"Использование пособия «Грамматические лупы» для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Зайчикова Лариса Александровна

Городской фестиваль педагогического мастерства

«Профессия дальнего действия»

 

 

 

 

Зайчикова Лариса Александровна, учитель - логопед

первая квалификационная категория

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»

Кировского района, МО «Город Саратов»

 

 

 

Тема: «Использование пособия  «Грамматические лупы»

для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи

у детей с ТНР»

 

 

С учетом растущего числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств языка занимает важнейшее место в современной логопедии, поэтому вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики),связной речи.

Анализ развития лексико-грамматического строя речи при нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, О.С. Грибовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, К.В. Комарова, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой,  Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Формирование полноценной речи детей с общим недоразвитием речи   III уровня при помощи игровых ситуаций является актуальной проблемой.

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить. К. Д. Ушинский писал, что «грамматически правильная устная речь есть не только знания, но и привычка – очень сложная и разнообразная система легких привычек выражать свои мысли правильно устно и на письме».

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков. Учитывая это, мною были определены конкретные задачи.

Задачи:

v обогащение словарного запаса;

v совершенствование грамматического строя речи;

v развитие связной речи;

v развитие психических процессов;

v повышение интереса детей к занятиям;

v повышение эффективности коррекционной работы.

Применение игр с  «Волшебными лупами» привлекает детей, и способствуют возрастанию интереса к занятиям, повышению внимания и речевой активности, может быть использовано в рамках любой лексической темы.

 

 

Логопедические игры с лупами легки в использовании.

Предметные картинки, подобранные в соответствии с интересующей темой, спрятаны за определенной лупой. Так просто, но для детей это игровой, интересный момент «настоящее волшебство».

Дидактическая игра «Волшебные лупы»

Цель: развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования.

Ход игры: ребенок заданной или выбранной самостоятельно лупой наводит на картинку или предмет и выполняет соответствующее задание. Если занятие групповое (или подгрупповое), дети передают лупы друг другу.

1. «Называй-ка»

Употребление существительных в именительном падеже (с согласованием в роде, числе). Это кукла;  это паровозы.

2. «Я вижу…»

Различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных. Я вижу большую машину (маленькую машинку). Я вижу кошку (какую?.. пушистую).

3. «Посчитай-ка» 1,2,3,4,5

Согласование существительных с числительными. 1 кубик, 2 кубика…5 кубиков.

4. «Один - много»

Усвоение образования слов во множественном числе. Один мяч - много (чего?) мячей - мячи.

 

5. «Назови ласково»

Образование слов при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Кукла - куколка, пирамида - пирамидка, лошадь - лошадка и т.д.

 

 

 

6. «Радуга» или «Бывает - не бывает»

Согласование существительных с прилагательными (цвета). Цветной лупой накрывается контур предмета. Желтое яблоко, синяя машина, оранжевая груша… Синее яблоко, зеленое солнце…

7. «Жадина»

Согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными. Это МОЯ..игрушка. Это МОЙ мяч. Это МОИ кубики. Это МОЁ лото.

8. «Думаю о…»  (мечтаю о…)

Употребление существительных в предложном падеже. Я мечтаю о машинке. Я мечтаю о новой машинке.

9. «Нет кого? чего?»

Употребление существительных в родительном падеже, (с согласованием в роде и падеже). У меня нет куклы,  нет кубиков, и т.д.

10.«Раздели на слоги».

Работая над слоговой структурой слова, можно использовать лупу «Раздели на слоги».

Для развития зрительного восприятия можно использовать ЗАШУМЛЕННЫЕ лупы с различным рисунком. Этот вариант игры также активизирует интерес к логопедическим занятиям, помогает строить фразу и предложения: «Угадай, кто (что) спрятался?»

Варианты могут быть различными:

«Что у паука в паутине?» Ответ: «У паука в паутине …комар»

«Что ты видишь за листочками?» Ответ: « Я вижу за листочками…»

 

Также в своей работе использую ЗВУКОВЫЕ ЛУПЫ для автоматизации поставленных звуков в речи.

Для звука Л: «У пугала …лодка, лук…» и т.д.

Для звука Р: «У Матроскина…ракета» ,или на дифференциацию звуков Р-Рь « У Матроскина в ведре …ракета».

Варианты могут быть различными.

«Дыхательные лупы» - для развития направленного речевого выдоха.

Логопедические  «Волшебные лупы» помогают детям с речевыми проблемами облегчить запоминание большого объема речевого материала, а педагогам  разнообразить и заинтересовать детей, ускорить процесс коррекции.  

Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игровой ситуации на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала,  вызывает огромный интерес, оживление, радость,  поддерживает  положительный эмоциональный настрой.

 

Список использованной литературы

1. Арушанова А. Формирование грамматического  строя речи дошкольников // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.

2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.

3. Сапогова Е.Е.Развитие воображения дошкольника // Психолог в детском саду .- 1998 .- №2 – с.67-72.

4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.,  «Использование  метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия».  2005 г. №1

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

«Развитие грамматического строя речи у детей 4-7 лет при знакомстве с профессиями взрослых» (Учебно-методическое пособие)

В пособии дано описание игр и упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи у детей, объединенных одной темой - "профессии".Приложения представляют собой готовый наглядный ...

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Данные дидактические пособия разработаны и предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы сло...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Данные дидактические пособия предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы словоизменения, с...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...