КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по логопедии

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр. Рассматривается актуальность данного нарушения у детей в современном мире. А также представлены методики коррекции данного нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudko_statya.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

У.В. Дудко

ГрГУ имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

Научный руководитель: О.И. Урусова, старший преподаватель

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация. В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр. Рассматривается актуальность данного нарушения у детей в современном мире. А также представлены методики коррекции данного нарушения.

Общее недоразвитие речи (далее – ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраннным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, недоразвитие фонематического слуха, аграмматизмы в речи, скудный словарный запас, нарушение фонемообразования и нарушения звукопроизношения [5]. Эти показатели указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Детям дошкольного возраста с ОНР трудно усваивать учебную программу дошкольного образования, а в дальнейшем отмечаются проблемы при обучении в общеобразовательной школе. Основные трудности учащиеся испытывают при развернутых ответах на сложные вопросы, не могут грамотно, логично и последовательно излагать свои собственные высказывания, пересказывать содержание разных текстов [2, c. 22].

Очень часто родители дошкольников уделяют этому недостаточно внимания в надежде, что нарушение самостоятельно будет исправлено. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев необходима помощь специалиста – учителя-логопеда. Отсутствие своевременной коррекционной помощи учителя-логопеда по устранению или ослаблению имеющихся нарушений лексико-грамматического строя речи приводит к негативным последствиям для развития ребенка дошкольного возраста: отмечаются трудности в развитии познавательных процессов, имеются проблемы при обучении ребенка грамоте. Неясная речь влечет за собой нарушения эмоционально-волевой сферы, у дошкольника отсутствует желание вступать в межличностное взаимодействие со сверстниками и с взрослыми.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР является формирование лексико-грамматических средств языка, навыка словообразования и развития связной речи [3, c. 320]. Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, используя разнообразные дидактические игры, продумать построение коррекционного занятия, то можно добиться положительных результатов. Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством использования дидактических игр, является важной и актуальной темой.

В структуре речевого нарушения при ОНР центральное место занимает нарушение лексической и грамматической ее стороны, поэтому вопросы формирования лексического и грамматического строя речи в коррекционно-педагогической работе как в учреждениях дошкольного образования, так и в общеобразовательных учреждениях, являются теоретически и практически значимыми [1, c. 305].

Нарушение формирования лексики у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Нарушение формирования грамматического строя проявляется в виде ошибок в морфологии (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразовании (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисе (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений) [1].

Одним из средств, которое способствует формированию лексико-грамматического строя речи, является использование на коррекционных индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях дидактических игр. Дидактическая игра – это одна из форм коррекционного воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них коррекционная, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала учебной программы. Дидактическая игра способствует развитию когнитивных процессов, речи, развивает эмоционально-волевую сферу, воспитывает организаторские способности, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет уже имеющиеся умения и навыки.

Значение дидактической игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста позволяет широко ее использовать в коррекционно-педагогической работе. Посредством применения дидактической игры и отдельных игровых действий в ходе коррекционных занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. В дидактических играх на коррекционном занятии дети свободно взаимодействуют между собой, употребляют правильные грамматические формы языка, усваивают известные им слова в словосочетаниях и предложениях [3]. Благодаря их использованию расширяется и закрепляется словарный запас ребенка, происходят изменения в словообразовании, дети чаще упражняются в составлении связных высказываний, формируют объяснительную речь.

Дидактическая игра имеет следующие структурные компоненты: дидактическую и игровую задачу, игровые правила и действия, которые усложняются по мере развития у воспитанников психических процессов: произвольного внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также речи. Главным компонентом в дидактической игре выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Уникальность дидактической игры определяется рациональной совокупностью двух задач: игровой и дидактической. Если преволирует коррекционная задача, то игра превращается в упражнение либо прием, а если игровая задача, то деятельность теряет свое коррекционное значение [3]. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством достижения дидактической задачи является дидактический материал. Результатом дидактической задачи выступает решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач - показатель эффективности и результативности игры.

Ключевым элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию содержания игрового действия. Соблюдение правил игры выступает главным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования педагога.

Для формирования умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных используют такие игры как: «Назови ласково», «Большой – маленький», «Гном-великан», «Покатушки» [4].

Для отработки с детьми дошкольного возраста с ОНР умения образовывать притяжательные прилагательные используются такие игры как: «Чьи хвосты», «У кого, что?», «Чей, чье?», «Чей детеныш?», относительных прилагательных: «С какого дерева лист», «Из чего какой», «Юные поварята» [4].

Для закрепления словообразования существительных в рамках подгрупповых и групповых занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР можно провести такие игры как: «Мама и детеныш», «Кто у кого?», «Чей малыш?», «Назови животных парами», «Игра с мячом», «Как зовут папу, маму, детеныша?», «Папа, мама, я – дружная семья» [4].

Таким образом, дидактическая игра является эффективным средством коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Коррекционные занятия, в течение которых применяются дидактические игры, способствуют достижению положительных результатов при коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития), вызывают у воспитанников огромный интерес, оживление, радость, постоянно поддерживают положительный эмоциональный настрой. Применение дидактических игр на коррекционных занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей дошкольного возраста с неустойчивым вниманием. Для дошкольников с ОНР игровая деятельность является необходимым условием развития их интеллекта и всестороннего развития личности в целом. Дидактические игры на занятиях обеспечивают легкое и быстрое усвоение программного материала [4, c. 26].

Abstract.The article highlights the issue of correction of the lexical and grammatical structure of speech in pupils with general speech underdevelopment of the III level of speech development, complicated by erased dysarthria through the use of didactic games. The relevance of this disorder in children in the modern world is considered. Methods of correction of this violation are also presented.

Список литературы

  1. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 451 с.
  3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРТ ЛТД, 1999. – 320 с.
  4. Яшина, В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М. : Просвещение, 1993. – С. 26-27
  5. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом доски Бильгоу совместно с пособиями Н.Э. Теремковой в коррекции звукопризношения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...

Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...