Статья "Использование электронных презентаций для коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР"
статья по логопедии
В статье описывается эффективность использования в коррекционной работе игр на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР созданных при помощи электронных презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu_filippovoy_m.o.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
« Использование электронных презентаций для коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР»
Автор: Филиппова Марина Олеговна учитель-логопед
ГБДОУ д/с №45 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» (ЗПР) является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка, вследствие минимальных органических поражений головного мозга.
Вследствие, этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
В результате особенностей психических функций для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохраненных звеньев, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности:
- Незрелость эмоции и воли;
- Слабая работоспособность;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений;
- Несформированность навыков интеллектуальной деятельности (нарушены основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнения и обобщения);
- Неполная сформированность навыков игровой деятельности;
- Низкая речевая активность.
У детей с ЗПР отмечается задержка развития речи. Первые слова появились к 1,5 годам, некоторых детей ещё позже. Особенности речи у этих детей проявляются в бедности лексико-семантической стороны речи (дети с ЗПР не знают многих слов: названий овощей, фруктов, ягод, мебели, диких и домашних животных, профессий) в ограниченном объёме словаря, неточном употреблении слов. Особую трудность вызывает употребление обобщающих понятий (мебель, посуда и т.д.). Дети не осознают взаимоотношений между родовыми и видовыми понятиями (стол, шкаф, мебель, кровать). Дети с ЗПР в самостоятельной речи очень мало используют небольшое количество прилагательных и наречий.
Становление словообразовательных процессов у детей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает позже и продолжается дольше, чем при нормальном развитии.
Таким образом, нарушения грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития проявляются в процессах понимания и порождения речевого высказывания и являются стойкими и разнообразными. Аграмматизмы проявляются на уровне слов, предложений и связного текста. Недоразвитие грамматического строя речи в школьном возрасте может привести к появлению вторичных речевых расстройств (дисграфии и дислексии).
Учитывая, особенности в психическом и речевом развитии дошкольников с задержкой психического развития, необходим, особый подбор дидактического материла:
- Наглядный и реалистичный;
- Яркий и красочный;
- Доступный для восприятия детей с ЗПР;
Кроме того, для дидактического материала, используемого в коррекционном саду должна быть возможность применения его другими участниками педагогического процесса (учитель-дефектолог, воспитатели, родители), для закрепления результата. Естественно, что дидактический материал должен быть подобран ко всем лексическим темам.
Все эти требования осложняют процесс подбора дидактического материала:
- Необходимо очень большое количество пособий, что требует дополнительного места для размещения дидактического материала и повышает его стоимость;
- Родители не имеют времени и средств для приобретения дидактических пособий;
- Не все изданные пособия учитывают специфику развития дошкольников с ЗПР (маленькие иллюстрации, размещение нескольких иллюстраций на одном листе, наличие второстепенных деталей, на которые рассеивается внимание дошкольника с ЗПР, качество рисунков).
Создание дидактических пособий с помощью электронных презентаций помогает решить эти проблемы и имеет ряд преимуществ:
- Вы сами подбираете материал с учётом дидактических требований к материалу и уровня развития ваших воспитанников;
- Наглядный, красочный материал на электронном носителе вызывает стойкое непроизвольное внимание, даже у дошкольников с ЗПР;
- Доступность Интернет ресурсов понижает стоимость пособий;
- Дидактическое пособие, созданное в электронном виде вы можете разместить на своем сайте, группы или образовательного учреждения, тем самым сделать его доступным для родителей. Поддержка родителей – залог успеха и эффективности вашей образовательной деятельности.
Любой электронный дидактический материал проходит обязательную процедуру методической проверки на соответствие его требованиям, предъявляемым к педагогическим пособиям, к возрасту, к возможностям детей с ЗПР.
В состав экспертной комиссии по оценке электронного пособия входят:
Заместитель заведующего по УВР, старший учитель-дефектолог, учитель-логопед с высшей категорией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
статья рекомендована для логопедов и дефектологов коррекционных групп....
Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»
Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...
Методическая разработка:ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...
"Использование пособия «Грамматические лупы» для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР"
Городской фестиваль педагогического мастерства«Профессия дальнего действия» Зайчикова Лариса Александровна, учитель - логопедпервая квалификационная категорияМДОУ &l...
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...