"Технология работы по развитию звукового анализа и синтеза у дошкольников с ТНР с помощью камешков Марблс"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

      Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная речь. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, которрый будет способствовать не только развитию мелкой моторики, атакже развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс. Работа  с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.

    Опыт работы показал, что камешки Марблс являются эффективным средством, который позволяет:

  1.  создать стабильную положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
  2. развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
  3. гармонизировать эмоциональное состояние ребенка;
  4. корректировать общие речевые нарушения;
  5. дольше сожранять работоспособность ребенка;
  6. совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  7. обогащать словарный запас;
  8. проводить профилактику дисграфии;
  9. активизировать потенциальные творческие способности ребенка.

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология работы по развитию звукового анализа и синтеза

у дошкольников с ТНР с помощью камешков Марблс» 

                                                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                                                           Доброскокова Е.А.

Пояснительная записка

Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач речевого развития старших дошкольников.

   Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

Конечно, звуковой анализ и синтез слогов и слов - один из этапов логопедической работы. Но он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создаёт в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука и др.

                                                      «Источники способностей и дарований детей
                                                                                 — на кончиках их пальцев…»

                                                                                                  В.А. Сухомлинский

Цель:  повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного, применяя игры с камешками Марблс.

Задачи:

1.Провести теоретический анализ литературы по использованию

нетрадиционных методов и технологий в работе с детьми с ТНР.

2.Рассмотреть возможность использования игр с камешками Марблс  для

развития всех компонентов речевой системы.

3. Разработать систему применения игр с камешками Марблс в ходе

логопедической работы.

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты предъявляют  особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них: создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста; организация различных видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, необходимо творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

В работе с детьми по развитию звукового анализа я  применяют камешки Марблс. Эти камешки представляют собой разноцветные камешки из стекла. Бывают камешки Марблс из дерева, глины, пластика, но я в основном  используют камешки из стекла. Камешки Марблс помогают детям натренировать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Камешки могут отличаться по форме и цвету, даже по фигуре и размеру. С помощью камешков занятие положительно влияет  на эмоциональную сферу ребенка, принося ему чувства познавать, счастья, радости, удовольствия. Детям нравиться перебирать эти камешки и с помощью  их,  легко можно настроить ребенка на занятие. В основном на занятиях дети раскладывают камешки по образцу, ориентируясь на картинки, которые обозначают слово с определенным звуком, анализом и синтезом. Расставляя камешки Марблс, ребенок повторяет звуки, анализирует их, что делает процесс обучения радостным и легким для ребенка.

Логопедическая работа по формированию звукового анализа и синтеза включает  следующие этапы.

  1. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
  2. Формирование навыков звукового анализа слов:

а) выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове;

б) определение первого и последнего звука в слове;

в) нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

Таким образом, в результате логопедической работы с применением камешков Марблс дети с ТНР  улучшат  навыки выделения  гласного и согласного звука, выделение последнего согласного и гласного звука и синтез слов из звуков.

   Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков Марблс:

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в синий домик , зелёные камешки в зелёный домик).

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка.

Например: в слове мышка -звук м слышим в начале слова, поэтому кладём камешек  синего цвета в первую клеточку.

Игра «Угадай-ка»

На доске - картинки, на столе -  дети выкладывают схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.

Игра «Цветные камешки»

Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.

Описание:  два  камешка  – один  красного цвета, другой  синего; набор картинок.

Задание:  около красного камешка  положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а около синего  те, которые начинаются с согласного звука.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Игра «Помоги Даше»

Логопед просит ребенка назвать картинки в которых есть заданный звук. Ребенок с помощью камешек определяет место звука в словах.

Игра «Зажигаем в окнах свет»

Цель: определять позицию звука в слове.

Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове и закрывает

камешком Марблс соответствующее окошко в доме.

Игра «Где спрятался звук»

В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Если слышится в начале слова, то отмечаем в первой клеточки, в середине слова в средней и в конце слова соответственно в последней клетке.( с помощью камешков)

Игра «Знакомство с буквой»(ребенок выкладывает из камешков букву по образцу, которую он изучает)

Цель игры: закрепление образа буквы.

Игра «Напиши слово»

Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью

камешков Марблс.

Задание

1 Произвести звукобуквенный анализ слова

2 С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще

слова можно придумать с этим звуком?

3 На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце?)

4 Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Игра «Гласная или согласная?»

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в

Оборудование: камушки "Марблс, карточки для звукового анализа.

Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек

необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель:

1.Закрепить понятие твердые и мягкие согласные.

2.Учить дифференцировать согласные по твердости- мягкости.

3.Развивать фонематический слух.

4.Развивать словарь.

Задание: ребенок определяет первый звук в слове и кладет зеленый

камушек, если звук – мягкий, синий – если звук твердый

Игра «Первый - последний»

Цель:

1.Развивать фонематический слух, дифференцировать гласные и

согласные звуки, согласные по твердости- мягкости, звонкости-

глухости.

2. Развивать навык звукового анализа слова.

3. Закрепить понятие «начало» и «конец» слова.

Игра: «Какой звук?» 

(с карточками - камешками).

Логопед показывает синий камешек  - ребенок называет любой согласный звук, если логопед показывает красный камешек, дети называют гласный звук. И наоборот.

Игра«Звуковое дерево».
На 3-х чудесных деревьях растут листья из камешков синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «малина» на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Игра «Сигнальщики».
У детей в руках камешки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синий камешек, если мягко-зелёный.

Игра «Прятки с камешками»
Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый,  последний,  в середине.
Научить детей  определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например,    называя «.. в начале слова…» камешек  кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать  таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.

 Игра «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки. Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?(Дети  показывают  камешек того цвета, с которого начинается звук)

Игра «Отгадай загадку»

(Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку камешками  в виде звуковой модели)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

(Ребенок пишет отгадку в виде схемы)

Игра «Какие это буквы?»

Материал: буквы из камешков.

Правила: из камешков  выложены  буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

Игра «Выкладывание букв из камешков»  с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

 Игра «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы камешками Марблс»

        Используя нетрадиционные средства обучения в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, процесс становится более динамичным, эмоциональным, разнообразным, занятия становятся для детей интересными, увлекательными.

         Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе воспитателям. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

 

Список использованной литературы:

1.Алтухова, Н.Г. «Научитесь слышать звуки» / Н.Г. Алтухова. – СПб.: Лань, 2009.

2.Гаркуши, Ю.Ф. «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для  детей с нарушениями речи» / Ю. Ф. Гаркуши. - М.: ООО «Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2011.

3.Дельфин, Е.В. «Психологические  особенности дошкольников с общим недоразвитием  речи»

4.Лопатина, Л.В.,Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у  дошкольников»  - Спб, 2011-250

5.Мазанова, Е.В. « Обследование  речи детей 5-6 лет с ОНР» – М.: ГНОМ, 2014.

6.Ткаченко, Т.А. «Учим  говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития  речи у детей 6-ти лет» – М.: ГНОМ и Д, 2011.

7.Ушакова, О.С. « Методика  развития речи детей  дошкольного возраста»- М: ВЛАДОС, 2014.

8.Филичева, Т. Б. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Программно-методические рекомендации  - М.: Дрофа, 2009.

9.Платонова О.А. «Су-джок терапия для всех»; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»

Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...

Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:—Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНРЗАДАЧИ РАБОТЫ:—Проанализировать логопедическую, психо...

Игры с камешками Марбллз для развития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

В материале представлена подборка игр с камешками Марблз для развития операций звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен воспитателям, а также родител...