"Технология работы по развитию звукового анализа и синтеза у дошкольников с ТНР с помощью камешков Марблс"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная речь. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, которрый будет способствовать не только развитию мелкой моторики, атакже развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Опыт работы показал, что камешки Марблс являются эффективным средством, который позволяет:
- создать стабильную положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;
- гармонизировать эмоциональное состояние ребенка;
- корректировать общие речевые нарушения;
- дольше сожранять работоспособность ребенка;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
- обогащать словарный запас;
- проводить профилактику дисграфии;
- активизировать потенциальные творческие способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_raboty_po_razvitiyu_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология работы по развитию звукового анализа и синтеза
у дошкольников с ТНР с помощью камешков Марблс»
Учитель-логопед
Доброскокова Е.А.
Пояснительная записка
Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач речевого развития старших дошкольников.
Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Конечно, звуковой анализ и синтез слогов и слов - один из этапов логопедической работы. Но он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создаёт в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука и др.
«Источники способностей и дарований детей
— на кончиках их пальцев…»
В.А. Сухомлинский
Цель: повысить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного, применяя игры с камешками Марблс.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по использованию
нетрадиционных методов и технологий в работе с детьми с ТНР.
2.Рассмотреть возможность использования игр с камешками Марблс для
развития всех компонентов речевой системы.
3. Разработать систему применения игр с камешками Марблс в ходе
логопедической работы.
Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них: создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста; организация различных видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, необходимо творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
В работе с детьми по развитию звукового анализа я применяют камешки Марблс. Эти камешки представляют собой разноцветные камешки из стекла. Бывают камешки Марблс из дерева, глины, пластика, но я в основном используют камешки из стекла. Камешки Марблс помогают детям натренировать мелкую моторику пальцев и кистей рук. Камешки могут отличаться по форме и цвету, даже по фигуре и размеру. С помощью камешков занятие положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, принося ему чувства познавать, счастья, радости, удовольствия. Детям нравиться перебирать эти камешки и с помощью их, легко можно настроить ребенка на занятие. В основном на занятиях дети раскладывают камешки по образцу, ориентируясь на картинки, которые обозначают слово с определенным звуком, анализом и синтезом. Расставляя камешки Марблс, ребенок повторяет звуки, анализирует их, что делает процесс обучения радостным и легким для ребенка.
Логопедическая работа по формированию звукового анализа и синтеза включает следующие этапы.
- Развитие слухового внимания и слуховой памяти.
- Формирование навыков звукового анализа слов:
а) выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове;
б) определение первого и последнего звука в слове;
в) нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
Таким образом, в результате логопедической работы с применением камешков Марблс дети с ТНР улучшат навыки выделения гласного и согласного звука, выделение последнего согласного и гласного звука и синтез слов из звуков.
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков Марблс:
Игра «Мягкий или твердый?»
В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в синий домик , зелёные камешки в зелёный домик).
Игра «Звуковой мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
Игра «Услышь звук»
Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка.
Например: в слове мышка -звук м слышим в начале слова, поэтому кладём камешек синего цвета в первую клеточку.
Игра «Угадай-ка»
На доске - картинки, на столе - дети выкладывают схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.
Игра «Цветные камешки»
Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.
Описание: два камешка – один красного цвета, другой синего; набор картинок.
Задание: около красного камешка положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а около синего те, которые начинаются с согласного звука.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
Игра «Помоги Даше»
Логопед просит ребенка назвать картинки в которых есть заданный звук. Ребенок с помощью камешек определяет место звука в словах.
Игра «Зажигаем в окнах свет»
Цель: определять позицию звука в слове.
Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове и закрывает
камешком Марблс соответствующее окошко в доме.
Игра «Где спрятался звук»
В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Если слышится в начале слова, то отмечаем в первой клеточки, в середине слова в средней и в конце слова соответственно в последней клетке.( с помощью камешков)
Игра «Знакомство с буквой»(ребенок выкладывает из камешков букву по образцу, которую он изучает)
Цель игры: закрепление образа буквы.
Игра «Напиши слово»
Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью
камешков Марблс.
Задание
1 Произвести звукобуквенный анализ слова
2 С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще
слова можно придумать с этим звуком?
3 На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце?)
4 Сколько в слове гласных, сколько согласных?
Игра «Гласная или согласная?»
Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в
Оборудование: камушки "Марблс, карточки для звукового анализа.
Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек
необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель:
1.Закрепить понятие твердые и мягкие согласные.
2.Учить дифференцировать согласные по твердости- мягкости.
3.Развивать фонематический слух.
4.Развивать словарь.
Задание: ребенок определяет первый звук в слове и кладет зеленый
камушек, если звук – мягкий, синий – если звук твердый
Игра «Первый - последний»
Цель:
1.Развивать фонематический слух, дифференцировать гласные и
согласные звуки, согласные по твердости- мягкости, звонкости-
глухости.
2. Развивать навык звукового анализа слова.
3. Закрепить понятие «начало» и «конец» слова.
Игра: «Какой звук?»
(с карточками - камешками).
Логопед показывает синий камешек - ребенок называет любой согласный звук, если логопед показывает красный камешек, дети называют гласный звук. И наоборот.
Игра«Звуковое дерево».
На 3-х чудесных деревьях растут листья из камешков синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «малина» на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.
Игра «Сигнальщики».
У детей в руках камешки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синий камешек, если мягко-зелёный.
Игра «Прятки с камешками»
Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине.
Научить детей определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «.. в начале слова…» камешек кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.
Игра «Подарки зверюшкам»
Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки. Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?(Дети показывают камешек того цвета, с которого начинается звук)
Игра «Отгадай загадку»
(Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку камешками в виде звуковой модели)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
(Ребенок пишет отгадку в виде схемы)
Игра «Какие это буквы?»
Материал: буквы из камешков.
Правила: из камешков выложены буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)
Игра «Выкладывание букв из камешков» с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
Игра «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы камешками Марблс»
Используя нетрадиционные средства обучения в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, процесс становится более динамичным, эмоциональным, разнообразным, занятия становятся для детей интересными, увлекательными.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе воспитателям. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.
Список использованной литературы:
1.Алтухова, Н.Г. «Научитесь слышать звуки» / Н.Г. Алтухова. – СПб.: Лань, 2009.
2.Гаркуши, Ю.Ф. «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» / Ю. Ф. Гаркуши. - М.: ООО «Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2011.
3.Дельфин, Е.В. «Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи»
4.Лопатина, Л.В.,Серебрякова Н.В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» - Спб, 2011-250
5.Мазанова, Е.В. « Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР» – М.: ГНОМ, 2014.
6.Ткаченко, Т.А. «Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-ти лет» – М.: ГНОМ и Д, 2011.
7.Ушакова, О.С. « Методика развития речи детей дошкольного возраста»- М: ВЛАДОС, 2014.
8.Филичева, Т. Б. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа, 2009.
9.Платонова О.А. «Су-джок терапия для всех»; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звукового анализа и синтеза у дошкольников.
Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Известно, что фо- нематическое восприятие формируется в период от года до четырех ле...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...
«Игровые технологии как средство формирования звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста в работе с родителями»
Овладеть условными правилами употребления средств языка достаточно сложный процесс, и есть такие дети, которые не могут овладеть этим в определенный срок. Их мозг не справляется с восприятием систем я...
Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНРЗАДАЧИ РАБОТЫ:Проанализировать логопедическую, психо...
Игры с камешками Марбллз для развития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
В материале представлена подборка игр с камешками Марблз для развития операций звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен воспитателям, а также родител...