 – лишний» «Что где растет?» «Какой? Какая?» (ветка, лист)» |
Март 2 неделя | Комнатные растения. | Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (листок – листьев). | «Солнышко проснулось» «Закончи предложение» «О чем расскажут облака» «Шел дождь» «Что отразилось в пузырях?» «Назови ласково» «Один - много» «4 – лишний» «Узнай по описанию» «Подбери признак» «Что изменилось?» «Магазин цветов» «Как я ухаживаю за комнатными растениями, что мне нужно?» |
Март 3 неделя | Пресноводные и аквариумные рыбы. | Обучение постановке вопросов: Чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам. | «Образуй признаки» (от предмета) (рыба – рыбий, рыбья) «Подбери предметы к признаку» (рыбий – хвост, плавник) «Назови ласково» «Подбери родственные слова» (рыба – рыбий, рыбка, рыбья) «Чей, чья, чьё?» (хвост (чей?) – рыбий; плавники (чьи?) – рыбьи; голова (чья?) – рыбья) «Один–много» «Сосчитай от 1 до 10» |
Март 4 неделя | Наш город. | Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени. Составление 3-х словных предложений. | Поиск соответствующего понятия «Дома бывают»: для людей – жилой дом, для машин – гараж, для собак – конура, будка. «Скажи наоборот» (высокий – низкий, далёкий – близкий, широкий – узкий) «Измени слова с помощью приставок: по-, за-, пере (строить- построить, застроить, перестроить; красить-.... клеить-.... класть-....) «Назови, какой?» (Дом из соломы - соломенный, ... из кирпича -..., из камня -... ) «Измени слова» (построил, построила) «У кого какой дом» «Что у нас дома?» «Четвёртый лишний» «Обставим квартиру» |
Апрель 1 неделя | Весенние работы на селе. | Практическое усвоение слов-синонимов. Составление рассказа по картинке. | «Подбери действия» (человек – копает, выращивает, сажает семена) «Образуй признаки» (от предмета) (огород – огородный; дача – дачный) «Назови ласково» (земля – земелька; грядка – грядочка) «Подбери семейку слов» (поле – полюшко, полевой) «Друзья» (спряжение глаголов) Образуй слова по образцу (трактор – тракторист – трактористка; - скот -…, - птица - ….) «Один – много» «Назови, какое, какая?» «Что делает, что делают?» «Посчитай» |
Апрель 2 неделя | Космос. | Работа над предложением с союзом –А-. Согласование прилагательных с существительными в роде. Составление рассказа по плану педагога или по картинке. | «Назови, какое, какая?» «Что делает, что делают?» «Посчитай» Образуй слова по образцу (космос – космонавт – космонавтка) «Посчитай от 1 до 10» |
Апрель 3 неделя | Откуда хлеб пришёл? | Образование относительных прилагат-х в значении соотнесенности к продуктам (пшеничный, ржаной) и согласование их в роде, числе, падеже. Практическое усвоение навыка образования сложных слов. | «Назови ласково» «Подбери признак» (булка – свежая, мягкая, ароматная, сладкая) «Подбери родственные слова» (хлеб – хлебный, хлебница) «Посчитай от 1 до 10» «Образуй признак» (от предмета) (хлеб – хлебный; пшеница – пшеничный) «4 - лишний» «Чего не стало» «Что изменилось» «Магазин» |
Апрель 4 неделя | Почта. | Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа. Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке. | «Подбери действия» «Сосчитай от 1 до 10» «Один - много» (почтальон – почтальоны) «4 – лишний» «Исправь ошибку» |
Май 1 неделя | У детей весенние каникулы. |
| |
Май 2 неделя | Правила дорожного движения. | Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст. вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу). | «Подбери действия» «Посчитай от 1 до 10» «Один – много» «Что изменилось» «Размытое письмо» «Поросенок Почемучка» |
Май 3 неделя | Лето. Насекомые. | Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами. Составление рассказа по картинке или рисункам детей. | «Подбери признаки» (бабочка – красивая, разноцветная, белая, узорчатая) «Подбери действия» (бабочка – летает, порхает, садится; насекомые летают, собирают, опыляют, кусают) «Образуй признаки от предмета» (пчела – пчелиный, комар – комариный) «Назови ласково» (комар – комарик, пчела – пчелка) «Подбери родственные слова» (муравей – муравьишка, муравейник) «4 – лишний» «Я знаю» «Кто ушел» |
Май 4 неделя | Лето. Цветы на лугу. | Согласование существительных с числительными. Составление рассказа по наблюдениям. | Подбор признаков (цветы - красивые, душистые, яркие, необычные…; насекомые - …) «Подбери действие» (цветы растут, цветут, украшают, вянут, радуют) «Скажи по - другому» (цветы прекрасные, восхитительные, чудесные, превосходные) «Назови улицу. Если на ней растёт много ромашек, роз и т.д.» «Образуй признак от действия» (цветёт – цветущий, пахнет – пахнущий и т. д.) «Скажи одним словом» (цветок цветёт много лет – многолетний) «Весёлый счёт» «Собери букет» «Что, где растёт?» «4 – лишний» «Опиши, мы отгадаем» «Исправь ошибку» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать собственные мысли в устной и письменной...
Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".
В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...
Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы
Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы...
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...
Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....
Конспект по развитию речи «Формирование грамматического строя речи для детей старшей группы «Пересказ сказки « Петух да собака»»
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста...