Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тебенькова Надежда Владимировна

Конспект логопедического занятия

по коррекции лексико-грамматического строя речи

«Профессии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_zanyatie.docx54.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по коррекции лексико-грамматического строя речи

«Профессии»

Тебенькова Надежда Владимировна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №5 “Сказка” города Реж Свердловской области. Тел.89030837342

Тема:  Составление описательного рассказа о профессиях с опорой на план-схему.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение   составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • Демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий.
  • Раздаточные картинки с изображением инструментов.
  • Схемы  для составления описательных рассказов.
  • Компьютерная презентация «Профессии».
  • Кукла Незнайка.
  • Мяч.

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение  В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался  (кого не стало?)»
(компьютерная презентация загадок.)

2. Введение в тему

Логопед: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

(предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить  Незнайку, если это необходимо)

  • Врач варит суп.
  • Учитель учит детей в школе.
  • Повар лечит людей.
  • Шофер убирает двор.
  • Дворник водит машину.
  • Швея чинит сапоги.
  • Сапожник шьёт одежду.
  • Продавец продает продукты.
  • Строитель подстригает людей.
  • Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

(дети стоят в кругу)

  • Шофер – на дороге.
  • Повар – в столовой.
  • Строитель – на стройке.
  • Врач – в больнице.
  • Швея – в ателье.
  • Продавец – в магазине.
  • Парикмахер – в парикмахерской.
  • Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?» – работа в микрогруппах.
(дети к картинке с профессией  подбирают инструменты)

Затем детям предлагается  определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут.  Раздаются схемы для составления рассказов

3. Изучение нового

– составление описательного рассказа по схеме.

http://festival.1september.ru/articles/635052/img1.jpg

План:

  • Название профессии. (Кто это?)
  • Место работы. (Где работает?)
  • Что делает человек данной профессии? (Что делает на работе?)
  • Что ему нужно для работы? (Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа: Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для  работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

– Самостоятельные рассказы детей.

4. Закрепление

Игровое упражнение  «Составь предложение»

(Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение)

  • Врач лечит…
  • Повар варит…
  • Строитель строит…
  • Швея шьёт…
  • Воспитатель воспитывает…
  • Шофер перевозит…
  • Парикмахер подстригает…
  • Продавец продает…

5. Итог

– Чему вы сегодня научились?  
– Что узнал Незнайка из ваших рассказов?


Библиографический список

  1. Воспитание дошкольников в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Золик и др.: - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  4. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
  5. Лалаев Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 2001.
  6. Маркова, Т.Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада Т.Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
  7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2007.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1985.
  9. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003.
  10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...